Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (570) | 21 декабря 2015г.
 

Юрий Кириллов:

Через консолидацию активов планируется прийти к более эффективному управлению ими

Татьяна Федорова

В декабре исполняется год с момента принятия федеральным правительством Стратегии развития электросетевого комплекса РФ. Согласно этой Стратегии, количество территориальных сетевых организаций (ТСО) к 2017 г. должно сократиться вдвое по отношению к 2012 г., а к 2030 г. -еще на 50%. Это должно в первую очередь способствовать улучшению качества услуг, предоставляемых сетевыми компаниями. Какие шаги предстоит сделать в этом направлении в Самарской обл., в интервью ОАЕ «Хронограф» рассказал директор по экономике и финансам ЗАО «ССК» Юрий КИРИЛЛОВ.

- Юрий Александрович, необходимость консолидации электросетевых активов признают на всех уровнях власти. Так, президент страны Владимир Путин отмечал, что «большое число территориальных сетевых организаций, которых в стране насчитывается несколько тысяч, далеко не способствует улучшению качества услуг». В 2015 г. ЗАО «ССК» прошло реорганизацию, консолидировав электросетевые активы региональных сетевых компаний на базе предприятия. Повлияет ли консолидация на рост эффективности объединенной компании?

- Консолидация электросетей осуществляется в рамках тренда по сокращению рынка непрофессиональных территориальных сетевых компаний (ТСО) и объединению мелких игроков с крупными. Данный тренд был озвучен в положениях Стратегии развития электросетевого комплекса РФ. Однако цели объединения электросетевых активов трех крупнейших региональных компаний на базе ЗАО «ССК» лежат в другой плоскости. Все три актива являлись крупными и профессиональными игроками рынка. В первую очередь объединение было осуществлено для решения экономических и стратегических задач. Через консолидацию активов планируется прийти к более эффективному управлению ими. Это т.н. эффект масштаба, когда за счет объединения компаний можно оптимизировать затраты и получить возможность перераспределения ресурсов. Например, когда один актив находится в лучшем состоянии по сравнению с другим, их объединение в структуре единой компании дает возможность перенаправлять ресурсы туда, где они в первую очередь необходимы.

- Но ведь придется бороться с традиционно низкой рентабельностью электросетевого бизнеса...

- Само по себе использование термина «рентабельность» в отношении монопольных видов деятельности не слишком корректно. В общей трактовке рентабельность бизнеса означает его прибыльность с позиции, при которой компания может самостоятельно распоряжаться полученной прибылью. А в электросетевом бизнесе, который является монопольным видом деятельности, по сути, прибыльность регулируется также со стороны государства, ведь она в большей степени формируется исходя из тарифных решений, принятых регулятором. К тому же прибыль должна направляться на определенные цели: реконструкцию имущества, развитие сетей. Соответственно, распоряжаться ею по своему усмотрению компания не может. Поэтому использование термина «рентабельность» в данном контексте не очень уместно.

- Сегодня на самарском региональном рынке присутствует до сотни электросетевых компаний. В основном это небольшие компании с локализованными сетями. Однако принципы тарифообразования для всех одинаковы. Почему мелкие сетевые компании наиболее болезненно переживают процессы сдерживания роста тарифов?

- Действительно, на региональном электросетевом рынке присутствует много мелких ТСО. С позиции электросетевого бизнеса это абсолютно нецелесообразная конструкция:

все сетевое пространство оказывается сильно раздробленным. Конечно, крупные сетевые компании в регионе есть, но ответственность за надежность работы электросетевого комплекса разобщена.

Как я уже говорил, более крупная компания имеет возможность перераспределять ресурсы, и в случае их ограниченности направлять их туда, где они в первую очередь необходимы. Мелкие сетевые компании, которые обладают небольшим количеством активов, не имеют такой возможности. Когда им уменьшают тариф, резко сокращая тем самым расходы на персонал, ремонт, спецтехнику, они становятся просто неспособными профессионально обслуживать электросетевое хозяйство. В этом таится огромная проблема. Кроме того, такие компании не исполняют своих обязательств согласно тарифным решениям. Там, где они являются плательщиками по межсетевым тарифам, они должны перераспределять получаемую от потребителя и гарантирующих поставщиков выручку, однако вместо этого они регулярно задерживают платежи или уходят с рынка, переоформляя аренду обслуживаемого ими имущества на другие компании. Это создает проблемы всем участникам рынка.

- Как размер необходимой валовой выручки (НВВ) электросетевой организации влияет на установление для нее тарифа, или наоборот...

- Разумеется, влияет напрямую. Конечный тариф на электроэнергию складывается из стоимости покупки электрической энергии, стоимости передачи электроэнергии и сбытовой надбавки. Стоимость покупки электрической энергии формируется исходя из цен, складывающихся на оптовом рынке электроэнергии. Остальные составляющие — это региональные факторы, которые формируются индивидуально в зависимости от необходимой валовой выручки (НВВ) региональных компаний. Так, сбытовая надбавка складывается из НВВ гарантирующего поставщика и части тарифа на передачу электроэнергии. По сути, это сумма НВВ всех электросетевых компаний региона. Соответственно, изменение НВВ компаний напрямую влияло бы на конечный тариф, устанавливаемый регулятором для сетевых организаций, однако логика тарифного регулирования обратная. Сначала мы получаем от регулятора индекс прироста тарифа на передачу электроэнергии, а потом определяется НВВ каждой сетевой компании.

- Для потребителей услуг электросетевых организаций в целом актуально лишь два фактора: способность государства сдерживать рост тарифов и способность сетевых организаций обеспечивать надежность эксплуатации сетевого хозяйства. Можно ли сделать так, чтобы эти факторы дополняли друг друга?

- Электросетевые компании осуществляют свою деятельность, как раз совмещая эти факторы. От тарифа, установленного для сетевой компании регулирующим органом, напрямую зависит объем выполняемых компанией инвестиционных программ. Поэтому, конечно, в условиях жесткого регулирования тарифов и сдерживания их роста компании вынуждены сокращать свои планы, при этом выполняя взятые обязательства по обеспечению надежности электроснабжения граждан. Стабильные, крупные игроки электросетевого рынка, обладающие сильной материально-технической базой, профессиональными кадрами, могут позволить себе существовать в такой ситуации и при этом оказывать качественные услуги.

- Электросетевой бизнес по определению считается социально ориентированным. Однако далеко не все электросетевые организации можно признать таковыми. Что делает электросетевую компанию по-настоящему социально ориентированной?

- Любая компания, оказывающая услуги для населения, является социально ориентированной. Понятие «социальная ответственность» касается и деятельности по распределению и передаче электроэнергии. От состояния оборудования, с помощью которого сетевые компании распределяют и транспортируют электроэнергию, в целом зависит качество услуги, которую получает конечный потребитель. Другим важным критерием социальной ориентированности сетевой компании является ее доступность и открытость для потребителя. Например, сегодня в электросетевом комплексе на законодательном уровне предприняты конкретные шаги по оптимизации для потребителя процесса технологического присоединения к электрическим сетям. Работа закона подтверждается на практике.

- Принято считать, что более выгодно заниматься энергоснабжением крупных потребителей, предприятий. Что надо делать, чтобы потребители — жители всех удаленных точек нашего региона не на словах, а на деле ощутили надежность энергоснабжения? Кто способен это сделать? Чем для этого надо обладать?

- Сегодня ЗАО «ССК» занимается передачей электроэнергии и эксплуатацией электрооборудования на территории всей Самарской обл., оказывая услуги как для крупных промышленных предприятий, так и для населения. Это налагает на нас огромную ответственность перед людьми. Поэтому работа компании должна быть такой, чтобы каждый житель любого удаленного села в любом муниципальном районе нашей губернии, независимо от статуса — юридическое это лицо или физическое, получал надежное электроснабжение хорошего качества, соответствующего существующим стандартам в электроэнергетике.

Для этого сегодня в ЗАО «ССК» создана двухуровневая система управления. Центральный аппарат компании осуществляет оперативное взаимодействие с 7 крупными региональными электросетевыми хозяйствами ЗАО «ССК», которые, в свою очередь, работают с потребителем на местах. Также в компании существуют общедоступные централизованные функции, которыми может воспользоваться любой житель области, минуя местное подразделение компании в своем районе или городе. К ним относятся: горячая линия и колл-центр ЗАО «ССК», интернет-приемная на сайте компании и центр обслуживания потребителей ЗАО «ССК».

- Энергетика — фундамент региональной экономики. Причем мощь этого фундамента определяется не только развитостью инфраструктурных активов энергокомпаний, но и объемами налоговых отчислений в бюджет. Какова роль электросетевого бизнеса в формировании налогового фундамента?

- В региональный бюджет у нас уходит большая часть от налога на прибыль (18% из 20%) и весь налог на имущество. Энергетика в целом (и сетевой бизнес в частности) является очень фондоемким производством. Это связано с тем, что на одну единицу генерируемой выручки используется большое количество единиц производственных фондов. Размер основных фондов сетевой компании очень велик. Поэтому, даже несмотря на использование льготных ставок по налогу на имущество, мы отчисляем в региональный бюджет очень значительные средства. Таким образом, мы делаем существенный вклад в развитие региона, в реализацию социальных программ и инвестиционных проектов на территории Самарской обл.