Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (543) | 27 апреля 2015г.
 

Стежко втянут

В жернова корпоративных разборок

ИА «Центр-Инфо»

Продолжилась ситуация, которую можно расценить в качестве косвенного признака наличия конфликта между президентом ОАО «НК «Роснефть» Игорем СЕЧИНЫМ и президентом ОАО «Лукойл» Вагитом АЛЕКПЕРОВЫМ. Вряд ли случайно в информационном пространстве появились материалы о реализующихся в «Роснефти» различных финансовых схем сомнительного характера. Причем если брать именно Самарскую обл., то единственным предприятием «Роснефти» в связи с этим называется именно АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» (СНПЗ), которое сегодня возглавляет Константин СТЕЖКО (на фото).

Названные события развиваются на фоне вбросов информации о якобы имеющихся конфликтах между Игорем Сечиным и Вагитом Алекперовым. Нельзя исключать, что на высшем федеральном уровне уже могло быть принято негласное решение о переделе территорий влияния нефтяных гигантов. Судя по некоторым движениям, он может коснуться Самарской обл. Позиции «Лукойла» здесь могут окрепнуть, а «Роснефть» — наоборот, отступить. Это могло быть связано с несколькими факторами. С одной стороны, «Роснефть» все активнее переключается на проекты, связанные с Китаем и другими дальневосточными участниками рынка, с другой стороны, ситуация с санкциями со стороны ЕС существенно поубавила «Роснефти» перспективы западных направлений. Зато для «Лукойла» западное направление до сих пор одно из наиболее серьезных. На этом фоне раздел зон влияния между этими компаниями внутри России мог бы выглядеть вполне логичным ходом. Зачем конкурировать друг с другом?

В феврале-марте 2015 г. в интернет-пространстве был размещен ряд материалов, касающихся коррупционных схем. Почему-то их пытались увязать с деятельностью «Роснефти». Под пристальным вниманием оказались, например, вице-президент «Роснефти» по кадровым вопросам Юрий Калинин и руководитель департамента организации закупок Сергей Михайлов.

Так, на интернет-портале «Компромат.ру» недавно появилась статья, посвященная особенностям закупок в «Роснефти» и прочим действиям. Приведем одну из самых безобидных цитат той статьи: «...Михайлов известен в нефтяной отрасли своим богатейшим опытом по созданию... схем. Одну из них он сплел на предыдущем месте работы в компании ТНК-ВР... Следующим местом работы «эффективного менеджера» стала нефтяная компания «Славнефть». Там Сергей Евгеньевич скрупулезно воссоздал полюбившуюся ему схему продвижения аффилированных компаний...».

Для понимания ситуации важно сопоставить официальную информацию. Сергей Михайлов был назначен на названную должность в «Роснефти» весной 2013 г. И весной того же 2013 г. СНПЗ возглавил Константин Стежко — в качестве исполняющего обязанности генерального директора. До того, как возглавить СНПЗ, он поработал на различных должностях в компании ТНК, а затем в ТНК-ВР. А с 2011 г. занимал должность начальника департамента нефтепереработки и нефтехимии ОАО НГК «Славнефть» (см. «Хронограф» №9 (453) от 18.03.13). Видимо, в это же время там работал и Сергей Михайлов.

Исходя из этого уже меньше удивления вызывает то, что именно СНПЗ (а не какое-либо иное предприятие самарского куста «Роснефти») неоднократно упоминается названным источником в связи с финансовыми схемами. Любители вбросить в интернет компромат почему-то не пишут про ОАО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод», не вспоминают о делах ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод», хотя и там есть о чем поговорить, но именно СНПЗ им не дает покоя. Уместно как минимум задаться вопросом, к чему такая избирательность.

Ответ, возможно, кроется в ключевом расположении СНПЗ в плане перевалки продукции по южному направлению. Тем более что сейчас в плане как проекта ЮГ, так и европейского направления развития «Роснефти» в целом есть большие вопросы. Скорее можно говорить о переориентации компании на восточное направление, в частности — Китай.

В случае такого развития событий самарский куст предприятий «Роснефти» может оказаться своеобразным анклавом в окружении активов других нефтяных компаний. И не факт, что в дальнейшем анклав не превратится в ненужный аппендикс. Более того, этот аппендикс оказывается в самой центральной части пересечения двух основных транспортно-психологистических коридоров. Один из них — «Север-Юг». Он соединяет грузовые терминалы Санкт-Петербурга и нефтедобывающие регионы Каспия. Из всех российских нефтяных компаний именно у «Лукойла» в прикаспийских регионах самые сильные позиции.

Причем в последнее время начались разговоры о том, что озвученный выше транспортный коридор «Север-Юг» может быть продлен чуть ли не до берегов Персидского залива. Снятие санкций с Ирана этому подыгрывает. К тому же у «Лукойла» также имеются серьезные производственные активы в Ираке. Второй транспортный коридор, который также проходит через Самарскую обл. и Сызрань в частности, -это «Восток-Запад». Причем, говоря о восточной составляющей этого коридора, здесь уместно говорить в т. ч. и о трансконтинентальной железнодорожной магистрали, которая проходит из Китая через весь Казахстан, пронизывает Самарскую обл. и уходит опять же на Санкт-Петербург. Эту магистраль можно было назвать южным сухопутным дублером «Транссиба» и БАМа.

На добыче нефти в Поволжье активно работает тот же «Лукойл». У такого известного дочернего предприятия «Лукойла», как ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» (РИТЭК), с недавнего времени появились прямые интересы в Самарской обл. — по добыче сырья. Добыча нефти здесь осуществляется ТПП «РИТЭК-Самара-Нафта». А если есть добыча, то должен быть и интерес к переработке — причем не за тридевять земель. СНПЗ для этих целей подходит как нельзя лучше. К тому же от Сызрани рукой подать до Саратовской обл., где позиции все того же «Лукойла» общеизвестны.

В любом случае налицо явная информационная атака на «Роснефть». Причем стоящие за ней люди могут быть хорошо осведомлены о корпоративных отношениях внутри самой компании. СНПЗ же является частью корпоративной системы, как и Константин Стежко, лишь одним из винтиков большого механизма. Можно по-разному отнестись к раскрытым на «Компромат.ру» данным. Кто-то может им не доверять, а кто-то прислушиваться. Важно другое: любая информация критического толка не возникает на пустом месте. На этом фоне вполне закономерен вопрос о том, действительно ли в «Роснефти» реализуются названные схемы и включено ли в них СНПЗ? Если ответ однозначно отрицательный, то как Игорю Сечину и Константину Стежко, так и другим менеджерам компании логично было бы предпринять необходимые действия, направленные на защиту деловой репутации. А если таковые не предприняты, то крайне интересна причина этого решения. Во всяком случае, в ответе на соответствующий запрос ОАЕ «Хронограф» руководители «Роснефти» и СНПЗ озвученных версий не опровергли.