Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (533) | 16 февраля 2015г.
 

Дербанят «Самарскую Луку»

ДУИ Самары создал прецедент по отъему земель национального парка

Егор Кошеров

18 февраля в Арбитражном суде Самарской обл. состоится судебное разбирательство по иску департамента управления имуществом г.о. Самара (ДУИ), возглавляемого Сергеем ЧЕРЕПАНОВЫМ (на фото), к ТУ ФАУГИ по Самарской обл. ДУИ требует признать отсутствующим право государственной собственности РФ на земельный участок на правом берегу р. Волги напротив Самары. Участком на праве постоянного бессрочного пользования распоряжается ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» (Национальный парк). Анализ схожих разбирательств показывает, что в ДУИ, похоже, разработали схему вывода земель из состава особо охраняемых природных территорий в частные руки. Однако насколько она окажется эффективной?

Из федерального — в частное

Речь идет о земельном участке общей площадью почти 9 кв. км с кадастровым номером 63:01:0000000:1062 (назовем этот участок ЗУ1). Участок предназначен для размещения лесопарков, а точнее, Национального парка, который владеет участком на праве постоянного (бессрочного) пользования с 1984 г.

Постановлением правительства РФ № 990 от 9 октября 1995 г. государственный национальный природный парк «Самарская Лука» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк «Самарская Лука».

Откуда же тут взялся ДУИ с его претензиями на почти 897 га? Для чего в спешном порядке это структурное подразделение Самары во что бы то ни стало пытается заполучить заповедные участки в муниципальную собственность? Скорее всего, лицами, стоящими за действиями ДУИ, движут корыстные мотивы распродажи бесценной земли по частям коммерческим организациям в обход закона.

11 февраля в Арбитражном суде Поволжского округа в Казани устояло беспрецедентное решение по иску ДУИ к Росимуществу о признании отсутствующим права собственности РФ на земельный участок площадью 2,5 га с кадастровым номером № 63:01:0201001:3 (назовем этот участок 3У2). Этот участок входит в участок с кадастровым номером 63:01:0000000:1062, предназначенный для размещения объектов рекреационного назначения, а точнее, под базу отдыха «Заволжская». И вдруг этот участок изымают из госсобственности и передают в ДУИ. Получит ли развитие эта тенденция, во многом зависит от ведомства Айвара Кинжабаева, которое обязано защищать федеральную собственность и особо охраняемые природные территории. Сегодня есть надежда, что 2,5 га земли удастся вернуть решением Верховного суда РФ.

Обкатали схему

Чиновники ДУИ обладают определенным административным ресурсом. В частности, в их распоряжении и подчинении находится МП г.о. Самара «Городской земельный центр» (ГЗЦ) с целым штатом собственных кадастровых инженеров. Некоторое время назад ГЗЦ возглавлял Максим Куприн. Сегодня Куприн является и.о. директора НП «Кадастровые инженеры Поволжья».

Если чиновникам ДУИ по каким-то причинам понадобилась земля, то кадастровые инженеры могут найти зацепки довольно быстро. К примеру, через «выявление» объектов, некогда бывших муниципальными. Так, на территории ЗУ2 они выявляют якобы пять строений, якобы с 1991 по 2006 гг. принадлежавших МП «Самараводоканал». При этом во внимание не принимается, что в указанный период времени муниципальное предприятие в лице своих правопредшественников Куйбышевского управления водопроводно-канализационного хозяйства, Управления водопроводно-канализационного хозяйства арендовало именно у Национального парка земельный участок площадью 2,25 га под базу отдыха.

Однако положившие глаз на ЗУ2 действуют согласно выражению «вижу цель, не вижу преград». В результате кадастровый инженер зависящего от ДУИ ГЗЦ обращается в самарский филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», возглавляемый Андреем Жуковым, с заявлением об обременении ЗУ2 выявленными на нем пятью строениями.

Первоначально в заявлении ГЗЦ было отказано, поскольку ЗУ2 входит в состав ЗУ1. Однако спустя некоторое время кадастровая служба почему-то поменяла свою позицию и зарегистрировала обременение в виде 5 строений. Но этого для отжатия 2,5 га земли в пользу ДУИ оказалось мало — вскоре непонятным образом на ЗУ2 выявляют еще 22 строения, на которые в декабре 2012  г. ДУИ успешно регистрирует право муниципальной собственности г. Самары. Причем кадастровые инженеры, видимо, так спешили поставить на кадастровый учет якобы вновь выявленные объекты, что согласно кадастровой карте некоторые строения построены друг на друге (как пирамидки). Регистрация последних трех строений была завершена 10 января 2013 г. И спустя всего неделю в ГЗЦ обратился директор ООО «Агро-Макс» Дмитрий Костюничев с предложением рассмотреть вопрос заключения договора аренды на длительный срок или договора купли-продажи базы отдыха «Заволжская». В итоге можно наблюдать, как сегодня на ЗУ2 выросло 13 коттеджей.

Коррумпированная цепочка

21 января 2013 г. ГЗЦ заключает договор на оценку стоимости строений базы отдыха «Заволжская» якобы «для обеспечения кредитных (залоговых) обязательств». 25 января 2013 г., ДУИ обращается в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности г. Самары на ЗУ2. 1 февраля 2013 г. ДУИ издает приказ № 300 о передаче в хозяйственное ведение ГЗЦ движимого имущества (пешеходные дорожки, ограждения и т.д.). В этот же день Росреестр регистрирует право собственности г. Самары на ЗУ2. Через две недели ЗУ2 присваивают новый адрес.

19 февраля 2013 г. директор ГЗЦ Куприн обращается в ДУИ с письмом по вопросу одобрения сделки по отчуждению имущества базы отдыха «Заволжская» за сумму 2,31 млн р. 7 марта 2013 г. и.о. руководителя ДУИ Александр Крючков подписывает документ на совершение ГЗЦ крупной сделки, направленной на реализацию указанного муниципального имущества по цене не менее 2,245 млн р. 25 марта 2013 г. между ГЗЦ и «Агро-Максом» заключается договор купли-продажи 27 нежилых зданий и движимого имущества. Согласно договору покупатель приобретает право пользования ЗУ2 на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Стоит отметить, что цепочка для передачи муниципального имущества коммерческой организации была выстроена очень четко. Если бы ДУИ, к примеру, провел торги, то пришли бы другие участники и задались вопросом: где 27 строений, которые выставлены на продажу? Их попросту нет. На сегодня это доказано в судах.

Любопытно, что при покупке мнимых строений покупатель получает право на земельный участок, которым владеет продавец. Таким образом, вырисовывается коррупционная схема. Правда, есть и нюансы, требующие, как говорится, судебной очистки. Так, «Агро-Макс» обращался в Росреестр за регистрацией перехода к нему права собственности на строения-«призраки» как к покупателю. Фирме в этом отказали. «Агро-Макс» пошел в суд, чтобы оспорить отказ регистратора. Первая инстанция занимает сторону коммерсантов. Однако суд апелляционной инстанции обратил внимание на то, что со старта всего процесса- т.е. начиная от строений в муниципальную собственность, затем оформления хозведения и, наконец, до продажи коммерческому лицу прошел всего 91 день. И задает вопрос: с какой целью так стремительно передавалось муниципальное имущество? В итоге апелляционная инстанция признает, что вся цепочка сделок является мнимой и направлена на обход закона о приватизации (дело № А55-19679/2013). К аналогичным выводам пришла и Федеральная антимонопольная служба в октябре 2014 г. Что касается ЗУ2 и шедших параллельно судам по строениям на этом участке, то это сталнет отдельной темой журналистского расследования.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.