Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (538) | 23 марта 2015г.
 

Аграрии погибают

Поддержка Россельхозбанка обернулась для фермера продажей имущества

ИА «Центр-Инфо»

В начале марта в суд с заявлением о банкротстве обратился глава фермерского хозяйства ИП Малдубаев В.Р. Поступить так Владимир МАЛДУБАВ был вынужден после того, как воспользовался услугами ОАО «Россельхозбанк» (РСХБ). Показательно, что события происходят накануне начала весенних полевых работ. Однако менеджеров Самарского регионального филиала (СРФ) РСХБ во главе с директором Александром ВАСЮХИНЫМ (на фото), похоже, меньшего всего интересуют проблемы сельхозпроизводителя.

11 марта Арбитражный суд Самарской обл. определил до 9 апреля 2015 г. оставить без движения заявление ИП Малдубаева. В мотивировке вынесенного акта суд указал, в частности, на то, что должник не приложил к заявлению всех необходимых документов. Впрочем, нерасторопность Малдубаева легко объяснима: участие в судебных процессах нельзя назвать специфичной деятельностью для фермера.

Ранее Малдубаева неоднократно вызывали в суд по инициативе РСХБ. В одном из процессов РСХБ удалось взыскать с Малдубаева порядка 60 тыс. р. и наложить взыскание на заложенное имущество в виде установки охлаждения молока, залоговая стоимость которой была определена в размере 355 тыс. р.

Второе судебное дело, возбужденное в отношении Малдубаевева, также закончилось в пользу РСХБ. За Малдубаевым был признан долг перед РСХБ в размере 242 тыс. р. и наложено взыскание на распашную сеялку залоговой стоимостью 700 тыс. р. В ходе третьего процесса специалистам РСХБ, видимо, не составило труда доказать, что Малдубаев задолжал банку порядка 930 тыс. р. и добиться наложения взыскания на залоговое имущество -зерноуборочный комбайн. В решении суда отмечается, что обращение взыскания осуществляется путем реализации комбайна на открытых торгах. Начальная стоимость комбайна определена в сумме 8,8 млн р.

По информации арбитражного суда, имущество Малдубаева находилось в с. Красные Ключи Похвистневского р-на Самарской обл. Таким образом, стоит полагать, что ИП Малдубаев как раз и есть профильный клиент РСХБ, т. е. предприниматель аграрно-промышленного комплекса (АПК).

Что послужило поводом возникновения финансовых проблем у сельхозпроизводителя, пока не известно. Тем не менее имеется информация о куда более примечательных нюансах деятельности РСХБ. То, что происходит на протяжении последних лет вокруг СРФ РСХБ, сложно увязать со здравой логикой. Многие крупные клиенты банка иногда повторяют одну и ту же судьбу: заявляют громкий проект, получают кредит, уходят под банкротство. Причем речь не об 1 млн р., как в случае в Малдубаевым. Зачастую счет может идти на сотни миллионов и даже миллиарды рублей. Банк при этом ведет себя очень странно: проигрывает споры, подолгу не может войти в состав кредиторов, теряет залоговое имущество.

К примеру, в настоящее время, пожалуй, уже можно считать состоявшимся процесс потери РСХБ около 800 млн р. в результате сотрудничества с ООО «Юбилейный» (см. «Хронограф» №38 (525) от 1.12.14). До этого специалистов как финансового, так и аграрного сектора экономики ставили в тупик принимаемые в РСХБ решения о выдаче многомиллионных кредитов ЗАО «СВ-Поволжское», которое уже балансировало на грани банкротства (см. «Хронограф» №33 (248) от 8.09.08). На тот момент, когда СВ-Положскому был одобрен кредит в размере 250 млн р., общая задолженность компании перед банками, согласно отчетности, составляла 2,1 млрд р. и EURO 2,595 млн. Как многие и предполагали, впоследствии СВ-Поволжское было признано банкротом, его бенефициар Алексей Гриншпун попал под уголовное преследование и в дальнейшем был признан судом виновным, а РСХБ лишился денег.

Можно без труда привести и другие примеры работы РСХБ в Самарской обл. Например, выдача кредитов на сумму более 6 млрд р. агрохолдингу «Аликор» Алексея Неустроева. Банкротство «Аликора» стало в своем роде показательным. Юрлицам и физлицам, близким последнему, удалось вернуть практически все заложенное в банке по миллиардным кредитам имущество обратно в конкурсную массу обанкротившихся предприятий, а затем за копейки реализовать его с торгов со снятием обременения в пользу «своих» покупателей.

Здесь уместно напомнить историю продажи ОАО «Кошкинский элеватор», конкурсным управляющим которого был утвержден Алексей Копылов. ОАО «Кошкинский элеватор» при стоимости активов 245,72 млн р. было приобретено фирмой ООО «Деметра» по цене, в десять раз меньше первоначальной. Также были удовлетворены иск «Деметры» и Копылова к РСХБ и ЗАО «Агро-проект» о признании отсутствующим обременения права собственности в виде ипотеки на ряд имущественных объектов. Фактически банк лишился залогового имущества, хотя предпринял попытку обжаловать невыгодное для себя судебное решение.

Нелепым это выглядит ровно до того момента, пока не знаешь, что для РСХБ даже на федеральном уровне подобное положение дел почти нормальное явление. Лучше всего эту закономерность озвучил 6 августа в эфире телевизионной компании «Дождь» в рамках проекта «Большая перемена» генеральный директор телеканала РБК, член совета директоров РБК Александр Любимов. В ходе общения на тему проблем отечественного сельского хозяйства он заявил:

«Недавно узнал из одной передачи, что политика нашего правительства в области сельского хозяйства — все эти откаты в системе выдачи кредитов через Россельхозбанк — привела к тому, что корово-место в определенной местности сейчас равно однокомнатной квартире в той же местности по цене. Вы представляете, какой кошмар!» Далее он привел сравнение: «В Эстонии примерно в 15 раз меньше». Любимов — человек очень информированный, к тому же он хорошо знает цену сказанного в эфире слова. Если кредит был выдан за откат, то о каком исполнении обязательств тогда может идти речь? Банальная схема разворовывания государственных средств. А тут из федерального бюджета РСХБ хотят выделить для увеличения уставного капитала еще примерно около сотни миллиардов рублей. Так что будет с чего откатывать.

Весной на V форуме «Поволжский агросезон 2014 — АПК Самарской обл.: задачи и ресурсное обеспечение» губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин открыто высказал недовольство работой СРФ РСХБ. В частности, обращаясь к руководству СРФ РСХБ, он сказал: «Если вы не будете знать, что происходит у сельчан, то вы так и будете терять миллиарды, которые уйдут на непонятные цели». 26 апреля того же года на Госсовете при президенте РФ Владимире Путине губернатор еще раз вернулся к проблемам РСХБ: «Растущая стоимость кредитов сдерживает рост развития села и АПК». Это вполне понятно, поскольку банк в процентную ставку, видимо, закладывает риск невозвратных кредитов. По мнению Меркушкина, сейчас это финансовое учреждение — РСХБ — стало обычным банком, а могло бы поддерживать специальные проекты в сфере АПК. 21 февраля 2014 г. министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК сообщил: «Россельхозбанк должен перестать выдавать невозвратные кредиты порой без экономического обоснования, без учета принципа возвратности».

Как бы в подтверждение слов Силуанова на портале РСХБ была размещена информация о том, что, по оценке международного рейтингового агентства Moody"s, банку был присвоен рейтинг Ва2. Специалисты Moody"s поясняют, что «долговые обязательства с рейтингом Ва считаются имеющими черты, характерные для спекулятивных инструментов, и подвержены существенному кредитному риску». Причем индекс «2» не дает каких-либо шансов на улучшение рейтинга в ближайшей перспективе.

Появление в суде заявления от реального предпринимателя о самобанкротстве лишний раз доказывает, что в РСХБ, похоже, заняты чем-то иным, нежели поддержкой АПК. Остроты ситуации добавляет то, что официальный ход процессу был дан в преддверии весенней посевной кампании. Хотя, возможно, менеджеры РСХБ и не в курсе периодичности сельскохозяйственных работ. Об импортозамещении в этом случае можно не вспоминать.