Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (579) | 28 марта 2016г.
 

Быстро и доходчиво

Тольяттинским льготникам в транспорте кулаками объясняют принципы товарно-денежных отношений

Егор Кошеров

21 марта на аппаратном совещании мэр г.о. Тольятти Сергей АНДРЕЕВ заявил о готовности муниципалитета начать процедуру расторжения муниципальных контрактов с коммерческими перевозчиками, которые сейчас работают на маршрутах города. Причина проста: несмотря на все увещевания со стороны исполнительного органа и решения судов, которые фактически обязывают частные транспортные предприятия перевозить льготные категории граждан, последним по-прежнему такая услуга не гарантирована. Но если раньше все ограничивалось всего лишь саботажем со стороны водителей маршрутных такси, то теперь дело иногда доходит даже до рукоприкладства в отношении льготников, не желающих дополнительно оплачивать и так положенное им по закону. Градоначальник обратился к представителям правоохранительных и надзорных органов для того, чтобы все выходящие вон эпизоды получили свою надлежащую оценку.

Дорогие пассажиры

Тольятти лидирует в печальном «антирейтинге» стоимости проезда среди всех муниципальных образований региона. 21 марта 2016 г. по заявлениям граждан в отношении всех внутримуниципальных перевозчиков г.о. Тольятти Самарским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Казалось бы, цену на проезд повысили все перевозчики. Но равнять их под одну гребенку все-таки нельзя. Стоимость одной поездки на муниципальном транспорте — 25 р. за наличные. Если же человек перемещается по электронному проездному, для него одна поездка будет стоить дешевле — уже 23 р. А если пользуется безлимитной транспортной картой за 1000 р., то цена поездки уже будет зависеть от их количества. Если пользоваться автобусами и троллейбусами хотя бы 4 раза в день (а это, в общем-то, не редкость), то стоимость одной поездки составит около 11 р. И сейчас речь идет об обычном пассажире, не имеющем никаких льгот. Для других категорий граждан — школьников, студентов, пенсионеров — есть свои целевые карты, дающие право на проезд с существенным дисконтом. Ежедневно на территории г. Тольятти совершается порядка 20 тыс. поездок с использованием различных платежных карт, гарантирующих социально незащищенным гражданам более дешевый проезд. Можно представить себе объем социальных обязательств, которые сейчас стоят перед муниципалитетом.

Кто кому обязан

Очевидно, пока проблемы с организацией льготных перевозок в полной мере не сняты. В противном случае не было бы жалоб и конфликтных ситуаций, доходящих до мордобоя. Для того чтобы снять проблему с транспортной доступностью всех районов и обеспечить ритмичность хождения муниципальных автобусов и троллейбусов, мэрия пытается обновлять транспортные парки муниципальных перевозчиков.

Ситуация в секторе коммерческих перевозок требует решительных мер
Ситуация в секторе коммерческих перевозок требует решительных мер

В ближайшее время в Тольятти должно поступить 60 новых автобусов, работающих на компримированном газе. Есть планы и, соответственно, заявки на участие в целевых программах по закупке новых троллейбусов. Но жизнь накладывает свои коррективы, особенно в период кризиса. Рассчитывать на полное одномоментное обновление муниципального парка не приходится.

Именно такая ситуация заставила муниципалитет формировать маршрутную сеть таким образом, чтобы свою долю в доходах могли иметь все хозяйствующие субъекты, занятые в пассажирских перевозках. Но одним из существенных требований муниципалитета было обязательное обеспечение отдельных категорий пассажиров льготным проездом в коммерческом транспорте. Перевозчики на это согласились, маршруты были разыграны, но дальше начались проблемы, больше напоминающие выкручивание рук муниципалитету. Частники обратились в Самарское УФАС России с жалобой на действия мэрии г.о. Тольятти при проведении конкурса на осуществление регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам. УФАС вынесло решение о том, что мэрия понуждать перевозчиков покупать валидаторы не вправе.

Мэрия Тольятти, разумеется, пыталась его оспорить, но безрезультатно. Впрочем, признать решение УФАС и судов выгодным для тольяттинских льготников все-таки нельзя. «Решение Самарского УФАС России не содержит выводов об отсутствии у перевозчиков обязанности по перевозке льготных категорий пассажиров. Напротив, условия договоров напрямую предусматривают обязанность перевозчиков по их перевозке», — напрямую указали в ведомстве. Ранее об этом же заявлял мэр Тольятти Сергей Андреев: «Все очень просто: мы не вынуждаем перевозчиков ставить считывающие устройства на свой транспорт. Мы им говорим: только в этом случае вы сможете получить деньги за перевозку льготных категорий граждан. Хотите, чтобы область оплачивала проезд льготников, — устанавливайте валидаторы. Не хотите — не устанавливайте, но вам придется возить льготников бесплатно».

Валидаторы ни при чем

Мэрия, получив не слишком выгодный для себя судебный акт, предпочла остаться в правовом поле. Раз уж она не может повлиять на установку коммерческими перевозчиками валидаторов, то было предложено взять их в аренду — по 600 р. за одно устройство в месяц, или по 20 р. в день. Что, напомним, почти на треть меньше стоимости одной поездки. Это предложение коммерческими перевозчиками также было проигнорировано.

Что может свидетельствовать о том, что проблема была отнюдь не в валидаторах и не в затратах на их установку. Скорее всего, неразрешимые проблемы с установкой считывающих карты устройств была вызвана желанием работать исключительно за наличные средства, которые позволяют получать выручку, что называется, здесь и сейчас, а также ровно в том объеме, чтобы не слишком напрягаться относительно уплаты налогов. Некоторые перевозчики установили произвольную цену за проезд льготников — 10 р. А отказывающихся платить стали просто ссаживать, попутно применяя физическую силу.

В принципе, сам факт того, что где-то кто-то на кого-то поднял руку, характеризует частный транспортный сервис весьма однозначно. Назвать подобный подход цивилизованным едва ли можно, учитывая всю историю взаимоотношений между муниципалитетом и перевозчиками. На этот раз практически впервые было заявлено, что муниципалитет не готов мириться с тем, что его шантажируют перспективами прекращения обслуживания льготников. В случае фиксации 3-4 нарушений местные власти готовы обращаться в суд с иском о расторжении контракта.

Что характерно, в случае судебных разбирательств служители Фемиды, как правило, встают на сторону льготных категорий граждан или тех, кто их представляет. В 2015 г. прокурор Республики Хакасия не только в судебном порядке обязал индивидуального предпринимателя уважать права льготников, но и привлек к административной ответственности за непредоставление пассажирам льгот, положенных по закону. В принципе, аналогичные истории в России наблюдаются с 2003 г. И во всех случаях суды выносили одно и то же решение. Бизнес бизнесом, а льготников нужно возить без дополнительной оплаты.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г.о. Тольятти

- Мы фиксируем большое количество обращений граждан по поводу отказов в провозе на коммерческих маршрутах, есть случаи рукоприкладства. Мы, конечно, будем помогать оформлять соответствующие заявления по этим фактам. Я прошу обратить на это особенное внимание прокуратуры и правоохранительных органов. Т.к. это затрагивает интересы пожилых людей, и не все себя способны защитить.

Есть примеры из других регионов, когда прокуратура защитила права граждан против таких перевозчиков, и я настоятельно прошу этот опыт изучить. Мы со своей стороны тоже будем фиксировать нарушения, после 3-4 серьезных будем обращаться в суд с иском о расторжении договора.