Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (576) | 24 февраля 2016г.
 

Владимир Митчихин:

На рынке пассажирских перевозок в Сызрани изменится все

Борис Кротов

12 февраля Арбитражный суд Самарской обл. удовлетворил иск администрации г.о. Сызрань к индивидуальному предпринимателю Михаилу МОРУНОВУ о расторжении договора №15 А на осуществление регулярных коммерческих автобусных маршрутных перевозок в пределах Сызрани. Наиболее обсуждаемой темой в Сызрани сейчас является то, насколько судебное решение может повлиять на ситуацию в сфере перевозок. Об этом в интервью корреспонденту ОАЕ «Хронограф» рассказал начальник отдела транспорта комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Сызрань Владимир МИТЧИХИН.

- Владимир Игоревич, почему все-таки администрация вышла в суд с иском о расторжении этого договора?

- Когда мы вводили в действие новую городскую маршрутную сеть, одной из основных целей, которую планировалось достичь в ходе реализации проекта, была поставлена безопасность автобусных пассажирских перевозок. В ранее существующих условиях сделать это было невозможно. Работа ряда частных перевозчиков явно не соответствовала этим требованиям.

Нарушения правил дорожного движения, совершение дорожно-транспортных происшествий были нормой. Отмечались и смертельные случаи. Да и последний пример: автобус, влетевший в киоск Роспечати, — это ведь сделал не водитель муниципального маршрута, а частник. Подобные перевозчики должны были с рынка уйти. Мы предупреждали, что будем расторгать с ними договоры. Вот и вышли в суд. Так что к этому шли логично, ничего сверхординарного в этом нет.

- Чем администрация мотивировала свои требования в суде?

- Мы указали, что ИП Михаилом Моруновым допущены существенные нарушения условии договора. Он неоднократно в 2009-2010 гг. привлекался к административной ответственности за нарушения условий лицензионной деятельности. Актами комиссионного обследования в период с 2006 по 2015 гг. неоднократно устанавливались нарушения, в т.ч.: отклонение автобусов от маршрутов, несоответствие технического состояния транспортных средств.

Также мы указали на наличие значительного количества нарушений ПДД водителями автобусов, участие водителей в ДТП, в т.ч. со смертельным исходом.

ИП Михаил Морунов не осуществляет деятельность по перевозке граждан самостоятельно и привлекает иных перевозчиков. Они также привлекались к ответственности; а заключенные им договоры аренды транспортных средств можно считать фиктивными.

- Что установил суд?

- ИП Михаилом Моруновым самостоятельная деятельность по перевозке пассажиров не осуществляется, транспортных средств у него не имеется. Это подтверждается актом проверки Управлением государственного автодорожного надзора по Самарской обл. Согласно приложенным к акту объяснениям самого Морунова, по учетным данным ГИБДД на 22 января 2015 г., на нем значится пять автобусов марки ПАЗ-3205 и три автобуса КАВЗ-3976, однако данные автобусы примерно в 2007 г. были им утилизированы и сданы в металлолом, снять же их с учета он не смог, т.к. на них был наложен арест.

Судом были проанализированы договоры «О привлечении пассажирского автотранспорта к совместным регулярным пассажирским автотранспортным перевозкам...». Из их содержания, анализа описанных прав и обязанностей следует, что привлеченные ИП Моруновым по договорам третьи лица являются, по существу, «субперевозчиками».

При этом ИП Морунов из правоотношений с администрацией не выбывал и продолжал оставаться стороной по договору №15 А.

Ответственность как за исполнение принятых на себя обязательств, так и за действия любых третьих лиц, привлеченных по договорам, перед администрацией несет именно ИП Морунов. Все испо лнение обязательств ИП Моруновым в отношениях с администрацией сводится к заключению им договоров с иными лицами о совместной деятельности по перевозке, об аренде, о найме водителей. Из анализа представленных договоров аренды, договоров о совместной деятельности и трудовых договоров в их совокупности следует, что они заключены для видимости исполнения ИП Моруновым обязательств по договору №15 А.

Действия ИП Морунова, самостоятельно определяющего перевозчиков, и действия администрации, предоставившей предпринимателю такие полномочия, нарушают принципы, установленные законодательством, как на момент заключения договора, так и в период его действия.

Суд обратил внимание и на то, что на момент заключения договора законодательство обязывало заключать его на конкурсной основе. Целью же заключения договора №15 А для ИП Морунова, исходя из анализа существующих правоотношений, является возможность предоставлять иным перевозчикам на платной основе право заниматься перевозочной деятельностью в обход существующего законодательства об определении перевозчиков путем конкурсного отбора.

- Как решение суда отразится на ситуации с пассажирскими перевозками в Сызрани?

- На рынке пассажирских перевозок в Сызрани изменится все. В т.ч. благодаря взвешенному решению суда. Основные идеи проекта новой маршрутной схемы в результате будут реализованы. А после формирования реестра перевозчиков на рынке останутся только добросовестные участники. Обстановка в сфере пассажирских перевозок будет соответствовать требованиям безопасности, транспорт — отвечать всем нормативным требованиям. Это пойдет на пользу всем сызранцам.