Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (533) | 16 февраля 2015г.
 

Сбрасывают лишних

В «РКЦ «Прогресс» на смену реальным проектам приходят виртуальные

Андрей Неретин

6 февраля ОАО «РКЦ «Прогресс» в очередной раз пытался привлечь кредитную линию на сумму 1,5 млрд р. Предыдущие попытки были безуспешными. Нежелание банков кредитовать «Прогресс» может объясняться инициированными гендиректором завода Александром КИРИЛИНЫМ (на фото) массовыми сокращениями персонала и расформированием ряда непрофильных подразделений. На этом фоне запланированные затраты «Прогресса» на виртуальный проект в размере 40 млн р. кажутся излишеством. Однако так, скорее всего, не думают будущие хозяева «Прогресса» из ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК) и Роскосмоса. В частности, свои взгляды на расходы «Прогресса» может иметь нынешний руководитель Федерального космического агентства Игорь КОМАРОВ.

Начавшиеся сокращения персонала на ОАО «РКЦ «Прогресс» уже вызвали глубокий общественный резонанс. Ранее сообщалось, что в ходе первой волны сокращений на предприятии планируется высвободить около 1000 сотрудников (см. «Хронограф» № 4 (532) от 09.02.15). На прошлой неделе стали известны новые подробности оптимизации, которую предстоит пройти «Прогрессу». В распоряжении редакции оказался документ, подписанный генеральным директором предприятия Александром Кирилиным, по которому можно судить о масштабах сокращений.

Согласно приказу от 21.01.2015 № 33 «О структурных преобразованиях», предлагается сократить штат «Прогресса», ликвидировав при этом ряд отделов и подразделений. В частности, на предприятии планируется расформировать летно-испытательную станцию, а штатные единицы, образующие участок, сократить. Это говорит о том, что самолет «Рысачок» вряд ли будет запущен в серийное производство в ближайшем будущем. Все работы по нему будут прекращены на неопределенный срок.

Кроме того, согласно вышеуказанному документу будет расформирован участок № 2 цеха 2341. Штатные единицы, образующие участок, также предполагается сократить. Известно, что на данном участке находится заводской корпус полигона железобетонных изделий. По мнению наблюдателей, данное решение грозит сворачиванием производства товаров народного потребления, таких, как стеклопакеты, оконные блоки и строительные конструкции. Также подписанный Кирилиным документ предполагает расформирование отдела по культурно-массовой работе. Соответственно, штатные единицы, образующие подразделение, будут сокращены.

В целом анализ документа позволяет говорить о том, что реорганизация и оптимизация «Прогресса» предусматривает не только перестановку кадров, в т. ч. в эшелонах низшего и среднего руководящего звена предприятия, но и о намерении руководства завода держать курс на сокращение непрофильного производства и непрофильных расходов, которые не связаны с областью ракетно-космического производства.

Судя по всему, данные решения были приняты руководством предприятия ввиду сложной финансовой ситуации, в которой оказался «Прогресс». Об этом свидетельствуют неоднократные попытки предприятия привлечь заемные средства на крупную сумму. 12 декабря 2014 г. «Прогресс» объявил о проведении открытого запроса котировок по отбору кредитной организации для предоставления предприятию возобновляемой кредитной линии в размере 1,5 млрд р. Согласно условиям конкурса, предприятие планировало привлечь кредитные средства сроком на 1 год под 18% годовых. Однако на конкурс не поступило ни одной заявки. Вероятно, такая позиция кредитных организаций была обусловлена событиями, которые последовали за решением Центробанка РФ о повышении ключевой ставки до 17,5%, что повлекло за собой резкое увеличение процентных ставок по кредитам со стороны банковского сектора.

Однако 30 января 2015 г. Центробанк РФ принял решение снизить ключевую ставку с 17,5% до 15%. Это дало шанс «Прогрессу» привлечь кредитные средства на ранее озвученных условиях. 6 февраля предприятие опубликовало новое извещение о привлечении кредитной линии размером в 1,5 млрд р. под 18% годовых сроком на 1 год. Рассмотрение заявок по итогам конкурса состоится не позднее 19 февраля 2015 г.

Немаловажным представляется, как руководство предприятия собирается тратить привлеченные средства. Некоторые запланированные расходы кажутся довольно спорными по своей величине. Кроме того, возникают сомнения в их целесообразности.

Так, 30 января на сайте госзакупок было опубликовано извещение о заключении «Прогрессом» контракта на выполнение составной части опытно-конструкторской работы «разработка единого виртуального электронного паспорта (ЕВЭП) космической ракеты-носителя «Союз-2» на сумму 40 млн р. Любопытно, что договор с исполнителем был подписан еще 12 июля 2014 г. Но через обязательную процедуру тендера этот контракт, похоже, провели только полгода спустя. Согласно договору, разработкой ЕВЭП космической РН «Союз-2» занимается ОАО «Научно-исследовательский и опытно-экспериментальный центр интеллектуальных технологий «Петрокомета». По условиям договора «Петрокомета» обязуется выполнить работу по разработке ЕВЭП для РН «Союз-2» до 30 ноября 2015 г.

Показательно, что «Петрокомета» с 2008 г. является дочерней компанией ГК «Ростех». Представитель «Ростеха» Игорь Комаров 14 марта 2014 г. был назначен генеральным директором ОРКК, в которую предстоит влиться «Прогрессу». Не исключено, что именно Комаров мог поспособствовать заключению контракта между «Прогрессом» и «Петрокометой». Однако в способности «Петрокометы» разработать ЕВЭП существуют сомнения. У исполнителя весьма скромный послужной список по госконтрактам (а точнее, контракт с «Прогрессом» стал первым для общества из Санкт-Петербурга) и малые обороты, которые транш в размере 40 млн р. смог бы серьезно поправить.

К тому же учитывая, что запуски ракет-носителей типа «Союз-2» успешно ведутся уже с 2004 г., непонятно, к чему тратить 40 млн р. на «виртуальный паспорт». Похоже, что решение вложиться в создание ЕВЭП для РН «Союз-2» могло быть принято в интересах строго определенного круга лиц, диктующих Кирилину свои условия.

В целом происходящее сегодня на «Прогрессе» идет вразрез с интересами властей, давших старт муниципальной реформе в Самаре, которая завершится проведением выборов осенью 2015 г. Оказавшиеся «лишними», сотрудники предприятия в преддверии выборов могут пополнить протестный электорат, что даст совершенно не тот эффект, на который рассчитывают авторы реформы. Помимо этого возрастет напряжение внутри самого трудового коллектива, что не добавит лояльности к властям. А с учетом сложной международной ситуации, в которой сегодня оказалась Россия, идущая «оптимизация» на оборонном предприятии окажется на руку инициаторам санкций.