Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (552) | 13 июля 2015г.
 

Дорога жизни

Могла стать тормозом под руководством Вячеслава Подобулина

Георгий Кизельгур

Получила развитие ситуация, касающаяся вопросов съездов с федеральной трассы М5 и примыкающих к ней участков в Сызранском р-не. В частности, свою позицию по этому поводу высказал глава Сызранского р-на Вячеслав ПОДОБУЛИН. Остроты проблеме, скорее всего, добавила и деятельность здесь строительной компании, подконтрольной сыну экс-главы Сергиевского р-на Анатолия ШИПИЦИНА — Сергею ШИПИЦИНУ.

Довольны все

Федеральная трасса традиционно является настоящей «дорогой жизни» для многих территорий, значительно способствуя повышению их социально-экономического потенциала. Это развитие логистики и непосредственно транспортного сообщения. Это инвестиции в промышленность и сельское хозяйство. Это развитие малого и среднего бизнеса, придорожного сервиса. Следствие -поступление налогов и других сборов в бюджет на пользу той или иной территории.

Таковой федеральная трасса М5 могла бы стать и в Сызранском р-не, который сейчас не блещет рекордными показателями. Тем более после масштабных работ по ее капитальному ремонту в 2014 г. Их вело ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» («Большая Волга»). Начальником «Большой Волги»является Роман Залесинский.

Однако в подобных ситуациях хватает желающих застолбить за собой права на прилегающие земельные участки. Понятно, что различные объекты сервиса в полосе отвода такой оживленной дороги способны принести немалый барыш. Средств для решения таких вопросов обычно не жалеют. Отсюда — коррупция в области предоставления в аренду, продажи прилегающих земель, обустройства съездов к различным объектам.

Причем такое положение дел изначально устраивает всех возможных игроков. И, например, органы местного самоуправления, стригущие официальный или неофициальный доход, и предпринимателей, которым, по сути, нет большой разницы, кому отстегивать долю, — лишь бы проблем не было. К тому же, когда все довольны, нет особого смысла озадачиваться разрешительной документацией, полностью соответствующей требованиям.

Но все это только до того времени, когда на территорию приходят подрядчики федерального центра. В бизнесе они, как правило, не новички и все местечковые ухищрения для них более чем очевидны. И кто при наличии столь тонких и неоднозначных моментов будет против того, чтобы подзаработать дополнительно, помимо государственного контракта. Проще говоря — состричь сколько выйдет с тех же предпринимателей, нуждающихся в съезде к объекту, но не имеющих соответствующей документации.

Прикрылись «Вегой»

Возможно, подобным образом развивалась и ситуация в районе 888 км трассы М5 в Сызранском р-не. Это не так и невероятно, учитывая, что подрядчиком по ремонту трассы в этом районе выступало ООО «ТрансСервис». Скорее всего, это именно тот ТрансСервис, который подконтролен сыну экс-главы Сергиевского р-на Анатолия Шипицина — Сергею Шипицину. 19 сентября 2014 г. ТрансСервис перекрыл доступ к АГЗС ООО «ЮКОН» Павла Грызунова (см. «Хронограф» №20 (548) от 15.06.15).

Проблемы со съездами с М5 не сняты
Проблемы со съездами с М5 не сняты

Учредителем Строй-Сервиса является ООО Строительная компания «СтройТЭК». Номинальная доля в уставном капитале ТрансСервиса, по данным ЕГРЮЛ от мая 2014 г., принадлежит его директору Максиму Лашаеву. А единственным владельцем СтройТЭКа, по данным ЕГРЮЛ на февраль 2010 г., является Сергей Шипицин. Он же назван и в качестве директора предприятия. Стоит отметить, что ТрансСервис ранее уже «отличался» различными острыми ситуациями при выполнении контрактов, претензиями со стороны налоговых органов из-за его отношений с фирмами, имеющими признаки «однодневок», и многим другим (см. «Хронограф» №35 (479) от 28.10.13, №36 (523) от 17.11.14).

Показательно, что после того, как ситуация уже стала достоянием гласности, в Сызранском р-не попытались, как кажется, прикрыться нуждами сельхозпредприятия ООО «Вега». Вега, как сообщил первый заместитель главы администрации Сызранского р-на Максим Маршалов, использовала съезд в районе 888 км для доступа к угодьям, вывоза урожая. Естественно, что «Веге» он жизненно необходим. Урожай как раз скоро собирать. Но решение вопроса со съездом за счет нужд сельхозпроизводителя — это и решение спорного вопроса для ЮКОНа.

Но «Вега» обращалась с проблемой в ту же администрацию, да и не только. Исполнительный директор «Беги» Михаил Котов подтвердил «Хронографу»: «В 2009 г., на стадии проектирования реконструкции автодороги, ...ООО «Вега» направляло проектировщикам свои предложения относительно съезда на км 887+500... В 2014 г. ...нам стало известно, что вышеназванный съезд не включен в проект и сконструирован не будет... 1 августа 2014 г. было написано письмо... Подобулину... В ответ нам было предложено пользоваться другими... съездами. 1 августа... было направлено письмо в... «Большую Волгу»... Ответа на данное обращение в письменном виде получено не было. Также Михаил Котов сообщил: «2 апреля 2015 г. были направлены обращения в министерство сельского хозяйства и продовольствия... и министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Наши обращения были перенаправлены в... «Большую Волгу». 1 июня 2015 г. было направлено обращение губернатору Самарской обл. Меркушкину Н.И. Ответ к настоящему моменту (10 июня 2015 г.) не получен».

Не сошлись в цене

По словам главы Сызранского р-на Вячеслава Подобулина, проблемы со съездами есть и у других сельхозпроизводителей. В любом случае они налицо. В Сызранском р-не на М5 можно насчитать более 100 съездов и различных ответвлений. Это съезды к дачным массивам и придорожным кафе, к туристическим базам и мотелям, поселкам и АЗС. Причем, хотя большинство из них, как кажется, были в ходе капремонта обновлены, есть и такие, которых работы не коснулись. Это некоторые съезды к АЗС, кафе, к асфальтовому заводу в районе с. Заборовка. А кое-кто, судя по качеству съезда, мог строить его самостоятельно, как, например, на одной из АЗС под брендом «Лукойл». Не сошлись в цене вопроса?

Конечно, все названные особенности должны быть хорошо известны многолетнему руководителю Сызранского р-на Вячеславу Подобулину.

Можно сколько угодно долго говорить о необходимости решения проблем. Но не под его ли руководством «дорога жизни» здесь могла стать тормозом развития?

В 2015 г. на арендные отношения по трассе М5 обратили более пристальное внимание и правоохранительные органы. Начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД РФ по Самарской обл. Сергей Гольдштейн сообщил «Хронографу»: «В ходе расследования преступлений... установлено, что многочисленные нарушения законодательства в сфере строительства и землепользования являлись условиями, сопутствовавшими совершению преступлений. В апреле 2015 г. в адрес прокурора Сызранского р-на и начальника Сызранского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской обл. были направлены информационные письма, что земельный участок в районе 879 км автодороги М5 «УРАЛ» на основании договора аренды от 7 октября 2014 г. администрацией м. р. Сызранский предоставлен в пользование одному из обществ с ограниченной ответственностью».

Сергей Гольдштейн также добавил: «На данном участке расположено 19 объектов придорожного сервиса, которые не принадлежат данному ООО, а получили лишь в аренду земельные участки от данной организации... объекты придорожного сервиса незаконно расположены на земельном участке... В мае 2015 г. 5 предпринимателей самостоятельно снесли объекты, расположенные на 879 км автодороги М5 «Урал». В настоящее время оставшиеся объекты свою деятельность на постоянной основе не осуществляют». И это было не единственное нарушение.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Вячеслав ПОДОБУЛИН, глава Сызранского р-на, председатель Собрания представителей Сызранского р-на

- Дорога — первый тормоз для внедрения прогрессивных технологий, ибо они мобильные, рассчитаны на десятки тысяч гектаров, а это... должны переезжать с одного поля на другое — на московскую трассу не выйди... и съездов нет. На сегодняшний день для сельхозтоваропроизводителей это тормоз, тормоз преткновения.

Михаил КОТОВ, исполнительный директор ООО «Вега»

- Существовал еще съезд на 888 км автодороги. По данному съезду также можно было съехать к полям ООО «Вега», но... этот съезд был загорожен металлическим отбойником. Таким образом, съезды на 887 и 888 км... прекратили существовать. Мы вынуждены использовать альтернативные... съезды..., что повлекло дополнительные расходы... и увеличило... производственные издержки.

Сергей ГОЛЬДШТЕЙН, начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД РФ по Самарской обл.

-11 июня 2015 г. сотрудниками отдела полиции №34 (Сызранский р-н) МУ МВД России «Сызранское» выявлены нарушения со стороны лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в отношении владельцев двух кафе составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1. КоАП РФ, материалы направлены для рассмотрения в Сызранский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской обл.