Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (570) | 21 декабря 2015г.
 

Льготники под защитой

В коммерческом транспорте Тольятти можно будет ездить по социальным картам

Сейдамет Абреков

14 декабря в мэрии Тольятти состоялась пресс-конференция, посвященная работе транспортной отрасли города. Спикерами выступили мэр г. о. Тольятти Сергей АНДРЕЕВ и руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Павел БАННОВ. Они, в частности, рассказали о том, что возить всех льготников обязаны все т. н. коммерческие перевозчики — это подтвердил суд. Также речь зашла о стоимости проезда в маршрутном транспорте в 2016 г.

Конфликт интересов

Собравшимся на мероприятии журналистам Сергей Андреев и Павел Баннов в подробностях и нюансах рассказали о дальнейших действиях мэрии г. о. Тольятти в связи с вынесенным решением Арбитражного суда Самарской обл. по вопросам перевозки льготников и тарифного регулирования на пассажирских перевозках. Также речь шла об изменении стоимости проезда на пассажирском транспорте и его оснащении речевыми автоинформаторами и информационными табло. Как известно, мэрией в 2014 г. был проведен конкурс на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в г. о. Тольятти, в котором одним из основных требований являлось обеспечение перевозки льготной категории граждан при предъявлении социальной карты жителя Самарской обл. и транспортных карт учащегося и студента. Кроме того, перевозчики получали возможность изменять стоимость проезда в сторону увеличения не чаще раза в год и не выше индекса роста потребительских цен.

Но перевозчики, в т. ч. те, кто не выиграл конкурс, обратились с жалобой в Самарское УФАС России с просьбой разобраться в законности предъявленных требований. Самарским УФАС России было вынесено решение о признании в действиях мэрии нарушений Закона о защите конкуренции. Городская администрация предприняла попытку оспорить решение антимонопольного органа в Арбитражном суде Самарской обл., однако суд в удовлетворении заявленных требований мэрии отказал, но признал выставленные требования законными.

Равные условия для всех

Директор Автономной некоммерческой организации «Содействие перевозчикам — автоспециалистам» Анастасия Калинина, комментируя точку зрения перевозчиков, заявила: «На сегодняшний день перевозчики не хотят возлагать на себя обязанность по приобретению средств учета оплаты проезда- валидаторов, т. к. их стоимость на самом деле очень большая. Которая впоследствии может отразиться на стоимости проезда, а мы, как люди, которые также живут в этом городе, не хотим поднимать стоимость проезда выше, чем она на муниципальном транспорте. Т. е. перевозчики заинтересованы, чтобы их транспорт был также востребован всеми пассажирами. Если же валидаторы придется покупать, это скажется на стоимости проезда. К примеру, стоимость самого считывающего устройства, стоимость транзакции за проезд, к этому добавляется техническое обеспечение валидатора — составляет в общей сложности порядка 50 тыс. р. Вот если бы муниципалитет оплатил хотя бы какую-то часть этих затрат?» Т.е. перевозчики пытались свои риски и затраты переложить на муниципальный бюджет, но при этом иметь возможность зарабатывать на пассажиропотоках города.

Разумеется, в мэрии Тольятти сформировалась совершенно иная точка зрения, которая была отражена в ходе судебного процесса. По сути решения суда, принятого в рамках дела№А55-15487/2015, мэр г. о. Тольятти Сергей Андреев пояснил: «Мы не вынуждаем перевозчиков ставить считывающие устройства на свой транспорт. Мы им говорим, что только в этом случае вы сможете получить деньги за перевозку льготных категорий граждан. Хотите, чтобы область оплачивала проезд льготников, устанавливайте валидаторы. Не хотите — не устанавливайте, но вам придется возить льготников бесплатно». При этом особенный акцент был сделан на том,что в мотивировочной части решения суда довольно четко была обоснована обязанность коммерческих перевозчиков перевозить всех льготников. «В мотивировочной части решения суда по льготникам было отмечено, что организации, осуществляющие перевозку транспортом общего пользования, не вправе отказать в перевозке отдельным категориям граждан, имеющим право на льготу по оплате проезда, а вывод Самарского УФАС России в указанной части основан на необоснованном расширительном толковании положений конкурсной документации и условий договора в указанной части», — пояснил руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Павел Баннов.

Оплачиваем проезд

Также Павел Баннов в ходе пресс-конференции подтвердил информацию о повышении оплаты за проезд с 1 января 2016 г. На пассажирском транспорте муниципальных предприятий планируется увеличение стоимости проезда пассажиров и провоза багажа: с 20 р. до 23 р. (15%) с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда (электронный кошелек) до 25 р. за наличную оплату. Стоит напомнить, что последнее повышение стоимости проезда было 1 января 2015 г. — с 18 до 20 р. «Данная мера обусловлена как ростом уровня инфляции в целом по стране в 2015 г. 12,05%, планируемый уровень инфляции на 2016 г. 8% (в сумме составит 20,05%), так и значительным ростом цен на товары и услуги перевозчиков. Предприятия пассажирского транспорта и иных организационно-правовых форм собственности стоимость проезда на коммерческих маршрутах будут определять самостоятельно. Т.е., скорее всего, мы опять вернемся к разделенной оплате за проезд по району и между районами», — поделился своими доводами Павел Баннов.

Кроме того, он рассказал о том, как автомобили т. н. коммерческих перевозчиков будут оснащены информационными табло и речевыми информаторами. «В текущем году пассажирскими предприятиями проводятся мероприятия по оснащению существующего парка общественного транспорта речевыми автоинформаторами объявления остановочных пунктов по внутримуниципальным маршрутам и информационными табло «бегущая строка». Данные мероприятия в большей мере направлены на обеспечение доступности пассажирского транспорта для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху и зрению), а также на повышение комфортабельности пассажирских перевозок.

По состоянию на 1 декабря текущего года, общее количество парка общественного транспорта составило 779 единиц. Из них: речевым автоинформатором оснащены 749 единиц транспорта, информационным табло «бегущая строка» -332 единицы. Работы по оснащению информационными табло подвижного состава продолжаются», — пояснил Павел Баннов. По завершении пресс-конференции ее участники смогли лично осмотреть один из автомобилей, оснащенных по последним требованиям. Участники мероприятия остались довольны увиденным.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г. о. Тольятти

- В общении с представителями альтернативных перевозчиков мы говорим: хотите получить деньги — купите валидатор и пользуйтесь, не хотите покупать валидатор — возите по предъявлении проездного, не получая возмещения. Это все на выбор перевозчика, это все публичная услуга, публичный договор, и т. к. условия для льготников установлены региональным правительством, предприятием, заключившим муниципальный контракт, услуги должны оказываться по социальному проездному, который человек приобрел. Для нас это принципиально важно. Мэрия и дальше намерена требовать от всех перевозчиков соблюдать все условия договора, которые были указаны в конкурсной документации. То, что касается урегулирования с нашей стороны, периодичности изменения стоимости проезда, суд счел, что у нас таких полномочий нет, и тут у коммерческих предприятий действует полная свобода выбора.

Мэрия регулирует тарифы только для муниципального транспорта как учредитель. Мы видим у транспортных предприятий рост затрат, дефицит водителей, зарплата у которых повышалась последний раз в апреле 2014 г., поэтому повышение стоимости проезда — это вынужденное решение. Мэрия специально дифференцировала этот платеж, т. к. безналичные платежи более прозрачные, мы бы хотели, чтобы люди преимущественно пользовались электронными проездными. Возможность проехать на общественном транспорте за 23 р. предоставлена каждому. Просто нужно иметь карточку, пополнять ее. К примеру, в большой Москве от количества поездок зависит стоимость: если ты хочешь в розницу оплачивать 25 р., пожалуйста, или можно положить на карточку, скажем, 200 р. и ездить за 23 р. Мэрия отталкивается из расчета, что доступность поездок составит 23 р., и если гражданин часто пользуется общественным транспортом, он может пополнить карту раз в неделю, раз в месяц или раз в десять дней и пользоваться услугами по тарифу 23 р.