Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (536) | 10 марта 2015г.
 

Вовремя сбежали

Братыненко и Саитов успели оставить правительство Сахалинской области до ареста губернатора

Сергей Ромашов

5 марта Басманный суд Москвы арестовал до 27 апреля губернатора Сахалинской обл. Александра ХОРОШАВИНА, подозреваемого в получении взятки. Примечательно, что через некоторое время после старта проверок в стенах правительства Сахалинской обл. уроженец Самарской обл. Олег САИТОВ (на фото) подал в отставку с поста министра спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской обл. Несколькими месяцами ранее в отставку подал вице-губернатор Сахалинской обл. — бывший заместитель руководителя аппарата правительства Самарской обл. Дмитрий БРАТЫНЕНКО. А совсем недавно Братыненко, что называется, «всплыл» в Самаре. Вскоре здесь же может оказаться и Саитов. Подобные перемещения и кадровые решения на фоне расследования уголовного дела губернатора Сахалинской обл. наводят на предположение, что у следственных органов также могут возникнуть вопросы к Братыненко и Саитову.

4 марта по подозрению в мошенничестве был задержан и заключен под арест губернатор Сахалинской обл. Александр Хорошавин. По одной из версий, задержание главы региона связывают с уголовными делами, возбужденными СУ СК РФ в отношении двух крупных строительных компаний Сахалинской обл. — ООО «Госстрой» и ООО «Энергострой». Однако под арестом оказался и советник Александра Хорошавина — президент футбольного клуба «Сахалин» Андрей Икрамов. 4 мая 2011 г. в Сахалинской обл. было зарегистрировано областное государственное автономное учреждение (ОГАУ) «Футбольный клуб «Сахалин». Единственным учредителем этого ОГАУ с момента его создания значится министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской обл., возглавляемое Олегом Саитовым. Известно, что через организации, созданные в формате ГАУ, можно осуществлять бюджетное финансирование многих проектов, осуществляемых третьими лицами, в т.ч. и путем выделения субсидий.

За неделю до ареста Хорошавина стало известно об отставке Саитова. Учредитель автономной некоммерческой организации (АНО) «Школа бокса Олега Саитова» Саитов был назначен министром спорта Сахалинской обл. в февраля 2013 г. По мнению наблюдателей, Саитова в Сахалинский регион пригласил Дмитрий Братыненко, который на тот момент работал вице-губернатором области.

На Сахалин Братыненко приехал в августе 2009 г., устроившись на должность советника губернатора Сахалинской обл. В то время губернатором уже был Хорошавин. В январе 2010 г. Братыненко повысили до должности первого заместителя руководителя аппарата губернатора и правительства Сахалинской обл., а затем и до вице-губернатора. В апреле 2014 г. Братыненко написал заявление об увольнении по собственному желанию.

С Саитовым Братыненко связывает совместная работа в правительстве Самарской обл. еще при губернаторе Константине Титове. Братыненко возглавлял департамент организационной деятельности и развития местного самоуправления аппарата правительства Самарской обл. Сайтов в то время работал заместителем руководителя департамента физической культуры и спорта Самарской обл. В сентябре 2007 г., когда Титова на посту губернатора сменил Владимир Артяков, Братытенко был уволен одним из первых. Саитова же Артяков не уволил, а даже повысил. 8 мая 2009 г. Саитов стал руководителем указанного департамента — заместителем министра спорта. Братыненко же мог позвать Саитова на более «хлебную» должность — министра спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской обл.

Еще одним членом предполагаемой команды Братыненко мог быть первый вице-мэр муниципального образования г.о. Долинский Руслан Цопанов, прибывший на Сахалин из Самарской обл. в 2011 г. Первоначально Цопанов был назначен на должность заместителя руководителя учреждения по технологическим вопросам ГБУ «Сахалинский областной центр информатизации». Затем после выборов мэра г.о. Долинский Цопанов был назначен на должность первого вице-мэра, якобы несмотря на решения суда о незаконности этого назначения, т.е. Цопанов начал работу со скандалов. На самарских б логах, к слову, можно найти информацию о том, что когда-то Братыненко вместе с Цопановым якобы были совладельцами ряда игорных заведений (http://ivanshilovivan.livejour-nal.com/47777.html). Так это или нет — неизвестно, но вряд ли бы Братыненко пролоббировал на должность вице-мэра Долинского человека из Самары, с которым у него не было бы общего прошлого.

Сформировав команду, Братыненко курировал в т.ч. и спортивную сферу, а также вопросы внутренней политики, т.е. выборы и муниципальную власть, взаимодействовал со СМИ, имел возможность влиять на распределение бюджета между изданиями и телеканалами. Как известно, по этим направлениям выделяются огромные средства, в т.ч. и бюджетов всех уровней, особенно на спорт, интерес к которому Братыненко проявлял открыто.

Вспомнить хотя бы, как в ноябре 2013 г. на Сахалине прошел региональный отборочный этап всероссийского фестиваля хоккея среди любительских команд. Братыненко был голкипером одной из команд на этом фестивале. Стоит также отметить, что при Братыненко аппарат губернатора и правительства Сахалинской обл. стал юридическим лицом. Учредителем этого юрлица стало физическое лицо. Креатив, не знающий границ.

Причин для ухода Братыненко могло быть несколько. Во-первых, это сомнительные закупки правительства Сахалинской обл. Братыненко мог быть ответственен за организацию тендеров, которые возмутили Общероссийский народный фронт (ОНФ) осенью 2013 г. Случился серьезный резонанс. В частности, ОНФ крайне удивился, что на ремонт нового дома правительства Сахалинской обл. было потрачено 850 млн р. ОНФ посчитал избыточной стоимость отделки и меблировки помещений административного здания. Также ОНФ возмутила покупка «наноунитаза» за 200 тыс. р. — на эти деньги можно было отремонтировать квартиру не одного сахалинского ветерана. В 2013 г. ОНФ обратил внимание на траты сахалинского бюджета на покупку лимузина марки Mercedes за 8 млн р., двух вертолетов за 1 млрд р. и направление еще 680 млн р. на «имидж губернатора». Все эти закупки могли проводиться не без участия Братыненко, а претензии ОНФ в 2014 г. могли стать последней каплей.

Во-вторых, увольнение Братыненко с поста вице-губернатора Сахалинской обл. могло быть связано с интересом, возникшим у ОАО «НК «Роснефть» к территории Дальнего Востока. Не случайно после ухода Братыненко место вице-губернатора занял советник главы Роснефти Сергей Караганов, которому сегодня и вовсе прочат место главы региона.

Что характерно, после своей отставки Братыненко и тем более Саитов в Самару не спешили. О пребывании Братыненко в Самаре стало известно лишь в начале февраля 2015 г., а об увольнении Саитова — в конце февраля, т.е. за некоторое время до ареста губернатора Хорошавина. Все это наталкивает на предположение, что у Братыненко и Саитова не все могло быть безупречно чисто в Сахалинской обл. Зачем Саитову могло понадобиться писать заявление об увольнении со столь высокой должности? Братыненко, кстати, даже собирался стать вице-мэром Самары, но в последний момент передумал. Видимо, люди из окружения холдинга «Волгопромгаз» могли быть в курсе нюансов деятельности Братыненко на Сахалине и, соответственно, имели возможность пригрозить обнародовать эти сведения, если Братыненко не откажется от кресла в мэрии (см. «Хронограф» №6 (534) от 24.02.15).