Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (543) | 27 апреля 2015г.
 

Осталось только резать

В противном случае Андрончеву придется согласовывать крупные закупки СамГУ с Минобрнауки РФ

Егор Кошеров

9 апреля Самарский государственный университет (СамГУ) с подачи и.о. ректора Ивана АНДРОНЧЕВА (на фото) заключил с ОАО «ПТС» контракт на подачу вузу горячей воды и теплоносителя с марта по октябрь 2015 г. на сумму 4,7 млн р. Скорее всего, это последняя крупная закупка СамГУ, совершенная без согласования с Министерством образования и науки РФ. По предварительным данным, в Минобрнауки, проанализировав годовую бухгалтерскую отчетность СамГУ за 2014 г., пришли к выводу, что отныне одобрения будут требовать сделки, в т.ч. совершаемые по итогам тендеров, размер которых много меньше стоимости ряда сделок, совершенных в прошлом году. Т.е. валюта баланса СамГУ за неполный год, проведенный под руководством Андрончева, существенно «похудела». По мнению наблюдателей, ограничить свободу и. о. ректора в распоряжении бюджетными средствами в министерстве решили вовремя.

Регламент строг

Приказом Минобрнауки РФ № 1188 от 18 ноября 2010 г. был утвержден «Порядок предварительного согласования совершения подведомственными бюджетными учреждениями крупных сделок, размер которых превышает 10% балансовой стоимости активов этих учреждений на последнюю отчетную дату (если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки)». С тех пор каждая крупная сделка, в т.ч. заключение госконтракта на выполнение работ либо оказание услуг, может быть совершена каждым вузом только с предварительного одобрения вышестоящей организации, т.е. министерства.

Для согласования совершения сделки вуз обязан представить в Минобрнауки целый пакет документов и сопроводительное письмо, в котором должен указать обоснование и цель совершения сделки, информацию о сторонах сделки, предмет и цену сделки, сроки исполнения обязательств по сделке и источники ее финансирования. По результатам рассмотрения представленных вузом документов Минобрнауки может отказать в согласовании сделки. К примеру, отказ последует в обязательном порядке, если в документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения, отсутствует достаточное обоснование целесообразности заключения сделки либо если планируемая к заключению сделка противоречит нормам законодательства РФ.

При этом законодательством РФ предусмотрено, что крупная сделка может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. А руководитель бюджетного учреждения, не принявший мер к согласованию сделки, несет перед этим учреждением ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением вышеуказанного требования, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Нулевые балансы

В начале апреля выяснилось, что на протяжении последнего календарного года такому подведомственному Минобрнауки учреждению, как СамГУ, по инициативе и.о. ректора вуза Ивана Андрончева и и.о. первого проректора Виталия Асабина удавалось организовывать и проводить тендеры без согласования. Можно предположить, что в министерстве до поры до времени просто не обращали пристального внимания на бухгалтерскую отчетность вуза. Между тем по итогам 2012 и 2013 гг., как следует из отчета, сделанного аналитиками ЗАО «Национальное кредитное бюро», СамГУ (еще при ректоре Игоре Носкове) сдавал в Росстат полностью обнуленные бухгалтерские балансы. Т.е. возникало ощущение, что у вуза не было ни основных фондов, ни запасов, ни денежных средств.

Если верить этой отчетности, то СамГУ в те периоды не имел права купить даже коробок спичек без разрешения учредителя. Однако закупки совершались, причем весьма дорогостоящие. Видимо, в действительности балансовая стоимость активов вуза была все-таки не нулевая. Исходя из стоимости проведенных при Носкове закупок и предположения, что верхняя граница их стоимости была установлена так, чтобы эти сделки не подпадали под требование обязательного согласования, можно предположить, что валюта баланса СамГУ в течение 2012 и 2013 гг. не опускалась ниже 60-80 млн р.

К примеру, 1 июня 2012 г. был проведен открытый конкурс на оказание услуг по организационно-методическому сопровождению учебного процесса студентов заочной формы обучения по специальности «Социальная педагогика» и направлению «Психолого-педагогическое образование» стоимостью 2,12 млн р. В сентябре 2013 г. стал известен победитель тендера на выполнение работ по устройству спортивной площадки с покрытием регупол стоимостью 3,85 млн р. Несколькими месяцами ранее разыграли право оказать услуги по обеспечению доступа к электронным ресурсам Freedom Collection и Scopus издательства Elsevier стоимостью 4,32 млн р. Но были и исключения. В декабре 2012 г. СамГУ подвел итоги тендера по оказанию услуг по физической охране объектов и имущества вуза на сумму 11,35 млн р. Вряд ли Игорь Носков в тот момент мог допустить себе вольность, чтобы не согласовывать эту сделку с Минобрнауки.

Со сменой руководства в СамГУ крупные закупки не прекратились. Напротив, и.о. ректора Иван Андрончев в паре со своим замом Виталием Асабиным повысили их интенсивность и стоимость. Так, уже закупавшийся при Носкове доступ к электронным ресурсам Freedom Collection и Scorpus издательства Elsevier в июне прошлого года обошелся вузу в 5,35 млн р. В июне и сентябре 2014 г. делались заказы на поставку вычислительного оборудования и комплектующих на суммы соответственно 6,146 и 6,523 млн р. «Пиршество» за счет бюджета продолжилось в ноябре 2014 г. заказом услуг по физической охране объектов и имущества СамГУ на сумму 5,5 млн р.

Поймали на превышении

Вероятно, все так бы и продолжалось, если бы с конца 2014 г. в министерство образования и науки из прокуратуры, СМИ и от активистов Общероссийского народного фронта не начала стекаться информация о сомнительных госзакупках, проведенных СамГУ уже при Андрончеве. В результате Минобрнауки РФ перестало спешить с процедурой выборов ректора вуза и стало наблюдать за ситуацией внутри учреждения, которую представители общественности и СМИ попросили поставить на жесткий контроль. Тут же был поднят тот самый приказ о предварительном согласовании крупных сделок. От Андрончева потребовали представить в Москву бухгалтерскую отчетность вуза за 2014 г.

Как стало известно в начале апреля, в министерстве, оценив величину балансовой стоимости активов СамГУ по состоянию на 1 января 2015 г. и взяв от нее 10%, очень сильно удивились. В первую очередь тому, что валюта баланса за отчетный год существенно снизилась, а во вторую, что некоторые госзакупки 2014 г., которые с учетом падавшей в течение года стоимости активов требовалось согласовать, на деле не согласовывались. Как пояснил собеседник в Минобрнауки, если в начале 2014 г. валюта баланса СамГУ находилась на уровне 66 млн р., то к концу года она рухнула до 48 млн р. Причины такого обвала в настоящий момент уточняются.

А пока можно констатировать, что охрану, поставку вычислительного оборудования, доступ к электронным ресурсам и еще ряд «хотелок» Андрончев с Асабиным должны были согласовать с министерством, причем с соответствующим обоснованием. Но, судя по всему, «забыли» об этом.

Как результат — на ряд внушительных по стоимости закупок, которые и.о. ректора и его зам запланировали сделать до начала лета т.г., министерством был наложен мораторий. Мораторий, по данным источников редакции, будет действовать до момента, когда в министерстве решат, признавать недействительными ряд прошлогодних несогласованных крупных закупок СамГУ или нет.

Причем если Андрончеву не удастся обосновать целесообразность совершенных сделок, то с него министерство, не исключено, еще и потребует возмещения убытков, причиненных вузу закупками без согласования. Если рассматривать хотя бы четыре вышеуказанные сделки, то и.о. ректора могут обязать вернуть вузу около 23,5 млн р., или почти половину от величины валюты баланса учреждения на конец прошлого года. А ведь были в 2014 г. и другие крупные сделки.

Применить ли к Андрончеву крайние меры сейчас либо немного подождать, в Минобрнауки пока думают. Однако в отношении крупных сделок, которые будут совершены после снятия моратория, вердикт однозначен: только через согласование. Причем якобы даже прорабатывается вариант снижения персонально для СамГУ размера крупной сделки, подлежащей обязательному согласованию: с существующих 10% от величины валюты баланса до 1-2%. Если решение будет принято, то Андрончеву в период, оставшийся до момента объединения СамГУ с Самарским государственным аэрокосмическим университетом (СГАУ) и утраты СамГУ и его руководящими органами самостоятельности, придется ждать милости министерства по каждой закупке, превышающей 400-500 тыс. р.

Впрочем, даже без этого инициатива минобрнауки весьма серьезно спутала карты Андрончеву и Асабину. Ранее неоднократно выражалось мнение, что они могли быть заинтересованны в совершении в обозначенный переходный период (за считанные месяцы перед присоединением СамГУ к СГАУ) как можно большего числа госзакупок, причем на крупные суммы. В частности, по линии мероприятий, предусмотренных программой модернизации имущественного комплекса СамГУ, деньги на реализацию которой должны быть выделены из федерального бюджета. Причем для получения выгодных подрядов по завышенным сметам могли уже начать подготовку строго определенных фирм. Из этой версии следует вполне логичное объяснение того, почему вдруг Виталий Асабин в ноябре 2014 г. вышел из состава учредителей ООО «АИК-Тур» и ООО ТА «АИК-Тур», ранее замеченных в отношениях с СамГУ: чтобы эти конторы в случае получения ими подрядов на пару-тройку миллионов уже нельзя было напрямую связать с и.о. первого проректора и его шефом.

Теперь на чаяниях Андрончева и Асабина, судя по всему, впору ставить крест. Хотя они, пусть и наперекор Минобрнауки, еще могут попытаться поискать варианты, чтобы все-таки претворить в жизнь задуманное освоение средств в особо крупном размере. К примеру, разбить стоимость запланированной крупной закупки на несколько лотов, чтобы цена каждого из лотов в отдельности не подлежала согласованию. Но в таком случае таких мини-тендеров придется провести столь большое количество, что до сложения своих полномочий Андрончев и Асабин рискуют просто не успеть разыграть все деньги.