Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (548) | 15 июня 2015г.
 

Двойной интерес

Борьба с алкоголизацией населения постепенно приобретает черты кампанейщины

Георгий Кизельгур

17 июня на территории Самарской обл. должен закончиться этап общественных обсуждений по законопроекту «О внесении изменений в ст. 4 Закона Самарской обл. «О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской обл.». Видимо, именно под завершение дискуссии властные структуры озаботились формированием актуальной статистики, иллюстрирующей вред, который предприниматели, занимающиеся реализацией пива и слабоалкогольной продукции, приносят обществу. Борьбу за трезвость общества можно было бы принять за чистую монету, если бы за всей кампанией не проглядывалась многослойная комбинация, направленная на зачистку рынка производства и продажи пива в интересах крупных корпораций. А пока законопроект не принят, розничных торговцев стали усиленно посещать люди в погонах и представители административных комиссий. Повеяло коррупцией.

Борьба за трезвость

Наделавшим шуму законопроектом предполагается запретить продажи алкоголесодержащей продукции в воскресенье с 17 до 23 часов и в объектах с общей площадью зала обслуживания посетителей менее 50 кв. м вне зависимости от того, отдельно стоят эти объекты или расположены на первых, в цокольных (полуподвальных), подвальных этажах, а также во встроенных и встроенно-пристроенных нежилых помещениях многоквартирных домов. Изменения должны вступить в силу и стать обязательными для исполнения с 1 августа. Предприниматели, занимающиеся розничным распространением пива, считают, что, по сути, внедряемые новшества грозят закрытием торговых точек. Без какого-либо временного интервала для перепрофилирования помещений, приведения их к нормативным требованиям. Да и без альтернативных вариантов. Следует напомнить, что отрасль уже пережила переформатирование бизнеса, когда мелкие розничные точки перепрофилировали деятельность с прямых продаж на оказание услуг общепита. Именно тогда были заложены основы постепенного приведения оборота слоабоалкогольной продукции к цивилизованным стандартам, когда употребление пива осуществляется в основном в дорогих и не очень заведениях общественного питания. Сейчас слабоалкогольная продукция будет вынуждена уйти в тень. Требование об обязательности наличия 50 кв. м торгового зала фактически приравнивает продажу пива к продаже крепких алкогольных напитков. Хотя последнее является лицензируемым видом деятельности. Т. е. административные барьеры умудряются создавать даже там, где пока этого законом не предусмотрено.

На странице законопроекта можно оставлять комментарии. Пользователь Владимир Лапенков воспользовался этой возможностью. «Запрет торговли алкогольными напитками объектами общепита в жилых многоквартирных домах — это практически сокращение общепита, ресторанов, кафе в Самаре более чем на 90%. Правительство уже хорошо стукнуло по ресторанам, запретив в них курение, не хотел бы, чтобы Самара была впереди всей страны по безработице. К чемпионату мира 2018 г. необходимо, наоборот, развивать культурные заведения, а не огульно закрывать их: где будут проводить вечернее время иностранцы? Как им объяснить, что по инициативе начальника ГУ МВД, который проработал полгода, Самара превратится в город «левого» алкоголя, не имеющего приличных ресторанов и баров?» — пишет пользователь.

Игры в статистику

На первый взгляд, обсуждаемые инициативы, которые пока почему-то не нашли ни одного положительного пользовательского отзыва, прикрываются исключительно борьбой за трезвость населения: «Несмотря на введение Законом Самарской обл. и дополнительных ограничений, Самарская обл. входит в число 5 регионов Приволжского федерального округа с самым высоким показателем потребления (распития) алкогольной продукции».

Начавшаяся очередная кампанейщина по борьбе с алкоголизацией отбросит нас еще дальше от европейских стандартов
Начавшаяся очередная кампанейщина по борьбе с алкоголизацией отбросит нас еще дальше от европейских стандартов

В обоснование необходимости принятия законопроекта его разработчики даже приводят статистику, сформированную на основании данных УМВД по Самарской обл. Продавцы отмечали, что в зимний и весенний периоды 2015 г. патрулирование, как они считают, целевым образом осуществлялось рядом с точками реализации пива. Стоит ли после этого удивляться тому, что результаты были получены соответствующие, а вернее сказать, те, какие и хотелось получить: «За период с января по февраль 2015 г. в сравнении с аналогичным периодом 2014 г. также отмечается рост количества административных правонарушений, связанных с потреблением (распитием) алкогольной продукции, на 11,8% (с 9006 до 10069), в т.ч.: по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах» -на 11,7% (с 5452 до 6091); по ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения) — на 13,1% (с 3443 до 3894)». Если перевести столь скрупулезно подготовленную статистику в область абсолютных цифр, то получится, что каждый 826-й житель области пил алкоголь там, где это не положено, и каждый 527-й появлялся в состоянии подпития в общественных местах. Уместно ли говорить о том, что эта статистика свидетельствует о повальной алкоголизации населения? Скорее нет, чем да. При этом статистические данные не делят отловленных нарушителей на тех, кто употреблял пиво и кто -крепкие напитки. Хотя с точки зрения закона реализация того и другого продукта — вещи совершенно разные. Получается, что статистическими данными манипулируют? Но во имя чего?

Впрочем, для объективного понимания картины следует ознакомиться и с другими данными, характеризующими оборот алкоголесодержащей продукции в регионе. По различным оценкам, производство пива приносит в бюджет от 3 до 5 млрд р. ежегодно, и эту статью смело можно считать одной из наиболее ресурсных для области. Подобный экономический эффект обусловлен тем, что 100% поступлений от акциза на пиво остается в регионе производства. Данная цифра как нельзя лучше характеризует рыночный оборот, за который готовы сражаться крупные корпорации. Стоит ли удивляться включению административного ресурса, который, как правило, неизменно обслуживает интересы по-настоящему крупного бизнеса?

Следует учитывать, что уничтожение или своеобразная «кастрация» розничных реализаторов пива (которые фактически представляют дистрибьюторскую сеть местных производителей пива), ударит не только по тем, кто работает в рознице, но и по тем, кто занимается производством пива и отчисляет налоги и акцизные сборы в бюджет. Собственно, сами розничные продавцы считают, что они и их бизнес стали заложниками в конкурентной борьбе между пивоваренным концерном «Балтика» и местными производителями. Вопрос лишь в том, сколько людей пострадает от принятия обсуждаемых поправок.

К примеру, в г. Тольятти около 200 предпринимателей занимаются бизнесом в сфере общественного питания, при этом они дают около 6000 тыс. рабочих мест. В случае закрытия этих предприятий вряд ли сфера услуг в разгар кризиса сможет предоставить всем этим людям адекватную замену места работы, чтобы трудоустроить их. Более того, потребуется тратить ресурсы на их переобучение. В масштабах области картина может быть еще более удручающей. «По состоянию на 28 ноября 2014 г. на территории Самарской обл. услуги общественного питания оказывают 1118 объектов, из них около 30% — закусочные, небольшие бары и кафе с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м. Кроме того, 116 объектов общественного питания размещаются в нестационарных объектах», — такую статистику по Самарской обл. приводят разработчики законопроекта. Кто будет решать проблемы людей, занятых в этой сфере, и куда им, собственно, идти со своим нелегальным в перспективе бизнесом и взятыми под него кредитами?

Закрытию будут подлежать более чем 450 небольших точек общепита. Если каждое из них создает хотя бы 10 рабочих мест, то выплаты пособий по безработице потерявшим место для занятости превысят 20 млн р. И это только самые первоначальные убытки. Однако разработчики закона считают по-другому: «Принятие закона... не потребует дополнительных расходов областного бюджета». Не хотят замечать очевидного, так получается?

Указание сверху

Вряд ли найдется человек, в т.ч. и среди самих реализаторов пива, который бы на полном серьезе считал, что этот вид торговли вообще не нуждается ни в каких формах контроля. Более того, предприниматели и сами заинтересованы во внедрении и развитии более цивилизованных форматов торговли слабоалкогольными напитками, ухода от «разливаек» к концепции заведений демократичного общепита. Да и кто откажется от дополнительной выручки за счет продажи не только алкоголя, но и блюд?

Однако у административного ресурса, видимо, есть задачи, в которые в принципе не вписываются интересы малого бизнеса. «Неугодных предпринимателей города, ведущих свой бизнес по продаже пива, буквально «завалили» проверками со стороны полиции. Редко когда псевдожалобу какую-либо покажут. Чаще на вопрос о причинах проверки слышим как приговор: «Указание сверху», — поделился своими впечатлениями от последних акций один из предпринимателей. В его словах можно выделить как минимум два примечательных момента. Первый касается самого факта появления недовольных граждан. В период борьбы с открытыми розничными рынками правоохранители тоже осуществляли проверки по заявлениям тех, кому якобы доставляет неудобство такой формат торговли. Второй примечательный момент: сам факт появления массового количества жалоб от граждан и их проведение под этим массовых проверок, заканчивающихся составлением протоколов на владельцев общепита. Чем-то же надо обосновывать принятие закона, фактически запрещающего функционирование розничной сети местных производителей? Почему бы вдруг не вспомнить про якобы имеющиеся неудобства, которые этот бизнес якобы наносит населению?

Те, кто знаком с этим видом бизнеса не понаслышке, убеждены, что с рынка вытеснят именно добросовестных реализаторов, высвободив ниши для тех, кто привык торговать из-под полы. И это, к сожалению, уже отработанная практика. «По мнению экспертов, запрет на продажу пива и коктейлей в киосках не приведет к уменьшению объемов их употребления среди населения. В ряде регионов России уже появились так называемые клубы коллекционеров алкогольной атрибутики. На своих сайтах они предлагают гражданам в любое время суток приобрести дорогостоящие пепельницы, зажигалки и штопоры. В придачу к этому покупатели получают спиртное «в подарок». А недавно омская прокуратура обнаружила пиво и коктейли в одном из сельских отделений почты, которое было расположено прямо в детском саду. Руководство учреждения объяснило, что запасы слабоалкогольных напитков предназначались для реализации их почтальонами среди населения. Закону это не противоречит. Так что теперь, по всей видимости, горячительные напитки смогут доставлять домой прямо вместе с письмами и открытками», — писала «Российская газета». После принятия такого законопроекта разгул торгового креатива может появиться и в Самарской обл.