Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (579) | 28 марта 2016г.
 

Добавит конкуренции

На рынок производителей томатной продукции вышел новый игрок

Егор Кошеров

В марте на самарском рынке появился новый продукт от местного производителя — томатная паста «Моравка». В настоящее время паста реализуется через сеть супермаркетов «ОСТАП», торговые центры «МЕТРО» и другие розничные точки. По мнению экспертов Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», чтобы закрепиться на рынке, товар должен выдержать конкуренцию с известными продуктовыми марками. Оценивая перспективы новой томатной пасты в гонке за предпочтением потребителя, редакция провела собственное исследование. «Моравка» была сравнена с наиболее распространенными на рынке брендами.

Испытание новинки

Томатная паста «Моравка» вступила в конкурентную борьбу за потребителя, предпочитающего качественный и натуральный продукт. Согласно данным, указанным на этикетке, томатная паста произведена в соответствии со стандартом ГОСТ Р 54678-2011. Редакция ОАЕ «Хронограф» заинтересовалась новинкой, появившейся на самарском рынке, и провела собственное исследование, попытавшись выяснить конкурентоспособность данного продукта. Из независимых добровольцев была сформирована фокус-группа, которой было предложено сравнить вкусовые качества и внешний вид томатной пасты «Моравка» с другими продуктовыми изделиями данного типа.

Для проведения эксперимента редакция отобрала гостовскую продукцию известных брендов, которые сегодня часто встречаются на полках продуктовых магазинов: «Heinz», «Помидорка» и «Кухмастер». Разумеется, участники эксперимента, дегустируя томатные пасты, не были осведомлены о том, продукцию каких брендов они оценивали. Результаты оказались весьма любопытными. Несмотря на то что продукция каждого производителя по маркировке значилась как изготовленная в соответствии с ГОСТом, даже неискушенные участники фокус-группы смогли заметить, что томатные пасты отличаются и по внешнему виду, и по вкусовым качествам. По итогам обработки протоколов выяснилось, что внешний вид новичка рынка — томатной пасты «Моравка» — показался дегустаторам более перетертым. В этом плане она оказалась близка «Помидорке». Вкусовые качества «Моравки» участники эксперимента оценили как классические. При этом некоторые сочли, что отдельные томатные пасты, такие как «Кухмастер», якобы были несколько слаще и имели специфический привкус. Эксперимент также показал, что участники фокус-группы, оценивая томатные пасты по 10-балльной шкале, заметно разошлись по своим вкусовым предпочтениям. Одни высоко оценили продукцию с классическим вкусом, другие сделали реверанс в пользу томатных паст с оригинальным вкусом. В целом новичок самарского рынка показал удовлетворительные результаты и был оценен достойно при сравнении с известными брендами.

Под знаком ГОСТа

Примечательно, что участники фокус-группы были крайне удивлены порой значительными отличиями одного типа продукции (томатной пасты), изготовленной по одному стандарту — ГОСТ.

Данные обстоятельства заставляют обратить внимание на то, каким образом должна производиться томатная паста по ГОСТу. Важно отметить, что в соответствии с данным стандартом томатная паста должна производиться из томатной пасты, представляющей собой концентрат, который получают из свежих томатов или томатной массы. При производстве томатной пасты данный концентрат разбавляется водой, благодаря чему продукт приобретает жидковатый вид. По ГОСТу в ходе производства томатной пасты в данный продукт (концентрат) больше ничего не должно быть добавлено — ни сахара, ни крахмала, ни каких-либо иных ингредиентов. Поэтому этикетки любой томатной пасты, промаркированной стандартом ГОСТ, не должны содержать информацию о наличии в ее составе каких-либо добавок. Только томатная паста и вода. При этом состав продукции сопровождается указанием о содержании массовой доли сухих веществ. Если говорить о томатной пасте, произведенной в соответствии с ГОСТ, то в таком продукте массовая доля сухих веществ должна составлять 25%. Содержание сухих веществ в «Морав-ке» составляет 25%. Такой же показатель фигурирует на этикетках томатной пасты «Кухмастер». Этикетка «Помидорки» свидетельствовала о том, что там массовая доля сухих веществ 25-28%, а у томатной пасты «Heinz»-30%.

Различие во вкусе гостовских томатных паст, который отмечали участники эксперимента, может объясняться следующими обстоятельствами. Вкус каждой томатной пасты зависит от самих томатов и региона, где был изготовлен из них концентрат. Основными производителями томатного концентрата являются южные страны — Китай, Испания и Иран. Изготовленный в этих странах продукт экспортируется по всему миру. В дальнейшем ввезенный концентрат уже на местах используется не только для производства томатной пасты, но и для изготовления кетчупов, томатного пюре и томатных соков. Отсюда региональное происхождение тех или иных томатов является едва ли не основным фактором, определяющим вкусовые качества томатов. По информации ОАЕ «Хронограф», вошедшая на рынок томатная паста «Моравка» изготавливается из концентрата, который производится в Китае из местных томатов.

Различие во вкусе гостовских томатных паст может иметь и иное объяснение. Не исключено, что под видом ГОСТа реализуется томатная паста, которая кроме воды содержит сахар, а также различные вкусовые добавки и ароматизаторы, о чем недобросовестные производители могут умолчать. По крайней мере, у экспертов ОАЕ «Хронограф» возникли определенные сомнения в отношении информации, содержащейся на этикетке «Heinz», который реализуется в качестве сорта «Экстра». Там указывается: «Наша 100% натуральная томатная паста соответствует требованиям ГОСТ». Весьма странная формулировка: что значит «соответствует стандартам»? Ведь указание на сорт «Экстра» подразумевает, что томатная паста была получена из свежевыжатых продуктов.

Однако место производства томатной пасты «Heinz» сорта «Экстра» вызывает большие вопросы. «Произведено в Польше», — говорится на этикетке. Следует учитывать, что в Польше, как и в России, а также многих других европейских странах не выращиваются плодоовощные культуры для производства томатной пасты. В северных странах томаты просто не дозревают до нужной кондиции. Можно предположить, что томатная паста «Heinz» сорта «Экстра» производится из завезенных томатов. Однако в этом случае продукт подвергается высокому риску порчи и гниения, что для производства томатной пасты крайне нежелательно. С другой стороны, можно предположить, что в производстве используются польские томатные пасты. При таких обстоятельствах явно пострадали бы вкусовые качества конечного продукта. Однако и в том, и в другом случае производитель, по мнению экспертов ОАЕ «Хронограф», без добавления различного рода подсластителей и ароматизаторов мог не обойтись. В составе же указываются только «томаты».

Найдут клиента

Потребители, делая выбор в пользу той или иной томатной пасты, большое значение придают ее вкусовым качествам. Причем, как показал эксперимент, многие из них предпочитают продукт без какого-либо привкуса, ароматов и приторной «сладкости». Такой набор характеристик порой представляется даже излишним. Томатная паста «Моравка», которая обладает естественным видом и не создает ощущения вкусовых добавок, в указанном плане, похоже, дает больше свободы в приготовлении пищи. Ведь любая томатная паста, которая идет с «набором» вкусовых характеристик, по сути, придает навязанный вкус приготовляемому блюду. Однако использование классического варианта позволяет использовать одну и ту же томатную пасту при приготовлении разных блюд.

Кроме того, у томатной пасты «Моравка» есть еще одно важное качество. Из всех томатных паст, которые отведали участники эксперимента, «Моравка» обладает наиболее длительным сроком годности — 3 года. У остальных срок годности значительно меньше. Подозрения редакции в отношении использования консервантов опроверг производитель продукта, которым является ООО «МОРАВА», зарегистрированное в Самаре. Там пояснили, что столь длительного срока годности удалось достичь за счет стерилизации продукции (термической обработки). Использование данной технологии позволило приблизить сроки хранения естественного продукта к консервированным изделиям.

Необходимо отметить, что томатная паста «Моравка» — товар, с которым на рынок выходит местный производитель. Производство находится в Самаре. Помимо томатной пасты выпускается еще и кетчуп «Моравка».

На правах рекламы