Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (522) | 5 ноября 2014г.
 

Сработали «на карман»

Менеджеры ТЭК умеют договариваться с должниками

ИА «Центр-Инфо»

На 13 ноября суд назначил рассмотрение иска ОАО «Тольяттинская энергосбытовая компания» (ТЭК), генеральным директором которой является Аркадий КРАСНОВ, к Потребительскому кооперативу (ПК) «Торговый дом (ТД) «Фрегат» о взыскании почти 10 млн р. Несложно догадаться, что ТЭК, членом совета директоров которой является Владимир АВЕТИСЯН (на фото), пытается получить с «Фрегата» средства за потребленную электроэнергию. Причем похоже, что столь внушительная задолженность была сформирована не без ведома менеджеров ТЭК, которые могли таким образом лично заработать на финансовых потерях своей компании.

ПК ТД «Фрегат» зарегистрирован в Тольятти на ул. 40 лет Победы, 96. По этому же адресу расположено здание ТД «Фрегат». На цокольном этаже находятся гаражи. Судя по всему, кооператив образовывался именно с целью строительства гаражей. ТД появился несколько позже. Такое хозяйство должно было формировать задолженность в размере 10 млн р. на протяжении длительного периода. Возможно, в течение нескольких лет. Перспектива взыскания этой задолженности весьма туманна. «Фрегат» может даже признать за собой эту задолженность в суде, а впоследствии объявить себя банкротом. В таком случае ТЭК, занимающаяся сбытом электроэнергии, сможет отнести 10 млн р. дебиторской задолженности в реестр платежей, безнадежных к взысканию.

При этом ТЭК, судя по всему, не прилагала каких-либо видимых усилий по претензионной работе с данным контрагентом. По крайне мере найти информацию о других подобных судебных разбирательствах ТЭК с «Фрегатом» не удалось. В реестре должников, размещенном на интернет-портале ТЭК, упоминание о «Фрегате» отсутствует. Таким образом, можно прийти к выводу, что менеджеры ТЭК могли умышленно не замечать такого крупного должника. Очевидно, что прямой ущерб от таких действий несет компания. Выгоду получает тот, кто моделирует эту ситуацию. Ведь если договориться с должником о получении неформального вознаграждения, тогда можно и не настаивать на погашении долга.

Судя по всему, скрыть недостачу довольно легко. В годовом отчете ТЭК за 2013г. указывается, что выручка общества в отчетном периоде достигла почти 2,5 млрд р. Валовая прибыль предприятия, являющаяся показателем разницы между выручкой и себестоимостью проданного товара или услуги, составила более 1,165 млрд р. Т. е. себестоимость закупаемой электроэнергии при таком подсчете получается около 1,4 млрд р. Таким образом, ТЭК, по сути занимающаяся лишь сбытом (а точнее, перепродажей) электроэнергии, зарабатывает почти наравне с генерирующими организациями.

Но особое внимание привлекает то, что практически вся валовая прибыль ТЭК тратится на управленческие расходы (в 2013 г. 1,11 млрд р.) и уже из оставшихся 55 млн р. прибыли ТЭК оплачивает налоги и обязательные сборы. Причем такое понятие, как управленческие расходы, сложно вогнать в жесткие рамки. В этот пункт можно включить практически любые расходы. Например, к управленческим расходам легко отнести дорогостоящие личные заграничные командировки — под видом служебных, затраты на покупку автомобилей и транспортные расходы, которые могут использоваться в личных целях. Да мало ли чего еще. Проконтролировать такие расходы практически невозможно. Главное, чтобы их было столько, чтобы размыть валовую прибыль и показать скромную чистую прибыль. В противном случае пришлось бы выплачивать дивиденды. А ведь формально конечным бенефициаром ТЭК является Российская Федерация. Тех, кто фактически контролирует деятельность ТЭК, наверное, меньше всего беспокоит проблема наполнения государственной казны.

Растворить в суммах, которыми оперирует ТЭК, недосбор каких-то 10 млн р. и получить личную выгоду при желании не составит большого труда. Тем более что член совета директоров ТЭК Владимир Аветисян, наверное, даже и не подозревает, что его доверенные лица способны организовывать за спиной своего куратора подобные схемы. Наблюдения подсказывают, что раньше никто из работников подконтрольных Аветисяну компаний не мог осмелиться посягнуть проводить финансовые операции в ущерб интересам бенефициара. Тем более в таких размерах.

Внимание высшего звена менеджеров может отвлекать то, что ТЭК по итогам 2013 г. действительно улучшила финансовые показатели по выручке на 148 млн р. по сравнению с 2012 г. Однако этот момент скорее можно объяснить очередным повышением тарифов, нежели ставить в заслуги руководству ТЭК. Тем не менее из годового отчета общества видно, что за 2013 г. ТЭК на 23% увеличила дебиторскую задолженность по сравнению с 2012 г. с 290 млн р. до почти 358 млн р. На этом фоне возникает вопрос: а может, ПК «ТД «Фрегат» не единственный контрагент ТЭК, который спокойно накапливает внушительные долги?

Комментарии

Аркадий КРАСНОВ, генеральный директор ОАО «ТЭК»

- Между ОАО «ТЭК» и Потребительским кооперативом «Торговый дом «Фрегат» действует договор энергоснабжения № 1889 от 29.11.2011 г. На протяжении всего периода действия договора ПК «Торговый дом «Фрегат» надлежаще исполнял свои обязательства по договору в части оплаты потребленной электроэнергии. Указанная в вашем запросе задолженность в размере менее 10 млн р. образовалась у ПК «Торговый дом «Фрегат» в результате фиксации сетевой организацией факта безучетного потребления электроэнергии.