Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (576) | 24 февраля 2016г.
 

Впереди Сечина

ОАО «АК «Транснефть» двинулось на «Юг»

Вероника Синицына

После подписания АО «Транснефть-Приволга» (ТНП) соглашения о сотрудничестве с губернатором Волгоградской обл. Андреем БОЧАРОВЫМ в очередной раз могут измениться расклады вокруг небезызвестного проекта «Юг». Ранее главным его интересантом можно было считать ОАО «НК «Роснефть». Президентом Роснефти является Игорь СЕЧИН (на фото). Сейчас, похоже, инициативу здесь перехватывает ОАО «АК «Транснефть».

Проект «Юг» в числе прочего должен был вывести самарскую группу нефтеперерабатывающих заводов Роснефти на Краснодарский край. Это дало бы огромный стимул развития для региона. Под проект во многом была заточена и модернизация НПЗ в Самарской обл.

Стратегически проект «Юг» был направлен на создание трубопроводной системы для экспорта нефтепродуктов через порты Черноморского побережья. О планах по его реализации говорится уже не первый год, причем параметры предполагаемого строительства уже подвергались изменениям. В значительной мере это могло объясняться расхождением интересов по проекту между Роснефтью и Транснефтью. Президентом Транснефти является Николай Токарев.

Лоббистские усилия Игоря Сечина поначалу казались весьма удачными. Роснефть могла бы не просто стать одним из главных участников стратегического проекта, но и решить его в основном под собственные интересы. Такое стало бы возможным, если бы Роснефть получила контроль над начальной (в Самарской обл.) и конечной точками продуктопровода. Для решения вопросов с конечной точкой необходим был контроль над Новороссийским морским торговым портом.

В дальнейшем оказалось, что корректировки проекта могут происходить и не в пользу Роснефти. Тема включения самарского куста ее НПЗ в проект также оказалась под вопросом.

Наиболее вероятным вариантом для проекта выглядел уже путь «Волгоград — Новороссийск». Скорее всего, он был бы более выгоден Транснефти, а реализовываться — в содружестве с ОАО «Лукойл».

Теперь объявлено, что в рамках проекта в 2016 г. уже началось строительство продуктопровода в южном направлении именно от Волгограда. Как продвигается (и продвигается ли вообще) работа по строительству продуктопроводов из Самарской обл., пока непонятно. То же можно сказать и в отношении Саратовской обл, где Роснефть также имеет нефтеперерабатывающие активы. В этой теме уже давно заметен определенный информационный вакуум.

Согласно документации проекта, самарский куст предприятий Роснефти все-таки должен войти в проект. Но если с волгоградской отсечкой все понятно уже сейчас, то по включению в него НПЗ Самарской обл. вопросы остаются. Роснефть теперь может оказаться в проекте отнюдь не генеральным участником, а значит, и не распределителем средств и дивидендов. Покроет ли всевозможные потери Роснефти здесь развитие ее восточного, китайского направлений, можно только гадать. На данном этапе, кажется, возможности Николая Токарева оказались выше, чем у Игоря Сечина.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.