Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (578) | 21 марта 2016г.
 

Имущество уплывает от банков

«Кедр-С» сбыл заложенные активы

Татьяна Федорова

1 апреля в Арбитражном суде Самарской обл. продолжится рассмотрение дела, связанного с банкротством новокуйбышевского ООО «Кедр-С» (ИНН 6330042360). Конкурсный управляющий Анна МАЛЬЦЕВА в ходе анализа отчетности должника выявила наличие признаков преднамеренного банкротства и достаточных оснований для обращения с заявлением в правоохранительные органы. «Кедр-С» дважды закладывал в банках ОАО «Банк Москвы» и ПАО «АктивКапитал Банк» (АКБ) Григория ОГАНЕСЯНА (на фото) имущество, которое в результате оказывалось в руках третьих лиц. «Банк Москвы» пытается взыскать с «Кедр-С» задолженность в общей сумме свыше 548 млн р. Исков от АКБ еще не поступало.

Игра с названием

Определением Арбитражного суда Самарской обл. 8 мая 2015 г. в отношении ООО «Кедр-С» введена процедура наблюдения. 16 ноября 2015 г. в отношении «Кедр-С» открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Анна Мальцева. Несостоятельным «Кедр-С» попросило признать ООО «ЭдЖи-Ойл», долг перед которым составил 17,4 млн р.

Участником «Кедр-С» числится Людмила Радченко. Компания зарегистрирована в Новокуйбышевске в 2010 г. с уставным капиталом 10 тыс. р. За 2014 г. «Кедр-С» показал выручку в размере 654,6 млн р. За 2013 г. выручка составляла 1,78 млрд р. Убытки за 2014 г. составили более ИЗ млн р., хотя за 2013 г. «Кедр-С» показал прибыль в размере 15,49 млн р. Директором «Кедр-С» являлся Иван Смирнов. Отметим, что в Самарской обл. ранее была зарегистрирована компания с идентичным фирменным наименованием, но с другим ИНН, участниками которой выступали Иван и Рита Смирновы. Фирма являлась основой группы компаний «Кедр», контролировавшей в Самарской обл. сеть АЗС и являвшейся официальным представителем федерального топливного оператора ТНК.

В 2010 г. ГК «Кедр» приобрела в собственность нефтебазу и заправки самарской сети «Март». Прежний «Кедр-С» кредитовался в ОАО «Банк Уралсиб». Долг перед банком доходил до 48,3 млн р. Кроме того, около 20,9 млн р. старый «Кедр-С» остался должен по налогам и сборам. Как уже писал «Хронограф», сразу после начала процедуры банкротства первого «Кедр-С» появился «двойник» — «Кедр-С» с ИНН 6330042360, который предпочитал кредитоваться в «Банке Москвы» и АКБ. Изначально участником «двойника» выступал сам Иван Смирнов, а директором значилась Людмила Радченко, потом, согласно ЕГРЮЛ, они поменялись местами (см. «Хронограф» №28 (515) от 15.09.14).

Заложить и продать

Конкурсным управляющим был проанализирован договор от 28 июня 2013 г., заключенный между «Кедр-С» и «Банком Москвы» на открытие кредитной линии в размере 290 млн р. с окончательным сроком возврата 28 июня 2016 г. Должнику было выдано кредитных средств на сумму более 256 млн р. Причем в обеспечение кредитного договора «Кедр-С» обязался передать в залог «Банку Москвы» ряд объектов. Например, автозаправочную станцию (земельный участок, движимое имущество), находящуюся по адресу: Самарская обл., Кошкинский р-н, п. Новая Жизнь, ул. Шоссейная, д. 19.

Однако, согласно выпискам из ЕГРП от 19 июня 2014 г., полученных «Банком Москвы», указанная АЗС и земельный участок были оформлены в залог в пользу АКБ на основании договора залога недвижимого имущества от 24 декабря 2013 г. сроком до 26 сентября 2014 г. включительно. При этом из выписки из ЕГРП от 17 декабря2015г., полученной конкурсным управляющим, следовало, что АЗС и земельный участок перерегистрированы 3 июня 2014 г. в собственность ООО «Ладья».

Еще один заложенный «Банку Москвы» объект — АЗС-69, находящаяся по адресу: Самарская обл., Приволжский р-н, с. Спасское, ул. Молодежная, 23. Согласно выписке из ЕГРП от 19 июня 2014 г., недвижимость находилась в собственности «Кедр-С». Согласно выписке от 18 декабря 2015 г., АЗС и земельный участок с 20 января 2015 г. находились под арестом, наложенным постановлением Красноярского райсуда 23 декабря 2014 г.

Также в «Банке Москвы» была заложена АЗС, находящаяся по адресу: Самарская обл., Пестравский р-н, с. Марьевка, ул. Ново-Хуторская, 1В, земельный участок и движимое имущество. Согласно выпискам из ЕГРП от 19 июня 2014 г., АЗС и земельный участок были оформлены в залог в пользу АКБ на основании договора залога от 26 сентября 2013 г. На данный момент этот объект уже находится в собственности ООО «УРАЛ-НП».

Идентичная ситуация сложилась с АЗС, находящейся по адресу: Самарская обл., с. Хворостянка, ул. Саморокова. Земельный участок находился в собственности «Кедр-С», однако на данный момент он уже зарегистрирован за ООО «Ладья». База нефтепродуктов, находящаяся по адресу: Самарская обл., Красноярский р-н, п.г.т. Новосемейкино, ул. Промышленное ш., участок 4А, земельный участок и подъездной железнодорожный путь по выпискам из ЕГРП от 19 июня 2014 г., полученным «Банком Москвы», были оформлены в залог в пользу АКБ сроком до 26 сентября 2014 г. включительно. Однако 19 августа 2014 г.

имущество было зарегистрировано в собственность ООО «Октанол». Еще одна нефтебаза, находящаяся в Красноярском р-не, п.г.т. Новосемейкино, ул. Промышленное ш., участок 43, земельный участок под ней и движимое имущество были заложены в АКБ до 20 января 2015 г. включительно. Однако 1 июня 2015 г. этот актив был передан в собственность ООО «АЗС Регион Поволжья».

Устроили многоходовку

Согласно анализу конкурсного управляющего, из 6 объектов, переданных залогодателем «Кедр-С» в залог «Банку Москвы», только один объект сохранился в собственности должника и то в результате обеспечительных мер в виде наложения ареста на имущество. Остальные объекты, числящиеся в залоге у «Банка Москвы», для начала были перезаложены в АКБ, а в дальнейшем сменили собственника.

Руководство АКБ фактически выдавало кредиты под залог имущества, которое на тот момент уже находилось в залоге у другого банка. Видимо, в банке Оганесяна даже не потрудились заказать выписку из ЕГРП, прежде чем выдавать деньги.

Любопытно, что согласно материалам арбитражного процесса, АКБ не заявился в качестве кредитора. Похоже, там считают, что продажа заложенной в банке недвижимости не принесла убытков.

Как видно из анализа конкурсного управляющего, имущество, заложенное в АКБ, еще до истечения срока ипотеки ушло в собственность третьим лицам. Так, владельцем наиболее привлекательного актива — нефтебазы в Красноярском р-не стало ООО «Октанол», принадлежащее Олегу Бузину. Олег Бузин является бенефициаром сети АЗС «Олви». А вторая нефтебаза отошла ООО «АЗС Регион Поволжья». Участниками компании выступают Виктор Мнякин, Наталия Матвеева, Александр Анюков, Борис Шаров.

На данный момент оба банка лишены возможности вернуть средства, т.к. имущество, ставшее предметом залога, уже имеет новых владельцев. Однако в отчете конкурсного управляющего содержится следующий вывод: «ООО «Кедр-С» в течение одного года до принятия заявления о признании его банкротом продало фактически все свое имущество, сделки по продаже которого могут быть признаны арбитражным судом недействительными».

Любопытны также следующие строки из отчета: «Многоходовые операции с имуществом, переданным банку в залог в качестве обеспечения полученного кредита, позволяют сделать вывод о наличии в действиях руководителя признаков состава преступления, предусмотренного ст. 176 УК РФ. Данная статья предусматривает ответственность за получение руководителем должника кредита путем предоставления банку заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии должника».

По данным, раскрытым в отчете, 28 июня 2013 г. «Кедр-С» и «Банк Москвы» заключили договор поручительства, по которому «Кедр-С» поручился в полном объеме за третье лицо — ООО «Промстройинвест» — по кредитному договору в размере 370 млн р. Таким образом, на момент заключения договора поручительства «Кедр-С» взяло на себя обязательство в размере 660 млн р. При этом сумма стоимости всех активов обанкроченного предприятия на 30 июня 2013 г. составляла 548,4 млн р., краткосрочная кредиторская задолженность составляла 366 млн р. «Следовательно, с заключением кредитного договора и договора поручительства у должника возникли обязательства, не обеспеченные имуществом», — делает вывод Анна Мальцева.

Бывший генеральный директор Иван Смирнов от кредиторов и правоохранительных органов скрывается. «Наличие таких аспектов в деле дает основание усматривать противоправные действия руководства должника, связанных с получением и расходованием денежных средств и оцениваемых как преднамеренное банкротство. В результате нельзя исключать возможности применения в отношении виновных лиц ст. 196 УК РФ», — написано в отчете конкурсного управляющего.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.