Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (533) | 16 февраля 2015г.
 

Жесткий фильтр

Мэрия Тольятти борется с номинальными подрядчиками

Борис Кротов

19 февраля МБУ «Центр хозяйственно-транспортного обеспечения г.о. Тольятти» закончит принимать заявки от организаций, желающих получить подряд на содержание тольяттинских дорог. Подрядчик, который будет определен по итогам, займется содержанием дорог в ближайшие 2,5 года. Из них 10 месяцев — содержание в зимний период, и 20 месяцев — в летний. Начальная максимальная цена контракта определена в 724,1 млн р., окончательная стоимость будет ясна при подведении итогов аукциона. Жесткие технические условия в данном случае призваны оградить Тольятти от номинальных подрядчиков, которые сначала получают право выполнять работы для нужд муниципалитета с существенным дисконтом, а потом ставят исполнительную власть перед фактом: средств на выполнение принятых обязательств не хватает.

Не каждому по силам

Мэрия Тольятти выставила на аукцион в электронной форме выполнение работ по содержанию автомобильных дорог т.о. Тольятти. Впервые данные работы не разбиты по лотам по территориальной принадлежности — по районам города. Впервые срок контракта 2 года и 6 месяцев. Впервые начальная максимальная цена контракта боле 700 млн р. Но за такими привлекательными параметрами скрывается не только существенный пакет обязательств, но и необходимость предоставить более чем в 100 млн р. обеспечение по контракту.

Если остановиться на обязательствах, то благодаря способу выбора подрядчика посредством аукциона в электронной форме каждый может ознакомиться с кругом обязательств будущего исполнителя. Это зимнее и летнее содержание проезжей части автомобильных дорог I-V категорий, бордюров и обочин, посадочных площадок, остановок общественного транспорта, элементов системы водоотвода, тротуаров, разделительных полос, путепроводов и барьерных заграждений, подземных и пешеходных переходов. Состояние улично-дорожной сети Тольятти должно соответствовать ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Для справки: в Тольятти 5 932 тыс. кв. м дорог I-V категорий, 143 тыс. кв. м посадочных площадок и остановок общественного транспорта, 100,4 тыс. кв. м тротуаров через разделительные полосы и подходов к ним, 2941 тыс. кв. м разделительных полос, обочин и прилегающих территорий, 2,3 тыс. колодцев ливневой канализации, 5,9 тыс. кв. м путепроводов, 14,3 тыс. п.м. ограждающих элементов.

По обывательской логике, компания, пожелавшая получить такие объемы работ, должна обладать собственным парком разноплановой дорожной техники. В противном случае она попросту не сможет приступить к работе — одновременно во всех районах города. При этом мэрия рассчитывает на долгосрочные отношения со своим подрядчиком. Эксперты с таким принципом формирования договорных отношений согласны. «Мое отношение к долгосрочным контрактам положительное. Таким образом у нас отсекаются нерадивые подрядчики. Это компании, где 5 юристов и ни одной снегоуборочной машины», — считает председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству Думы г.о. Тольятти Алексей Альшин.

В мэрии рассчитывают подобрать добросовестного подрядчика для содержания городских дорог
В мэрии рассчитывают подобрать добросовестного подрядчика для содержания городских дорог

О том, что бывает, когда за работы берется подрядчик, богатый одними лишь добрыми намерениями, но небогатый техникой, тольяттинцы еще не успели забыть. События зимы 2013-14 гг., когда подрядчиком по содержанию дорог Автозаводского р-на г. Тольятти было ООО «Эфель-Спорт», являются лучшей иллюстрацией тому. «По Автозаводскому р-ну это ООО «Эфель-Спорт», которое впервые зашло на данный вид услуг. Без техники, без специалистов, без опыта. Более того, победа в аукционе им досталась благодаря снижению цены контракта на 27%. В рублях это более 52 млн р. В начале 2014 г. был первый обильный снегопад. И мы столкнулись с полным отсутствием понимания ведения содержания дорог. Резонанс от их бездействия был колоссален. Мы тогда принимали в отношении подрядчика жесточайшие меры, максимально включили административный ресурс. Уборка Автозаводского р-на, по сути, была взята на ручное управление ДДХиТ», — рассказал руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Тольятти Павел Баянов.

Связаны по рукам

Законодательство об организации закупок для государственных и муниципальных нужд за последние годы стало весьма объемным и детальным. С другой стороны, это лишило государственных и муниципальных подрядчиков определенной гибкости при заключении и реализации таких контрактов. Тем не менее это не избавило сферу муниципального заказа от всех проблем. Муниципальный заказчик, как правило, лишен возможности прописать в конкурсной документации критически важные для себя требования. К примеру, многие специалисты, знакомые с дорожным хозяйством, считают, что вполне обоснованными были бы требования к подрядчикам о наличии техники в собственности. «Нужно условия готовить так, чтобы исключить присутствие нерадивых подрядчиков. Наверное, каким-то образом прописывать наличие собственной техники, хотя бы в размере 30-50% от необходимого. 100% техники не будет ни у одной компании», -считает Алексей Альшин. Между тем как положения 44-ФЗ обязывают потенциального подрядчика всего лишь не находиться в реестре недобросовестных поставщиков, вовремя платить налоги, не находиться в стадии ликвидации, не приостанавливать свою деятельность, иметь руководство без экономических преступлений в трудовой биографии и не иметь родственных связей с представителями контрактной службы заказчика. Это не самые трудновыполнимые критерии.

Дополнительным сдерживающим фактором для нерадивых подрядчиков могли бы стать штрафные санкции, прописанные в условиях договора. «Должны быть такие неустойки, чтобы компания даже подумать не могла, чтобы разорвать этот контракт», — уверен Альшин. Впрочем, и здесь законодательно прописаны достаточно жесткие ограничения, не позволяющие заказчику произвольно устанавливать размеры штрафных санкций.

Что касается обсуждаемого контракта, то размер штрафа за неисполнение обязательств определен в 0,5% от суммы контракта. Впрочем, и этих сумм городской бюджет может не увидеть: недобросовестные подрядчики научились оспаривать штрафы в судебном порядке.

Пошли другим путем

При таких условиях муниципальному заказчику не остается ничего другого, кроме как изначально закладывать в условия контракта аукциона требования, отсекающие от участия в нем т.н. «номинальных подрядчиков». Таким способом является, к примеру, максимальное использование обеспечительных мер. Обеспечение рассмотрения заявки на аукционе составляет 36,2 млн р., обеспечение самого контракта — 108,6 млн р. Хотя у организатора и были возможности в разы уменьшить суммы обеспечительных платежей, однако планка была оставлена наиболее высокой. Суммы обеспечения, по замыслу организаторов конкурса, помогут отсечь от участия компании, у которых отсутствуют живые оборотные средства, например, по причине отсутствия реальных работ. А для добросовестных компаний по-прежнему реализуемым остается вариант с использованием банковских гарантий. «В идеале хотелось бы, чтобы был не аукцион, а конкурс, где можно заявлять целый ряд критериев. Но закон нам это не позволяет. И наша задача следующим аукционом создать такие условия, чтобы фирма-пустышка не могла получить контракт. Закон нам не дает другого механизма, кроме как укрупнения контракта по срокам, географии работ и стоимости. И логика тут простая. Федеральный закон № 44 о госзакупках позволяет нам обязать подрядчика обеспечить конкурсную заявку до 5%, а контракт -до 30% стоимости заказа. Банковские ресурсы сегодня стали дорогими. Предприятие, не имея оборотного или инвестиционного капитала, техники, опыта работы и пр., не сможет получить ни кредит в банке, ни банковскую гарантию. Сейчас есть реестр как гарантий, так и аккредитованных государством для таких целей банков. Нет повальных фальшивок, как было раньше», — поделился своими соображениями по организации аукциона Баннов.

Сложность при подготовке и заключении такой сделки для муниципалитета и его будущего подрядчика может быть скомпенсирована удобством и предсказуемостью совместной работы в будущем. «Что такое длительный контракт? Это контракт, позволяющий среднесрочное планирование у той компании, которая право на эти работы получила. Это определенная уверенность при покупке каких-то дополнительных средств, оборудования, расходных материалов без опасения, что контракт завтра закончится, а следующего так и не будет. Это удобство для органов исполнительной власти, которые также могут планировать свою работу с учетом того, что подрядчик уже выбран», — считает председатель комиссии по городскому хозяйству ТГД Алексей Альшин.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.