С начала 2015 г. заместитель мэра г. о. Тольятти — глава Центрального р-на Артем ГОНЧАРОВ начал активную работу по формированию более эстетичного внешнего облика района. Артем Гончаров нацелен на то, чтобы с территории были убраны разнообразные тонары и ларьки, в которых торговая деятельность ведется без разрешительной документации. В частности, основное внимание уделяется налаживанию порядка в сфере торговли продуктами питания, например т.н. шаурмой. О том, какие имеются сложности, а также какие успехи уже достигнуты в ходе этого процесса, Артем Гончаров рассказал в интервью «Хронографу».
- Артем Валерьевич, какие цели вы преследуете, начав процесс закрытия нестационарных объектов торговли и иной деятельности? - На территории Центрального р-на Тольятти находится достаточно много разных неприглядных ларьков, которые функционируют еще с 90-х годов прошлого века. Эти объекты, как я считаю, очень сильно портят облик города, делают его, если так можно выразиться, потертым. Если не сказать жестче. Кроме того, я не понимаю, как в таких ларьках можно соблюдать санитарные нормы, которые прописаны для общественного питания. Ну как в будке 2 на 2 м можно разместить туалет и умывальник? А они должны быть, потому что человек, который готовит пищу, должен иметь возможность в любой момент помыть руки, я уже не говорю про отправление естественных нужд человеческого организма. При этом я хочу, чтобы меня правильно понимали. Я не против общепита и не против такого блюда, как шаурма. Равно как и любой другой еды. Я лишь выступаю за то, чтобы процесс приготовления пищи и ее продажи носил цивилизованный характер. Ведь есть же примеры, когда сооружаются стационарные капитальные павильоны, например, на тех же остановках общественного транспорта, которые оборудованы и туалетами, и умывальниками. К таким заведениям вопросов нет. Они и облик города не портят, и питаться в них можно культурно и не боясь за последствия. А эти «вагончики» — это пережиток прошлого. Причем во многих городах с этим явлением борьба уже давно начата. Как пример можно назвать Москву. Мэр Сергей Собянин распорядился полностью убрать подобного рода ларьки, и город стал выглядеть заметно лучше — чище и опрятнее. А мы вынуждены мириться с этими некрасивыми сооружениями. Почему? Оказывается, большая часть договоров на аренду земли у предпринимателей заключена с Росимуществом, т.е. земля принадлежит Российской Федерации. 90% подобных мелких ларьков стоят на такой земле, и мы с точки зрения муниципального земельного контроля к ним даже и подойти не можем. К примеру, в Центральном парке функционируют цветочные ларьки и только один из них находится там на законных основаниях, причем на земле РФ. Мы планируем полностью перенести этот цветочный «развал» на площадку у Дворца культуры «Тольятти» и предложить предпринимателям гораздо более современные и эстетичные с точки зрения внешнего вида павильоны. Однако один павильон, о котором я говорил выше, похоже, все равно останется в ухода в Центральный парк, пока используемый под ним земельный участок не передадут в муниципалитет. Задаем вопросы предпринимателям, а они нам говорят: все вопросы — к Росимуществу. Хотя имеется надежда, что с вступлением в силу в марте 2015 г. новой редакции Земельного кодекса эти участки передадут в муниципальную собственность и мы сможем влиять на договор по аренде городской территории. При этом работа по передаче земли из Росимущества в город — это то дело, качество выполнения которого будет ощущаться долгое время. | | Как, например, до сих пор пожинаем плоды межевания земли под многоквартирными домами, когда есть территории, размежеванные буквально по отмостке. Такое межевание привело к тому, что, по сути, у домов юридически не осталось придомовой территории. Т.е. в ее состав не вошли дорожки от подъездов к тротуару и управляющие компании оказались не обязаны де-юре их убирать от снега, мусора и т. д. Не маразм ли? А заново межевать теперь возможно только за счет жителей. Но кому охота платить за чужие ошибки? Поэтому работа по приему-передаче земельных участков от Росимущества в муниципальную собственность носит стратегически важный характер и о важности решения этой задачи высказывались как губернатор Самарской обл. Николай Иванович Меркушкин, так и президент России Владимир Владимирович Путин. Думаю, все заинтересованы в том, чтобы эта работа была проведена качественно и в кратчайший срок. Также я считаю, что более плотно с этими ларьками, особенно с теми, где торгуют едой, должен работать Роспотребнадзор. Каждый из ларьков должен быть проверен на предмет соблюдения санитарных норм. В результате такой комплексной работы с участием муниципальных и государственных структур мы постепенно делаем Тольятти более привлекательным и комфортным для жизни людей. Также наша цель — достичь максимального соблюдения действующего законодательства при деятельности подобных ларьков. - Получается, проблему следует рассматривать шире. Это и правильное использование земельных ресурсов, и контроль над санитарными условиями, и забота об общем облике города и благоустройстве? - Я бы сказал, что главная моя идея — создать красивый, эстетический вид Центрального р-на, поскольку я глава именно этого района. Но подобная работа должна быть сделана и в других районах. Ведь Тольятти — это самый крупный в России город, не являющийся областным центром. И это не дело, что в таком городе мы до сих пор встречаем на улицах какие-то потертые, грязные, некрасивые ларьки. Причем часто подобные сооружения уже и вовсе не работают. К примеру, на ул. Жилина напротив ЗАГСа уже около двух лет стоит закрытый ларек с разбитыми стеклами. Какой вид он создает нашему городу? Причем подобные конструкции занимают место, которое можно было использовать с пользой. К примеру, под парковки, тротуары и т.д. Сейчас же получается, что удобства от таких сооружений — ноль, а неудобства они причиняют существенные. - Если вспомнить, то ларьки и тонары в массе своей появились в то время, когда департамент потребительского рынка мэрии Тольятти возглавлял Хетаг Тагаев. Т.е. несколько лет назад в муниципалитете было другое видение ситуации? - Как показывает практика, в свое время было выдано много разрешений и обещаний тем, кто до сих пор ведет деятельность без соответствующих документов. Те же «цветочники» на наши вопросы относительно оснований их нахождения на территории Центрального парка отвечали нам примерно следующее: нам Тагаев разрешил. Но разрешительных бумаг от департамента потребительского рынка торговцы не имели. Поэтому и был поднят вопрос наведения порядка в сфере нестационарной торговли. | | - Но не все жители Тольятти -высокие ценители городской архитектуры. Многие предпочитают дешевую еду и возможность что-то приобрести в непосредственной близости от дома. Т.е. вряд ли инициатива по сносу ларьков была поддержана всеми. Наверняка была и негативная реакция? - Действительно, нашлись и те, кто выступил против моей инициативы. Когда я первый раз высказался на этот счет, я попросил провести опрос на предмет того, какую реакцию произвели мои слова. Опрос проводили в социальных сетях, и, наверное, остались сомнения по качеству репрезентативности. Скорее всего, в большей степени отвечали молодые люди, студенты, т.е. те, кто не живет рядом с подобными ларьками, зато питается там. Поэтому две трети респондентов высказались против моей инициативы, соответственно, одна треть — за. Если бы речь шла только об облике города, можно было бы согласиться с результатами этого опроса. Но поскольку питание в подобных ларьках несет определенную опасность для самих жителей, думаю, мы на положительном результате своей работы в этом направлении должны убедить сомневающихся в полезности подобных мероприятий. Тем более что в нашем городе уже были случаи, когда в шаурме, которую продавали в ларьке у торгового центра «Русь на Волге», нашли, я деликатно выражусь, одну из жидкостей, образующихся в человеческом организме. Об этом случае даже показывали репортажи на федеральных телеканалах. И что? Этот ларек до сих пор работает. - Насколько может быть эффективным взаимодействие с Роспотребнадзором по линии контроля за санитарными условиями в заведениях общепита? - Теоретически именно при взаимодействии с этой надзорной инстанцией мы могли бы быстро навести порядок в этой сфере. Но на практике, к сожалению, пока достичь желаемого результата не получается. В силу разных причин. При этом я уже дважды обращался с официальными письмами в тольяттинский отдел Роспотребнадзора с просьбой провести проверки ларьков, торгующих едой. В первый раз мое письмо было отправлено еще в то время, когда действовали законодательные требования о необходимости получить согласование в прокуратуре для проведения тех или иных внеплановых проверочных действий. При этом в письме я указал конкретные адреса, где, по моему мнению, реализация пищи идет в антисанитарных условиях. Может быть, Роспотребнадзор не смог убедить прокуратуру? По крайней мере, в ответе из Роспотребнадзора было указано, что мною не были указаны конкретные нарушения в том или ином ларьке. Поэтому пока проверок по поводу санитарного состояния, насколько я владею информацией, не было. Но с началом 2015 г. ситуация несколько изменилась. В этом году вступил в силу закон, который дает возможность Роспотребнадзору проводить внеплановые проверки без согласования с прокуратурой. С учетом этого я отправил еще одно письмо, в котором еще раз указал о санитарных нормах, которые, по моему мнению, были нарушены во всех ларьках. Думаю, повторного обращения в условиях изменившегося законодательства будет достаточно для проведения проверочных действий и выявления нарушителей. Так или иначе, но я надеюсь, что в течение года мы общими усилиями сможем полностью убрать с территории Центрального р-на все незаконные объекты, а также ларьки и тонары, портящие облик города. Планирую подключить к этой работе общественные организации, тот же общественный совет Центрального р-на. Думаю, всем месте нам удастся сделать Тольятти более привлекательным и комфортным для жизни. |