Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (543) | 27 апреля 2015г.
 

Алексей Чигенев:

Нам нужно сохранить субъекты экономики в рабочем состоянии

Павел Андреев

Обвал рубля в конце 2014 г. привел к существенному удорожанию денежных средств. С одной стороны, банки увеличили доходность по депозитам, с другой — кредиты стали малодоступны или вообще недоступны для предприятий малого и среднего бизнеса. Как следствие, мы наблюдаем снижение деловой активности, что может не лучшим образом отразиться на наполнении региональных и местных бюджетов. Между тем такая ситуация может дать дополнительный механизм для эффективной поддержки субъектов экономики, что может способствовать сохранению опорных предприятий в кризисный период. Свою точку зрения на эту ситуацию корреспонденту «Хронографа» изложил заместитель секретаря СРО партии «Единая Россия», депутат СГД Алексей ЧИГЕНЕВ.

- Алексей Иванович, кризис, охвативший нашу страну, уже отразился на наполнении бюджетов области и муниципалитетов. Чем опасна данная ситуация для Самарской обл. ?

- Я бы сказал, что ситуация вызывает тревогу и понуждает к принятию решений, которые помогли бы нам пережить кризис. Сгущать краски не следует. Нужно проанализировать ситуацию и принять план действий.

Для правильной постановки задачи нам следует обратиться к формированию бюджета Самарской обл. В конце прошлого года Самарская губернская дума приняла закон Самарской обл. «Об областном бюджете на2015г. и плановый период 2016 и 2017 гг.». Этим законом был предусмотрен объем доходов бюджета на 2015 г. в размере 129,2 млрд р. Как правило, в течение года в ходе исполнения утвержденного бюджета в него вносят изменения. Однако структура доходной части бюджета в целом существенно не меняется.

Львиную долю доходной части бюджета составляют налоговые поступления. Это примерно 77% от общего размера доходов. Остальное приходится на неналоговые поступления за счет собственных источников региона (7%) и на безвозмездные поступления (16%).

На протяжении последних трех лет при расчете зачислений налоговых платежей в региональный бюджет действовал следующий норматив. Налог на прибыль организаций -90% в областной бюджет, 10% — в федеральный, НДФЛ 70% — областной, 30% — бюджеты муниципалитетов. Можно и дальше перечислять налоговые и неналоговые поступления. Акцизы на вино, пиво — 100% в областной бюджет, акциз на спирт этиловый из пищевого сырья и спиртосодержащую продукцию — 50% (50% — в федеральный бюджет), налог на имущество организаций — 100%, акциз на нефтепродукты -100%, транспортный налог — 100%. Причем это далеко не полный список.

Если же мы проанализируем фактические объемы поступлений, то для нас станет очевидно, что основными источниками доходов бюджета Самарской обл. по-прежнему остаются налог на прибыль организаций и НДФЛ. Отчисления с налога на прибыль организаций составляют примерно 32% от общего размера доходов бюджета Самарской обл. Это самый крупный источник доходов областного бюджета. На втором месте — отчисления от НДФЛ. Их доля в бюджете области — 22%. Чтобы понять, насколько это много, приведем пример. Доля поступлений в бюджет Самарской обл. от акцизов за ГСМ колеблется в интервале 4-5%, а доля поступлений за счет отчислений с акцизов за алкогольную продукцию составляет примерно 8-9%. Из этого не сложно понять, что для стимулирования роста доходной части бюджета надо создавать условия для предприятий и организаций, нацеленных на получение прибыли. Для этого у региональных органов власти есть все необходимые инструменты. Это дает возможность планировать рост поступлений в бюджет по этому источнику доходов. Вот как об этом сказано в пояснительной записке к утвержденному бюджету Самарской обл. на 2015 г. и плановый период: «При расчете прогноза по налогу на прибыль организаций на 2015-2017 гг. использован темп роста прибыли прибыльных организаций, который (по базовому варианту прогноза социально-экономического развития Самарской обл. на 2015-2017 гг.) составил по годам соответственно 103,4%, 107,6%, 108%».

Однако не только в повышении уровня прибыли организаций и росте количества таких организаций кроется существенный потенциал для наращивания доходной части бюджета в виде налоговых поступлений. На данный момент уровень поступлений в областной бюджет за счет налога на имущество организаций составляет всего 2% от общего размера доходов бюджета. Наверное, звучит парадоксально, но нам есть куда расти.

- Тем не менее мы сегодня находимся далеко не в лучшей экономической ситуации. И прогнозы по состоянию экономики РФ далеко не самые оптимистические. Вы же говорите, что у нас потенциал роста. Где он кроется?

- Мы уже говорили раньше о возможностях протекционистской политики в регионах. Я всегда стоял на рыночных позициях. Но сегодня речь идет о сохранении экономического потенциала региона в кризисных условиях. Нам нужно сохранить субъекты экономики в рабочем состоянии до тех пор, когда ситуация станет более благоприятной. Кроме того, мы должны обеспечить наполнение регионального бюджета. При правильной политике мы сможем не только сохранить экономику региона, но и, что более важно, сохранить рабочие места, сохранить доходы населения и соответственно его покупательскую способность.

Если мы возьмем строительный бизнес, т.к. в этой области я работал профессионально, то здесь сегодня основным источником поступлений является госзаказ. Мы уже говорили раньше, при проведении торгов необходимо отдавать предпочтение резидентам. Причем регионо- и градообразующим резидентам. Да, наверное, этот тезис звучит не очень рыночно, но сегодня именно так мы сможем обеспечить устойчивость региона.

- Вы уже неоднократно высказывались о том, что условия выполнения госзаказов зачастую ведут поставщиков услуг и подрядчиков к серьезным проблемам...

- Мало того, условия ужесточаются. С одной стороны, заказчик требует на этапах проведения торгов и заключения госконтрактов обеспечения и банковских гарантий. Мы уже говорили об этом раньше и повторяться не будем. Сегодня появились новые негативные факторы. Поставщики материалов требуют предоплаты на фоне роста цен. В июне следует ожидать рост тарифов.

Есть позитивный момент: введено авансирование работ. Но это тоже не спасает. Подрядчик должен кредитоваться. С авансом он начинает работы, выполняет объем, но если потом возникает задержка платежей, то у подрядчика возникают сверхзатраты по обслуживанию кредитов. С прошлого года кредитные ставки выросли до 20%. Фактически это уровень рентабельности эффективного предприятия. Иначе говоря, в текущих условиях, если мы сработали в «0», то это уже хорошо. По совокупности факторов следует ожидать, что летом убытки будут показывать даже крупные предприятия.

Это угроза ухода с рынка крупных предприятий, как следствие -рост безработицы. В итоге мы имеем: нет прибыли, нет рабочих мест -нет поступлений в бюджет. Сокращается работающее население, снижается объем услуг, объем продаж на рынке ритейла, опять снижение поступлений в бюджет и т.д.

- Вы начинали говорить о возможностях если не роста, то, по крайней мере, сохранения основных параметров экономики области. В результате получается мрачная картина. Что будем делать в постоянно ухудшающейся ситуации?

- Не все так плохо, если кое-что сделать. Как мы уже отметили, новым тормозом в работе субъектов экономики стали высокие ставки по кредитам. У банков проблемы с размещением средств.

Нужно ввести субсидирование кредитных ставок при исполнении госзаказов. Это аналогично практике по субсидированию ипотечных ставок. Кроме того, практика субсидирования дала хорошие результаты в период кризиса 2009 г. Тогда было принято решение на уровне правительства РФ, а уже на местном уровне шло субсидирование.

Если субсидии будут составлять 8-10%, то предприятия будут выживать в сегодняшних условиях, т.к. кредитные ставки будут приемлемыми для бизнеса. Субъекты будут показывать прибыль и платить налог на прибыль. Они сохранят рабочие места, а это НДФЛ и потребление.

Однако это не все. Нужны долгосрочные проекты. Если реализация проекта находится под вопросом, то, наверное, этот проект лучше отложить. Реализовывать нужно те проекты, финансирование которых, в т. ч. поэтапное, государство или субъект могут гарантировать. Нужно планировать госзаказы на длительную перспективу, чтобы предприятия могли также планировать свою деятельность примерно на 10 лет. Планы на 1-2 года — это ничто. Если предприятие видит свою востребованность на рынке на 10 лет, то оно уже иначе планирует свою деятельность. Как минимум ему нужно планировать обновление основных производственных фондов. А это уже рост налогооблагаемой базы. Предприятию, чтобы сохранять свою конкурентоспособность в течение такого периода, нужно закупать новые технологии, создавать новые рабочие места и т.д. У нас все начинает работать. По крайней мере гибнуть не будет. В секторах, где решающую роль играет, например, фактор импортозамещения, мы можем получить рост. Все равно фаза сменится и начнется общий экономический рост. К этому времени мы должны иметь работающие субъекты, которые уже без помощи государства будут работать и вносить свой вклад в экономику области и страны.

- Субсидирование кредитных ставок. Не просматривается ли здесь возможность для коррупции?

- Не надо смешивать стратегические полагания с тактическими задачами. В 2009 г. было выдано свыше 100 млн субсидий на возмещение кредитной ставки. Если есть опасения в реализации этой программы сегодня, то можно ее реализовывать через банки с госучастием. Можно создать такой механизм, что победитель конкурса сам будет искать наиболее выгодные условия для кредитования и выбирать наиболее надежные банки. И с ним будут разговаривать, т.к. он будет надежным заемщиком. Ведь у него субсидированная ставка. Нужно обеспечить прозрачность схемы и ответственность за недобросовестные действия.

- В таком случае при снижении поступления во все уровни бюджета где источники на данную программу?

- Мы сегодня тратим бюджетные деньги на выплаты безработным и на формальное создание рабочих мест. Не думаю, что эти меры являются эффективными. Рост выплат пособий ведет только к росту инфляции. Субсидирование создания новых рабочих мест тоже имеет сомнительную эффективность. Где гарантия, что предприятие, получив дотации и набрав работников, сможет обеспечить себе необходимый пул заказов? А потом их еще и выполнить.

Мы же говорим об удешевлении денег, которые предприятие привлекает в качестве оборотных средств. Речь идет о том, что предприятие получает не только заказ, но и поддержку для его реализации и сохранения своей работоспособности. Если это будет предприятие-резидент, то мы, по сути, субсидируем экономику нашего региона и обеспечиваем наполнение бюджета. Если мы исполняем бюджет, то это значит, что область сможет исполнить свои социальные обязательства перед населением.