Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (552) | 13 июля 2015г.
 

Уловка «Боша»

Иностранный инвестор пытался запутать таможенный контроль

Андрей Неретин

2 июля, после открытия построенного ООО «Роберт Бош Самара» (РБС) завода по производству автокомпонентов к югу от областного центра, стало известно о том, как немецкий инвестор предпочитает провозить товары через таможню. В Арбитражном суде Самарской обл. стартовало судебное разбирательство между РБС и Самарской таможней. Предприятие было наказано за неверную классификацию ввезенного товара. Ввоз обычных винтов под видом самонарезающих позволял РБС заплатить таможенную пошлину по ставке 8%, а не 10,3%, т. е. здорово сэкономить. Похоже, РБС в этом деле полагалось на то, что с таможенниками удастся договориться. Не вышло.

В стартовавшем арбитражном процессе РБС требует признать недействительным решение Самарской таможни от 2 марта 2015 г. о классификации товара. Начальник Самарской таможни Вениамин Васильев, отвечая на редакционный запрос ОАЕ «Хронограф», пояснил: «Правовым основанием принятия оспариваемого решения является выявление таможенными органами неверной классификации товара, ввозимого ООО «Роберт Бош Самара».

После посещения предварительного судебного заседания редакции ОАЕ «Хронограф» стали известны подробности правонарушения, которое, по мнению Самарской таможни, допустило РБС. В частности, таможня указывала на неверную классификацию товара, которую применило дочернее предприятие немецкой корпорации Bosch. В таможенной декларации импортер указал ввозимый товар в качестве самонарезающих винтов. Однако впоследствии таможня усомнилась в истинности данного утверждения. «Были сделаны однозначные выводы о невозможности отнесения товара к самонарезающим винтам. Он таковым не является», — заявила заместитель начальника правового отдела Самарской таможни Карина Юртаева.

«В ходе таможенного контроля была назначена первичная таможенная экспертиза. Перед экспертом был поставлен вопрос определить состав товара, ответить на вопрос: относится ли данный винт к самонарезающим? Были отобраны пробы товара. Данные пробы исследовались таможенным экспертом. Таможенным экспертом был сделан однозначный вывод о том, что данный винт самонарезающим не является», — отметил,

в свою очередь, главный государственный таможенный инспектор Самарской таможни Сергей Иванов.

Он же пояснил суду: «Самонарезающие винты должны иметь три критерия: шлифованную головку, нарезающую резьбу, а также заостряться и сводиться у конца конуса. Данным критериям исследованный товар не соответствует. Таким образом, было принято решение по классификации об отнесении товара к иной товарной позиции. Т. е. винты не самонарезающие». Таким образом, согласно выводам экспертов Самарской таможни, завезенные РБС винты являются обыкновенными, а не самонарезающими.

Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте таможенно-логистического оператора «Коннект-Логистика», обычным винтам соответствует код ТНВЭД 7318121ООО и они облагаются таможенной пошлиной по ставке 10,3%. В то же время винты самонарезающие относятся к иному типу товара, которому соответствует код ТНВЭД 7318149900. Таможенная пошлина за их ввоз взимается по ставке 8%.

В результате, казалось бы, невинной погрешности в классификации товара РБС намеревалось уплатить таможенную пошлину с ввозимого им товара в размере 8%, а не 10,3%, как это должно было быть. Однако вызывает большое сомнение, что такая ошибка была допущена случайно, а специалисты производителя автокомпонентов не смогли отличить самонарезающие винты от обычных. Отсюда следует, что РБС посредством неверной классификации товара, по всей видимости, пыталось извлечь коммерческую выгоду от экономии на ввозе на территорию РФ импортных изделий, которые в соответствии с Таможенным законодательством РФ должны облагаться более высокой таможенной пошлиной, чем тот тип изделий, под видом которых и был осуществлен ввоз.

Показательно, что в день судебного заседания состоялась торжественная церемония запуска в эксплуатацию завода РБС в индустриальном парке «Преображенка». Следует отметить, что региональные власти оказывали и продолжают оказывать всевозможное содействие РБС в реализации инвестиционных проектов на территории области, о чем в ходе церемонии открытия завода лично заявил гендиректор РБС Кристиан Шнайдер (на фото). В том же индустриальном парке «Преображенка» созданы крайне благоприятные условия для иностранных инвесторов. Только в 2014 г. в рамках подпрограммы «Создание благоприятных условии для инвестиционной деятельности в Самарской обл.» на2014-2018 гг. государственной программы Самарской обл. «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской обл.» на создание инженерной инфраструктуры индустриального парка «Преображенка» было выделено 253,9 млн р. Созданными на эти деньги мощностями сегодня в т. ч. пользуется РБС.

Однако создается впечатление, что руководство РБС не ценит усилий властей Российской Федерации и Самарской обл., направленных на создание столь благоприятных условий иностранным инвесторам, каким могут позавидовать даже отечественные производители. Свидетельством в пользу этой версии и является попытка уклонения РБС от уплаты таможенной пошлины в размере 10,3% в случае с ввозом импортного товара. Не исключено, что руководство РБС рассчитывало как-то договориться с Самарской таможней, чтобы на ввоз товара по заниженным пошлинам закрыли глаза. Однако принципиальная позиция таможенных органов РФ не допустила подобного правонарушения.

Существует версия, что в РБС в своем замысле рассчитывали на коррупционную среду. Во всяком случае, выгоднее немцам могло видеться найти нечистого на руку сотрудника таможни, чем платить повышенную таможенную пошлину. Возможно, такой вариант ранее у них уже где-то срабатывал неоднократно. Сегодня это нереально. Но немецкие инвесторы, похоже, еще не поняли, что с недавнего времени в России всерьез стали бороться с коррупцией.