По данным бухгалтерской отчетности за 2014 г., ООО «ВОЛЖСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» (ВМЗ) показало убытки почти 6,83 млрд р. И это при годовом обороте 1,9 млрд р.! В размере убытков ВМЗ пропустил вперед себя только свою головную компанию -ОАО «АВТОВАЗ». Стремление к формированию убытков куста вазовских предприятий напрямую бьет по наполняемости регионального бюджета. Вообще сегодня региональное автомобилестроение становится все более реальной угрозой для социальной стабильности в Самарской обл.
Рекордсмены по убыткамПо данным бухгалтерской отчетности за 2014 г., ООО «ВМЗ» при годовом обороте 1,9 млрд р. показало убытки почти 6,83 млрд р. По итогам 2013 г. у ООО «ВМЗ» убыток был всего-то 822 млн р. Следует отдать должное, что обороты у ВМЗ в 2014 г. упали по сравнению с выручкой 2013 г. -3,11 млрд р. При анализе данного случая обращает на себя внимание то, что выручка — это не главное, т.к. себестоимость продаж ВМЗ составила 3,699 млрд р. (2013 г.) и 2,64 млрд р. (2014 г.). Абсурдность вазовского и околовазовского бизнеса в условиях нашей чрезмерно этатизированной экономики уже никого не удивляет. Поэтому наращивать обороты при отрицательной рентабельности в нашем сумасшедшем доме в порядке вещей. Обращает на себя внимание другой фактор. Убытки, зафиксированные по итогам 2014 г., превышают как выручку, так и себестоимость! Добавим, что непокрытый убыток на начало 2015 г. составил 8,24 млрд р. Такого даже на АВТОВАЗе при Игоре Комарове не было. Хотя потребность в этом была, но об этом ниже. Итак, наступило время приоткрыть завесу тайны над чудесами бухгалтерского баланса ООО «ВМЗ». Стоимость основных производственных средств (ОПС) составила: в 2011 г. — 4 млрд р., в 2012 г. — 4,44 млрд р., в 2013 г. - 4 млрд р., в 2014 г. — 1,36 млрд р. Учитывая то, что ВМЗ «привлекался» к взаимозачетам в рамках работы ОАО «АВТОВАЗ» по «спасательным» кредитам ГК «Ростех» в 2009 г., можно было бы предположить, что стоимость ОПС была завышена, а амортизация средств не производилась. Собственно говоря, строка «Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль» в период 2012-2013 гг. оставалась пустой. В 2014 г. там появилась сумма 72,978 млн р. Для получения рекордных убытков этого явно недостаточно. Зато в 2014 г. ВМЗ показал в строке «Прочие расходы/Прочие операционные расходы» 7,385 млрд р. Вот это уже ближе к делу. Генерация расходовСамое время обратиться к справочным материалам. «Операционными расходами являются: - расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; | | - расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; - расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; - расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; - проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); - расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; - отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; - прочие операционные расходы» (http://www.e-reading.club/chapter. php/ 97252/62/Kabkova_-_Shpargalka_po_ buh-galterskomu_uchetu.html). С учетом практики формирования резервов данный случай ближе к «классике» жанра в исполнении менеджмента ГК «Ростех», где гендиректором до сих пор числится Сергей Чемезов. Но в любом случае сформировать резервы, например, по сомнительным долгам или по условным фактам хозяйственной деятельности, в 3,5 раза выше выручки — это дорогого стоит. Как в переносном, так и в прямом смысле. А ведь было время, когда на АВТОВАЗе проявляли интерес к бережливому производству (lean production). По большому счету, если не жонглировать терминами, то в основе принципа бережливого производства лежит выявление процессов, не направленных на получение конечного ликвидного продукта, локализация и «убийство» этих процессов. С учетом дыр в бухотчетности ВМЗ специалистам в области современного менеджмента есть где развернуться. А с учетом колоссальных потерь, которые наблюдаются в обществе из года в год, можно нанять самых высокооплачиваемых профессионалов. Все равно экономический эффект покроет все издержки по оптимизации процессов. Однако на предприятии речи о подобных инновациях не идет. Равно как не идет речь не то чтобы о привлечении к ответственности исполнительного органа общества за финансовые художества, но даже о досрочном прекращении его полномочий. | | Собственно говоря, сам бухгалтерский баланс ВМЗ сводится не лучшим образом. Об этом говорят неуклонно растущие данные по строке 180 «Отложенные налоговые активы». По итогам 2011 г. они составляли 7 млн р., 2012 г. — 70 млн р., 2013 г. — 114,495 млн р., 2014 г. — 283,73 млн р. Если использовать непрофессиональную терминологию, то можно сказать, что баланс 2014 г. не сошелся почти на 300 млн р. Оно и понятно. В разделе пассивов наблюдался рост заемных средств (строка 410) с 0 (2011-2013 гг.) до 727,66 млн р. (2014 г.), а резервы предстоящих расходов (строка 510) выросли с 35,40 млн р. (2013 г.) до 157,396 млн р. (2014 г.). Ну что тут скажешь? Язык цифр отличается повышенной конкретикой. Чего не скажешь о «компетентных органах», которые упорно не замечают странностей в открытой отчетности. Хотя есть вполне логичная версия происходящего. Есть у кого учитьсяЗдесь самое время вспомнить о «злоключениях» ОАО «АВТОВАЗ». Флагман региональной экономики, намучившись в свое время с освоением 100-миллиардной федеральной «помощи» (см. «Хронограф» №23 (422) от 25.06.12), еще 2012 г. начал формировать непокрытые убытки. Экс-президента общества Игоря Комарова непрофессионалом в финансовой сфере назвать никак нельзя. Поэтому еще в его бытность в балансе предприятия началось «наполнение» строки «Непокрытый убыток». По итогам 2012 г. он составил 23,485 млрд р., в 2013 г. — 29,72 млрд р., в 2014 г. -54,877 млрд р. Теперь акционеры АВТОВАЗа могут спать спокойно. Если в федеральном бюджете снова обнаружатся ненужные полсотни миллиардов на «спасение» российского автопрома, для их освоения не потребуется формировать внутрикорпоративную кредиторскую задолженность и погашать ее, перепродавая самим себе разного рода активы. Однако в случае с АВТОВАЗом обращает на себя внимание недостаточность записанных в балансе убытков. Все-таки в 2009 г. в рамках «спасения» отечественного автопрома была освоена гораздо большая сумма. Не секрет, что в проведении зачетов после того, как миллиарды исчезли, участвовал еще один лидер рейтинга убыточности по Самарской обл. -ООО «ВМЗ». Как уже отмечалось, ООО «ВМЗ» является дочерней компанией ОАО «АВТОВАЗ». Однако в антирентабельности формирования убытков у такой «дочки» стоит поучиться даже головной компании. В этой ситуации следует обратить внимание еще на один аспект. Налог на прибыль составляет 40% доходной части бюджета Самарской обл. Это значит, нет налога — нет бюджета. Какие уж тут корпоративные задачи? |