Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (543) | 27 апреля 2015г.
 

Таможня не одобряет

Находясь под началом Зубера, НК НПЗ не озаботилось лицензией на импортный товар

Андрей Неретин

13 апреля Арбитражный суд Самарской обл. изготовил мотивированное решение по иску ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» (НК НПЗ) к Самарской таможне. Предприятию было отказано в признании незаконным решения таможенников о наложении штрафа за нарушение импортной квоты нержавеющих труб определенного типа стали. Видимо, действия НК НПЗ настолько удивили суд, что в решении отдельно содержится напоминание о необходимости соблюдать законодательство Таможенного союза (ТС).

В одной из предыдущих публикаций ОАЕ «Хронограф» уже обратил внимание на нарушение таможенного законодательства, допущенное НК НПЗ (см. «Хронограф» № 13 (541) от 13.04.15). Речь шла о нарушении импортной квоты труб из нержавеющей стали. На момент совершения правонарушения на территории РФ действовали квоты на импорт труб из коррозионностойкой стали наружным диаметром до 426 мм включительно. Они были установлены коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая является постоянно действующим наднациональным органом ТС и Единого экономического пространства. Решения коллегии и совета ЕЭК касаются всех стран ТС.

Однако нормами, принятыми на международном уровне в целях поддержки отечественного производителя, на НК НПЗ, как оказалось, пренебрегли. Как следует из материалов дела, 4 апреля 2014 г. НК НПЗ подало на Самарский таможенный пост декларацию на товары, где были заявлены трубы из нержавеющей стали AISI 316 из стали марки 1.4435 (производитель — фирма «SANDIK», Швеция). Проанализировав представленные для таможенного контроля документы, таможенники обнаружили несоблюдения ограничений, которые распространялись на товар.

«Указанные в декларации трубы изготовлены из стали марки 1.4435 по EN 10088-1, что подтверждается представленным при таможенном декларировании сертификатом качества, оформленным изготовителем импортируемых труб», — говорится в решении суда. Данный товар не был изготовлен на территории стран ТС и не был внесен в перечень исключений, на которые действие импортных квот не распространялось.

Подозрения на несанкционированный ввоз товара подтвердились, когда таможенниками был получен ответ из Управления Минпромторга РФ по Поволжскому р-ну. Согласно ответу министерства, НК НПЗ при декларировании указанного товара должно было представить лицензию Минпромторга РФ на право ввоза квотируемых труб. Однако товар процедуру лицензирования не проходил. «Данный товар подлежит лицензированию, а лицензия является необходимым документом для ввоза на таможенную территорию ТС и выпуска для внутреннего потребления, — пояснил «Хронографу» начальник Самарской таможни Вениамин Васильев. — На момент ввоза и помещения под таможенную процедуру лицензия на контролируемый товар Самарской таможней не регистрировалась, при декларировании товара не представлена».

По данному факту и было возбуждено дело об административном правонарушении, а также вынесено постановление о штрафе, которое НК НПЗ в суде оспорить не смогло. Более того, суд счел нужным вписать в мотивированное решение своеобразное назидание: «ОАО «НК НПЗ», являясь участником внешнеэкономической деятельности, обязано соблюдать таможенное законодательство Таможенного союза».

Впрочем, существуют сомнения, что генеральный директор НК НПЗ Виталий Зубер (на фото) прислушается к выводам суда. Штраф в размере 50 тыс. р. вряд ли остановит предприятие на пути к европейским партнерам. На НК НПЗ могут прийти к заключению, что гораздо удобнее время от времени платить по 50 тыс. р., чем подстраиваться под квоты ТС. Об импортозамещении в таком случае не может идти и речи.

Комментарии

Вениамин ВАСИЛЬЕВ, начальник Самарской таможни

- Все действия таможенных органов РФ направлены в т. ч. на сохранение экономической целостности и экономической стабильности государства и производятся на благо последнего. Назначенное ОАО «НК НПЗ» административное наказание отвечает означенным целям, а именно — предупреждению совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими юридическими лицами, вступающими в таможенные правоотношения.