Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (576) | 24 февраля 2016г.
 

Поиграли в рестораторов

В группе «Генерация» могут маскировать вывод активов

Георгий Кизельгур

Генеральный директор сызранского ОАО «НЕФТЕМАШ» Александр БЕССОНОВ раскрыл информацию об очередном договоре поручительства предприятия. Процессы кредитования в группе «Генерация» Валерия ЛАПТЕВА, куда входит НЕФТЕМАШ, вызывают многочисленные вопросы. А некоторое время назад отмечен и процесс передачи активов между включенными в схему кредитования предприятиями группы.

Договор поручительства заключен с ПАО «Сбербанк России» в качестве обеспечения исполнения ООО «Генерация Нефтегазовое оборудование» (ГНО) всех обязательств (денежных и неденежных, а также обязательств, которые возникнут в будущем) по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии. Цель предоставления кредитной линии: пополнение оборотных средств.

Сумма лимита кредитной линии указана в 300 млн р. Дата полного погашения выданного кредита — 13 октября 2017 г.

НЕФТЕМАШ относят к московско-уральской группе «Генерация». Президентом ее является Валерий Лаптев. Производственная площадка НЕФТЕМАША расположена в Сызрани. Само предприятие еще несколько лет назад перерегистрировано в Екатеринбург (см. «Хронограф» №18 (327) от 24.05.10).

21 января оценку риска получила другая сделка НЕФТЕМАШа, выступившего гарантом исполнения обязательств со стороны АО «Дзержинскхиммаш» (ДХМ) из Нижегородской обл. ДХМ также входит в группу «Генерация» и также некоторое время назад было перерегистрировано в Екатеринбурге.

НЕФТЕМАШ заключил с Банком ЗЕНИТ договор поручительства в обеспечение исполнения всех обязательств ДХМ об условиях предоставления банковской гарантии. Банк ЗЕНИТ в данном случае выступает в качестве гаранта. Обеспечиваемым обязательством является контракт с ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (РФЯЦ-ВНИИ-ЭФ). Размер этой сделки в денежном выражении, являющийся и пределом ответственности по гарантии, назван в264,9млнр. (119,06% от стоимости активов). Предметом залога является имущество из 87 наименований залоговой стоимостью 163,7 млн р.

Имущество находится на площадке в Сызрани. Взыскание на него может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ДХМ обеспеченных залогом обязательств.

Сделка НЕФТЕМАШа и Банка ЗЕНИТ выглядит, с точки зрения экспертов, рисковой. РФЯЦ-ВНИИЭФ входит в структуру Росатома. Глава Росатома Сергей Кириенко еще в бытность полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе должен был быть прекрасно осведомлен о возможностях и НЕФТЕМАШа, и ДХМ. В случае срыва контрактных обязательств ДХМ взыскание может быть обращено и на активы в Сызрани. В конечном итоге это может способствовать переходу НЕФТЕМАШа и ДХМ под контроль Росатома.

Такую опасность в группе «Генерация», видимо, осознают. Незадолго до названных сделок, в 2014 г., ДХМ провело девять сделок, признаваемых крупными сделками. Некоторые из них можно расценить как вывод активов. Это договоры купли-продажи недвижимого имущества. Покупателем при этом выступило ООО «Нефтемаш». ООО «Нефте-маш» также перерегистрировано из Сызрани в Екатеринбург, но известно по работе именно на площадке НЕФТЕМАШа.

ДХМ продало ООО «Нефтемаш» нежилое помещение — клуб с рестораном и магазином общей площадью 1150,2 кв. м в г. Екатеринбурге, на пр-те Ленина, 116. Сумма сделки составила 170 млн р. Также — земельный участок с разрешенным использованием «для строительства здания клуба с рестораном и магазином», площадью в 390 кв.м, в г. Екатеринбурге, по ул. Ленина/Сакко и Ванцетти (кадастровый (условный) номер: 66:41:0301012:8). Его цена была определена в 1 млн р. при кадастровой стоимости около 10 млн р. Почти наверняка это участок под названным зданием.

Любопытно, что на одном из сайтов объявлений объект с назначением «ресторан, клуб, магазин» по названному адресу в Екатеринбурге выставлялся на продажу еще в 2013 г. Информация по нему обновлялась в июле 2015 г., а сейчас она названа неактуальной. Стоит отметить, что объект выставлялся на продажу по цене в 250 млн р., а годом его постройки назван 2015 г. Скорее всего, ООО «Нефтемаш» продало его на сторону.

Почему это не было сделано самим ДХМ? Да и каким мог быть смысл продажи объектов, если они могли бы повышать капитализацию предприятия, что важно для получения тех же кредитов? Они же могли бы, например, войти и в залоговую массу, как это сейчас произошло с сызранскими объектами.

Зачем вообще производственникам, к тому же ведущим деятельность на площадках других регионов, такой объект, как ресторан, где-то в Екатеринбурге? Как его планировалось использовать? Предприятий группы «Генерация» там и без ДХМ вкупе с ООО «Нефтемаш» хватает. Учредителем что ДХМ, что ООО «Нефтемаш», кстати, является ОАО «Генерация Финанс». Сделка так или иначе была проведена внутри группы и могла маскировать реальный вывод активов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Геннадий КАРТАШОВ, финансовый директор ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики»

- ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» является предприятием, сфера деятельности которого — выполнение государственного оборонного заказа... Информация по запросу в принципе не может быть предоставлена в связи с ее закрытостью. Использование мер обеспечения по закупкам для государственных оборонных нужд предусмотрено законами, регулирующими отношения в сфере госзакупок (275-ФЗ от 29.12.2012; 44-ФЗ от 05.04.2013), и является обязательным для исполнителей. Поэтому применение банковской гарантии в государственных контрактах по государственным оборонным заказам с участием нашего предприятия не зависит от усмотрения и воли ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ».