Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (527) | 15 декабря 2014г.
 

Профилактика дефицита

Привлечение бизнеса в Самарскую область позволит увеличить бюджетную обеспеченность

Татьяна Федорова

9 декабря депутат Самарской губернской думы (СГД) Алексей ЧИГЕНЕВ озвучил предложение правительству региона о мерах пополнения доходной части бюджета в преддверии ЧМ-2018. По заявлению депутата требуется рассмотреть вопрос о регистрации филиалов компаний, выполняющих госзаказы по строительству объектов мундиаля на территории Самарской обл. Таким образом, бюджет может пополниться дополнительными денежными вливаниями. Следует обратить внимание, что в тот же день на внеочередном пленарном заседании СГД во втором чтении был принят бюджет региона на 2015 г. Дефицит бюджета в будущем году превысит 9 млрд р.

Регистрировать на месте

В рамках «правительственного часа» на пленарном заседании СГД была заслушана информация о подготовке Самарской обл. к принятию матчей ЧМ-2018. Из доклада заместителя министра строительства Самарской обл. Анатолия Баранникова следовало, что одно только проведение строительно-монтажных работ по строительству стадиона на 45 тыс. зрительских мест обойдется в соответствии с государственным контрактом в 13,4 млрд р. Стадион построят за счет средств федерального бюджета. Госзаказчиком выступает ФГУП «Спорт-Инжиниринг», а генподрядчиком — ООО ПСО «Казань».

В связи с этим поступила инициатива от депутата Алексея Чигенева. По его словам, в ряде регионов, в т.ч. в Татарстане, давно существует практика, когда инорегиональные компании, выполняющие крупные заказы на бюджетные средства, регистрируют свои филиалы по месту проведения работ. Учитывая стоимость строительных работ, таким образом, филиал иногородней компании может иметь отдельный баланс, банковский счет и печать со своим фирменным наименованием. Например, когда подразделение акционерного общества учитывает свое имущество на отдельном балансе, то в этом случае филиал самостоятельно уплачивает налоги, в частности НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль, налог на транспортные средства и налог на имущество, по месту своего нахождения (ст. 19, п. 7 ст. 226, п. 8 ст. 243, ст. 288, ст. 384 НК РФ).

В результате инициатива Чигенева была включена в перечень рекомендаций для правительства Самарской обл., принятых СГД по итогам обсуждения информации Минстроя. Отметим, что данное предложение поступило крайне своевременно. С учетом негативных прогнозов состояния экономики на 2015 г. следует ожидать снижения поступлений в бюджет Самарской обл. О необходимости более тщательно подходить к налоговым сборам неоднократно высказывался губернатор Николай Меркушкин.

Социальный бюджет

Общий объем доходов в предстоящем году составит 129,24 млрд р., расходов — 138,24 млрд р. Несмотря на риск образования достаточно внушительного бюджетного дефицита, правительство Самарской обл. с депутатским корпусом не отошли от постатейного распределения финансовых средств в предельно возможном размере. Конечно, с учетом нынешней ситуации в экономике бюджет 2015 г. выглядит очень напряженно. Зато, как и в прошлые годы, он сохранил свою социальную направленность: более 60% расходов — социальные.

Приоритетные направления -поддержка социально незащищенных категорий граждан, семей с детьми, многодетных семей. Ведь в своем послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заострил внимание на данной проблеме в масштабах страны: «Чтобы, безусловно, реализовать все наши планы, выполнить все основные социальные обязательства государства, сформулированные еще в указах президента в мае 2012 г., необходимо ответить на вопрос, что мы будем делать в экономике, в финансах, в сфере социального развития и, главное, каким будет наш стратегический курс». Там же Путин обращал внимание на пути реализации данного тезиса: «Мы добьемся успеха, если сами заработаем свое благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру.

Инициативу Алексея Чигенева можно считать очень своевременной
Инициативу Алексея Чигенева можно считать очень своевременной

Если справимся с неорганизованностью и безответственностью, с привычкой «закапывать в бумагах» исполнение принятых решений. Хочу, чтобы все понимали: в нынешних условиях это не просто тормоз на пути развития России — это прямая угроза ее безопасности».

Николай Меркушкин, комментируя принятый бюджет, отметил, что небольшие сокращения расходов не повлияют на планы развития инфраструктуры региона за счет мер жесткой экономии. Губернатор подчеркнул: «Я уже говорил об этом год назад, мы много тратили не по нормативам, многие затраты были завышены. И поэтому сокращение бюджета по некоторым позициям на 5-7% по большому счету ни о чем не говорит. Мы считаем, что дорог мы строить будем больше. У нас есть возможность благоустраивать города и поселки, и мы можем это делать значительно более активно. В неменьших объемах будем строить объекты, связанные с улучшением медицинского обслуживания населения. Будет строиться перинатальный центр, кардиоцентр, при онкологическом центре появятся новые виды услуг. Бюджет сложный, но он позволяет достаточно активно двигаться вперед».

Опасения неуместны

В Самарской обл. уже есть положительные примеры привлечения в регион представителей бизнеса, которые зарегистрировали свои филиалы или даже центральные офисы именно по месту ведения своей основной деятельности — на территории Самарской обл. Так, нефтяная компания «Лукойл» в течение 5 лет планирует инвестировать в Самарскую обл. порядка 30 млрд р. В прошлом году компания перевела в Самару свое главное инновационное подразделение- ОАО «РИТЭК». В последние годы многие смогли заметить, что «Лукойл» наращивает свое присутствие в регионе. Сегодня компания даже планирует построить в областном центре здание, где разместится ее штаб-квартира. В соглашении, которое было подписано в прошлом году, содержится обязательство РИТЭК увеличить объем внебюджетных средств, направляемых на развитие социальной инфраструктуры региона. В 2014 г. на развитие социальной сферы Самарской обл. РИТЭК направит 209,2 млн р. (против 5,5 млн р. в 2013 г.). По итогам 2014 г. обособленное подразделение РИТЭК — ТПП «РИТЭК-Самара-Нафта» — выплатит в бюджет Самарской обл. почти 2 млрд р. (против 1,63 млрд р. в 2013 г.).

Другой пример — КЭС-Холдинг. 2 декабря на Новокуйбышевской ТЭЦ компания ввела в эксплуатацию модернизированный турбоагрегат № 6. Запуск совпал с еще одним знаковым для Самарской обл. событием — официальным завершением консолидации генерирующих активов КЭС-Холдинга. Теперь в регионе зарегистрирована самая крупная частная генерирующая компания страны, что положительным образом скажется на налоговых отчислениях в бюджет. Причем привычная структура филиалов КЭС-Холдинга сохранится, на переходном этапе они будут именоваться филиалами ОАО «Волжская ТГК».

Отмечается также рост производства на предприятии ОАО «Теплант». С 2008 г. завод принадлежит Фонду прямых инвестиций BaringVostok PE Fund. Говоря о благоприятном климате в Самарской обл., вице-губернатор Александр Нефедов особо подчеркнул: «Мы всегда готовы оказать содействие бизнесу, готовому развиваться на нашей территории. Для этого предусмотрен целый комплекс налоговых преференций. Однако нельзя не учитывать напряженность областного бюджета. Мы провели ревизию региональных налоговых льгот и выявили ряд существенных недостатков в порядке их предоставления. Внесенные изменения позволят оказывать поддержку тем компаниям, которые реально создают новые производства или серьезно модернизируют существующие».

Если же оценивать данные прецеденты в контексте темы, поднятой Чигеневым, то, скорее всего, стоит отметить 2 основных аспекта. Первый — речь идет о частных инвестициях. Здесь превалируют законы рынка и корпоративные решения. Второе — это то, что субъекты рынка строят свою бизнес-политику с учетом интересов региона. Достижение такого результата — в первую очередь заслуга губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина, чей опыт лоббистской работы сегодня ни у кого не вызывает сомнений.

Алексей Чигенев поднял вопрос о бюджетных инвестициях. В этом и есть принципиальная разница. Создается впечатление, что депутат проявляет излишнюю осторожность. Это может проявляться в его тезисе о возможном нарушении законов рынка требованием местной регистрации. Однако вряд ли законы рынка будут нарушены, т.к. требование регистрации не ограничивает права отдельных предприятий участвовать в тендерах. Налоговая нагрузка для победителя не увеличится. В данном случае просто уже имеются субъекты-победители, с которыми придется вести переговоры.

Зато инициатива, бесспорно, имеет перспективу. Дело в том, что таким образом можно будет компенсировать основную проблему, связанную с ФЗ №44, когда победителями тендеров становятся демпингующие субъекты. Об этой проблеме говорил и сам Алексей Чигенев (см. «Хронограф» №37 (524) от 24.11.14). По сути, регион, являясь заказчиком, вправе выставлять дополнительные требования к победителю.

Инициатива появилась не только в нужное время, но и в нужном месте. Накануне ежегодного послания губернатора заявление было сделано в стенах законодательного собрания. Ничто не мешает оформить ее как законодательную инициативу и придать ей в итоге нормативную форму. Тогда она будет работать и по другим направлениям. Главное, чтобы не было сомнений, нужно ее проработать на уровне профильных специалистов. Представители бизнеса, тот же Алексей Чигенев, могут проработать вопрос, чтобы данная инициатива не наносила ущерб представителям бизнеса. Правовые специалисты должны обеспечить соответствие действующему законодательству.

Комментарии

Николай МЕРКУШКИН, губернатор Самарской обл.

- На основе бюджета развития планируется создание большого количества новых объектов, в том числе статусных. Они должны изменить лицо Самары и Тольятти, сделать их снова привлекательными. Это объекты, которыми мы будем гордиться. Я считаю, что 8-8,5 млрд р. можно привлечь в бюджет развития независимо от неблагоприятной мировой экономической конъюнктуры. Это налоги местные, те, которые лежат под нашими ногами, их просто нужно собрать.

Алексей ЧИГЕНЕВ, депутат Самарской губернской думы

- С целью повышения налогооблагаемой базы нужно сделать таким образом, как это делается в Татарстане. Там компании, работающие на крупных подрядах, открывают свои филиалы, а значит, платят налоги, в том числе НДФЛ, в местный бюджет. Надо эту практику вводить и у нас. Необходимо этот вопрос проработать министерству финансов Самарской обл. совместно с министерством строительства и строительными организациями. Учитывая суммы контрактов на объекты к чемпионату мира, это будет еще одним источником пополнения бюджета. Инициативу необходимо обсудить с правительством.