Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (522) | 5 ноября 2014г.
 

Закон в руку

Волгомост может получить дополнительный источник денег на заказе по развязке на М5 в Тольятти

Сейдамет Абреков

30 октября были раскрыты итоги внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Волгомост». Досрочно прекращены полномочия членов совета директоров ОАО «Волгомост», избран новый его состав. На фоне корпоративных изменений в Волгомосте пока нельзя сказать о том, что эта компания приступила к строительству транспортной развязки на трассе М5 в районе Жигулевской ГЭС, на которую выделено 6,2 млрд р. бюджетных средств. Но благодаря определенным законодательным изменениям Волгомост, судя по всему, получил хорошую возможность и вовсе не начинать строительство, а просто оставить себе 6,2 млрд р.

Поменяли управленцев

Еще 29 августа 2014 г. на официальном интернет-сайте ОАО «Волгомост» была размещена следующая информация: «В адрес общества поступили предложения от акционеров ОАО «Волгомост» о выдвижении 5 кандидатур для избрания в совет директоров, а именно: 1. Воловник Александр Давидович. 2. Садыгов Туфан Аллахвердиоглы. 3. Яндиев Джамал-Лейла Джабраилович. 4. Ермаков Михаил Евгеньевич. 5. Зинченко Сергей Анатольевич».

Но после того, как 30 октября была раскрыта информация о том, как прошло внеочередное собрание акционеров и кто был выбран в совет директоров, выяснилось, что акционеры Волгомоста выбирали 5 членов совета директоров из 7 кандидатур. Помимо вышеназванных, в этот список входили еще Александр Визе и Игорь Шуров. В итоге новый совет директоров Волгомоста выглядит так: Воловник, Садыгов, Ермаков, Зинченко, Шуров. Т. е. «появился» Шуров.

Вместе с тем 14 октября прошло еще одно внеочередное собрание акционеров Волгомоста, на котором, в частности, был избран новый состав ревизионной комиссии компании, утвержден устав в новой редакции. Так, в ревизионную комиссию вошли: Елена Оширова, Светлана Казакова, Игорь Жуков, Оксана Дубовик, Ольга Яковлева.

Формально в число акционеров ОАО «Волгомост» входят такие компании, как ЗАО «Производственное предприятие «Устой», ОАО «Клинское дорожное ремонтно-строительное управление» и т. д. Но неформально Волгомост считается организацией, входящей в зону интересов друзей президента России Владимира Путина, братьев Аркадия Ротенберга (на фото) и Бориса Ротенберга.

Зависят от поставщиков

Довольно серьезные корпоративные изменения в ОАО «Волгомост» произошли на фоне того, как эта компания, а также аффилированное ей ООО «АВТ-Дорстрой» готовятся к реализации на территории Самарской обл. нескольких масштабных проектов по строительству транспортных магистралей. В частности, один из самых крупных проектов -строительство транспортной развязки на трассе М5 в г. Тольятти в районе Жигулевской ГЭС. Из государственного бюджета на эти цели будет выделено около 6,2 млрд р. Строительство будет идти в течение нескольких лет. Но пока не заметно сколько-нибудь значительных событий, благодаря которым можно было говорить о том, что строительство началось. Может быть, затяжка начала работ на крупных объектах в Самарской обл. как раз и связана с корпоративными изменениями в ОАО «Волгомост».

Что касается других прогнозируемых сложностей, с которыми может столкнуться эта компания, то реализация амбициозных начинаний невозможна без наличия в необходимом количестве таких материалов, как щебень, песок, асфальт, бетон, а также без необходимого количества конструктивных элементов из железобетона.

Соответственно, Волгомост будет вынужден выстраивать взаимоотношения с местными производителями этих материалов. Причем, чтобы сделать свою работу по госконтрактам рентабельной, прибыльной и успешной, Волгомост должен быть заинтересован в том, чтобы производители материалов, а также собственники карьеров и заводов не завышали цену на свои товары и услуги. А то, что такое возможно, указывают слова президента России Владимира Путина.

8 октября, во время заседания президиума Госсовета по вопросам совершенствования сети автодорог, он заявил: «Еще одна проблема -необоснованный рост цен на т. н. инертные дорожно-строительные материалы, проще говоря — гравий, песок, щебень и т. д. О строительстве или реконструкции дорожного объекта даже еще порой официально не объявляли, есть только планы, а оказывается, что все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены, и в период строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены. Надо еще в каждом конкретном случае проверять, с кем аффилированы эти предприниматели, которые себя ведут таким образом. Правительству следует обратить внимание на эту проблему и разработать соответствующие механизмы. Для справки могу привести (данные), что рост цен на щебень за последние 5 лет составил 46%, на песок — 79,7%. Это что такое, это что, инфляция, что ли, у нас такая, о чем мы говорим вообще? При перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает на 20-30%, на песок — до 90%. В общей стоимости стройматериалов щебень составляет от 20 до 40%. Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей».

Не менее остро при реализации крупных инфраструктурных проектов встает вопрос выкупа земельных участков под будущими транспортными коллекторами и развязками и смежных земельных участков, необходимых при строительстве и эксплуатации дорог. Владимир Путин по этому поводу заметил: «Хотел бы услышать мнение рабочей группы и о такой проблеме, как выделение земли под строительство автомобильных дорог, и обоснованности ее выкупа — по ценам, конечно. Необходимо принять меры по исключению случаев спекуляции, затягивания передачи участков под строительство».

Имеются сложности и с собственниками коммуникаций, пролегающих либо под дорогами, либо очень близко с ними. По этому поводу губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин на том же заседании президиума Госсовета заявил: «По крупным городам-миллионникам, тоже в докладе было, очень сложно изымать, не то что изымать, очень большая доля коммуникаций в дорожных затратах. У него стоят сети, им уже 70 лет, бесплатно почти достались когда-то, и он ждет, когда мы новую дорогу будем строить, ждет, он знает, что мы должны переложить ему эти сети. Надо бы, конечно, посмотреть, мы сейчас пытаемся там собственными силами или 50 на 50, чтобы он тоже участвовал. Если у него новые сети, понятно, если он проложил их три-пять лет назад, уже новый собственник, понятно, а если советские сети, 70 лет им, и он ждет, когда мы ему новые сети проложим, там двухметровый коридор, коммуникации и так далее».

С пониманием местной специфики эксперты «Хронографа» прогнозируют развитие событий именно в том ракурсе, о котором говорили президент Путин и губернатор Меркушкин. А значит, существует большая вероятность, что проекты, в которых будет участвовать Волгомост и дружественные этой компании лица, как минимум могут затянуться во времени. Не говоря уже о том, что затраты на практике для Волгомоста, например, на покупку инертных материалов и бетона, могут сделать деятельность компании более затратной.

Прикрылись законом

С другой стороны, Волгомост, равно как и другие подрядчики по госконтрактам, получил прекрасную защиту своих интересов в случае, когда, например, он вовсе не выполнит работы. Так, 28 октября Самарская губернская дума утвердила изменения в закон Самарской обл. «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской обл.». Изменения в сам текст закона нельзя назвать значительными. «Залогом имущества Самарской обл. ... могут быть обеспечены обязательства юридических лиц...», — в частности, гласят изменения. Ранее этим правом наделялись только организации, созданные органами региональной исполнительной власти. Поэтому суть изменений закона весьма масштабная. Теперь обязательства любого юрлица могут быть обеспечены залогом государственного имущества.

В обоснование необходимости подобного подхода министром имущественных отношений Самарской обл. Юлией Степновой в пояснительной записке к проекту закона указывается: «В рамках государственной программы Самарской обл. «Подготовка к проведению в 2018 г. чемпионата мира по футболу»... планируется проведение мероприятий по подготовке инфраструктуры... Возникает необходимость обеспечения кредитных обязательств соответствующих лиц перед кредитными организациями в целях наиболее эффективного исполнения государственных контрактов, заключенных с органами исполнительной власти Самарской обл. и софинансируемых за счет средств федерального бюджета». А чем транспортная развязка на трассе М5 в районе Жигулевской ГЭС не инфраструктурный проект «в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу»?

Таким образом, теперь Волгомост может спокойно набирать кредитов в коммерческих банках, бравируя фактом получения крупных госконтрактов. Кроме того, компания вполне может претендовать и на авансы со стороны государственного заказчика. Самарская обл. в свою очередь под коммерческие кредиты найдет имущество, которое будет передано в залог. После чего Волгомост уже при желании может ничего и не строить.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.