Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (536) | 10 марта 2015г.
 

В последний рейс

Через банкротство ТТУ Тольятти может лишиться современных троллейбусов

Георгий Кизельгур

На 1 апреля суд назначил рассмотрение дела о взыскании с МП «Тольяттинское троллейбусное управление» (ТТУ) более 5 млн р. за потребленную предприятием электроэнергию. Не исключено, что в дальнейшем процесс по истребованию денег с МП может перетечь в процедуру банкротства. В этом убеждают показатели финансово-хозяйственной деятельности ТТУ. Директор ТТУ Евгений РАСТЕГАЕВ не отрицает, что МП находится в крайне уязвимой ситуации. Однако руководители ТТУ, судя по всему, не бедствуют. Ведь совсем недавно на нужды предприятия было выделено более 162 млн р. Насколько эффективно были потрачены эти средства, наверное, стоило бы разобраться компетентным органам.

Поиграли с электричеством

Если к проблеме коррупции многие у нас в стране уже привыкли и относятся к ней как к чему-то повседневному, то тема предательства национальных интересов сегодня способна вызвать негодование у широких слоев общества. А как еще можно назвать развал муниципальной системы пассажирских перевозок? Причем ее самую демократичную и доступную часть — перевозки электротранспортом. Националпредательство — это далеко не только прямые призывы к смене власти, к цветным революциям. Целенаправленный развал отраслей городского хозяйства — это тоже элемент националпредательства. Причем в условиях сегодняшних реалий именно такая форма националпредательства самая страшная. На первый взгляд, предателя вроде бы и не видно, а потому он может действовать беспрепятственно и достигать желаемого. Враги России из-за рубежа, наверное, многое бы отдали за то, чтобы в одночасье в том или ином крупном промышленном центре нашей страны десятки тысяч рабочих вдруг потеряли возможность добираться на работу и вместо этого пошли бы на митинги против власти.

А не получает ли директор МП «ТТУ» Евгений Растегаев сигналы извне? Обо всем по порядку.

В середине февраля Арбитражный суд Самарской обл. возбудил сразу два дела в отношении МП «ТТУ» по заявлениям ОАО энергетики и электрификации «Самараэнерго». Общая сумма требований, которую энергетики предъявили ТТУ, составляет порядка 6,5 млн р. Поскольку разбирательства между МП и поставщиком энергии дошли до суда, следует полагать, что ТТУ либо не признает долг перед Самараэнерго, либо МП не в состоянии покрыть стоимость потребленного ресурса.

Евгений Растегаев по этому поводу дал пояснения следующего характера: «В августе 2014 г. в связи с первоочередными платежами по НДФЛ, взносам в Пенсионный фонд, а также оплате электроэнергии ОАО «Тольяттинская энергосбытовая компания» (ТЭК) МП «ТТУ» допустило просрочку в оплате текущего потребления ОАО «Самараэнерго». По каким критериям ТТУ ранжирует своих контрагентов, Евгений Растегаев не пояснил.

Тем не менее из письма директора МП видно, что Самараэнерго далеко не единственный поставщик электроэнергии для ТТУ. В ОАО «ТЭК», директором которого является Аркадий Краснов, также требуют с троллейбусного управления оплаты оказанных услуг. Причем в 2011 г. в ТЭК, чтобы взыскать с ТТУ деньги, прибегали к крайним мерам — ограничивали подачу электроэнергии. Тогда ситуацию удалось разрешить и Тольятти избежал транспортного коллапса, ведь без электроэнергии троллейбусы не смогли бы курсировать по маршрутам. Удалось избежать срыва доставки работников на предприятия города. В сегодняшних реалиях все может сложиться по-иному.

19 февраля суд вынес решение по делу, инициированному Самараэнерго в последних числах 2014 г. Процесс был завершен в пользу энергетиков. Суд принял решение взыскать с ТТУ порядка 4,5 млн р. за потребленную еще в августе, сентябре и октябре 2014 г. электроэнергию. Таким образом, легко просматривается тенденция систематического накопления задолженностей МП «ТТУ». Причем перед поставщиком, который имеет влияние на деятельность ТТУ, не меньшее, чем ТЭК.

Евгений Растегаев сознался, что над ТТУ действительно нависла угроза приостановки деятельности организации. Но он, как выяснилось, такие вопросы решать не в состоянии. Бремя ответственности он предпочитает перекладывать на плечи учредителя МП, т. е. на муниципалитет Тольятти в лице мэра города Сергея Андреева. «17 ноября 2014 г. в адрес ОАО «Самараэнерго» было направлено письмо мэра г.о. Тольятти СИ. Андреева с просьбой не вводить ограничения на потребление электроэнергии», — рассказал директор ТТУ.

Сети без электричества

Однако устранить проблему так и не удалось. «21 ноября 2014 г. в адрес МП «ТТУ» поступило уведомление «Об ограничении режима потребления электроэнергии» № 008215-ИсхТол с требованием погасить всю задолженность в срок до 2 декабря 2014 г. Было введено ограничение режима потребления электроэнергии отключением фидеров по маршруту троллейбуса № 1, а с 8 декабря 2014 г. еще и фидеров, питающих контактную сеть по маршруту №8. Получены уведомления № 000124-ИсхТол от 9 декабря 2014 г., № 009227-ИсхТол от 17 декабря 2014 г. о вводе ограничения режима потребления электроэнергии по маршрутам троллейбусов №22 и 57», — сообщил директор ТТУ. Здесь важно напомнить, что все эти маршруты ведут к крупнейшим тольяттинским промышленным предприятиям. Т. е. созданы для доставки работников на заводы. Таков результат работы директора ТТУ Растегаева, который почему-то упорно предпочитает валить все на энергопоставщиков. Будто бы ГСМ для автобусов кто-то готов давать бесплатно!

Причем Евгений Растегаев даже не стесняется показывать, что созданная при нем проблема начинает обретать системный характер. «17 февраля 2015 г. поступило еще одно уведомление об ограничении режима потребления электроэнергии № 1413-ИсхТол от 13 февраля 2015 г. (также копии вице-губернатору Самарской обл., в правительство Самарской обл., мэру г.о. Тольятти, в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Центр гражданской защиты, прокурору, в УФСБ и ГИБДД)», — пояснил Растегаев.

Уведомление УФСБ о сложившейся ситуации выглядит наиболее актуальным. Ведь, по сути, ТТУ, несущее огромную социальную нагрузку, в любой момент может стать недееспособным. После новогодних праздников горожане не раз открыто критиковали работу общественного транспорта. А после того, как прекратят курсировать троллейбусы, можно ожидать более серьезного всплеска недовольства. И обвинять в этом нужно совсем не контрагента, который лишь пытается получить с должника причитающуюся сумму за оказанные услуги. Вопросы скорее стоит задавать руководству ТТУ, которое, как видно, не способно обеспечить нормальное функционирование транспортного предприятия.

И в то же время Евгений Растегаев ставит себе в заслугу то, что «в настоящее время МП «ТТУ» уплачивает начисляемые ОАО «Самараэнерго» проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ, а также возмещает судебные расходы». Следует заметить, что при этом сумма долга не уменьшается. Наверное, самым точно подобранным определением такого управленческого решения будет растранжиривание и без того скудного бюджета предприятия.

Ведут на убой

При таком развитии событий легко прогнозируются перспективы банкротства муниципального предприятия. В случае неисполнения обязательств ТТУ у энергетиков не останется другого выхода, как инициировать процесс по признанию должника несостоятельным. Впрочем, для директора ТТУ такой поворот мог быть вполне ожидаемым.

Управление уже давно функционирует на грани финансового краха. Поэтому если процесс банкротства ТТУ вдруг примет осязаемые формы, то данное обстоятельство, наверное, не вызовет недоумения у стороннего наблюдателя. В то же время, как бы ни казалось, на первый взгляд, странным, подобный сценарий может быть выгоден бенефициарам ТТУ. По сути, имущество МП является весьма специфичным и вряд ли стоит ожидать, что найдется много желающих приобрести, к примеру, подвижной состав МП. В любом случае при умелой организации процесса всегда есть возможность «отсеять» нежелательных претендентов на имущественный комплекс будущего банкрота. А в качестве покупателя зачастую оказывается дружественная модераторам процесса организация. С трудом верится, что Растегаев этого не знает. Скорее наоборот.

В настоящее время среди ликвидных активов у ТТУ, помимо зданий и большого количества земельных участков в центре города, а также контактной электросети и лимита по энергомощности, есть еще и 22 новых троллейбуса, закупленных по инициативе губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина.

Более 162,5 млн р. бюджетных средств было затрачено на обновление парка ТТУ. Однако логически не объяснимые события начали происходить уже на этапе закупки троллейбусов.

На портале госзакупок раскрыта информация, что к торгам была допущена лишь одна компания — московское ООО «Электротранспорт». В аукционной документации упоминается еще об одном хозяйствующем субъекте, пожелавшем принять участие в торгах. Тем не менее данное лицо не было допущено к аукциону, и организаторы по каким-то причинам предпочли не сообщать информацию о неудавшемся конкуренте «Электротранспорта».

Вполне возможно, что управлению мог предложить приобрести свою продукцию производитель троллейбусов. Но было принято решение покупать подвижной состав у посредника в лице «Электротранспорта». Вряд ли такой подход можно назвать рациональным использованием бюджетных средств. Лишившись конкурента, «Электротранспорт» получил право заключить контракт на поставку троллейбусов по максимальной цене. Таким образом, единица транспорта обошлась бюджету в сумму порядка 7,4 млн р. Более чем вероятно, что, приобретая технику напрямую у производителя, можно было получить значительную экономию бюджетных средств. Но это выгодно для бюджета, а не для того, кто проводит закупку. Модераторы закупки, так же как и бенефициары ТТУ, похоже, ставили перед собой цель получить личную выгоду.

Евгений Растегаев по этому поводу заявил: «Троллейбусы были переданы предприятию в хозяйственное ведение собственником имущества — мэрией г.о. Тольятти, и именно мэрия осуществляла их закупку». Складывается впечатление, что Евгений Растегаев абсолютно не владеет ситуацией. Троллейбусы закупаются без участия ТТУ, хотя именно для нужд предприятия. Самараэнерго требует вернуть долги с ТТУ, а отвечать на претензию почему-то предлагают мэру Тольятти. Не исключено, что Евгений Растегаев либо играет роль марионетки в руках фактических бенефициаров ТТУ, либо преследует личные меркантильные интересы в ущерб предприятию, оставаясь при этом в стороне.

Порой коррупционные схемы моделируются таким образом, что далеко не всякий представитель правоохранительных органов способен сразу усмотреть в действиях должностных лиц нарушение законодательства. Поэтому в случае объявления ТТУ банкротом у заинтересованных лиц, скорее всего, будет достаточно времени, чтобы реализовать задуманное. Но, как бы ни сложились обстоятельства, первая претензия, как правило, предъявляется руководителю организации, в данном случае это директор ТТУ Евгений Растегаев.

Вряд ли кто согласится, что коррупция -это благо для страны. А если это зло, то любого коррупционера впору называть предателем национальных интересов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Евгений РАСТЕГАЕВ, директор МП «ТТУ»

- МП «ТТУ» имеет большую социальную значимость, деятельность направлена на обеспечение социальных функций — оказание услуг в сфере общественных пассажирских перевозок наземным транспортом по договору с мэрией г.о. Тольятти об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам (в т. ч. малоимущих и средних слоев населения). По причине физического износа в 2014 г. было списано 22 троллейбуса. За последние 10 лет было приобретено всего 9 единиц подвижного состава, и этого количества крайне недостаточно для планомерного обновления троллейбусного парка предприятия.

Оказало влияние и повышение тарифов на основные ресурсы, в частности на электроэнергию. По состоянию на 31 декабря 2014 г. кредиторская задолженность МП «ТТУ» составляет 113,21 млн р. Предприятие прилагает все усилия для выхода из сложной финансовой ситуации, разработан план мероприятий по сокращению затрат и оптимизации ФХД, принимаются все меры по повышению эффективности использования муниципального имущества, сокращению расходов и увеличению сбора собственных доходов. Наличие нового, экологически чистого транспорта привлечет пассажиров, что приведет к увеличению доходов, и предприятие будет иметь возможность своевременно оплачивать счета за потребленные энергоресурсы. Среднедневная выручка увеличилась на 44%.