Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (516) | 22 сентября 2014г.
 

Бутовченко — Николаева:

На президентском мостике

Егор Кошеров

16 сентября очередной день рождения должна была отметить некоммерческая организация (НКО) «Нотариальная палата Самарской обл.» (НПСО), образованная в 1993 г. С1998 г. и до настоящего момента НПСО возглавляет Галина НИКОЛАЕВА. А 26 сентября свою годовщину отпразднует НКО «Палата адвокатов Самарской обл.» (ПАСО). С момента основания в 2002 г. неизменным президентом ПАСО является Татьяна БУТОВЧЕНКО. Обе женщины стремятся не только полностью контролировать процессы в подчиненных им организациях, но и распространить свое влияние далеко за пределы НПСО и ПАСО. Это им удается: Бутовченко и Николаева хорошо известны в политических и бизнес-кругах региона.

Факты

Галина Николаева и Татьяна Бутовченко в течение последнего календарного года стали весьма популярными фигурами в медиапространстве. Внимание к ним было приковано по причине ряда конфликтных ситуаций вокруг НПСО и ПАСО.

В июле 2013 г. Николаева в упорной борьбе сумела сохранить за собой пост президента НПСО. То, как готовились эти выборы, получило широкое обсуждение в местных СМИ и блогосфере. Напомним, конфликт в ранее весьма закрытой организации начал выходить в публичную плоскость после того, как в начале июня 2013 г. несколько нотариусов вышли с предложением скорректировать устав НПСО. Среди прочего предлагалось снизить необходимый стаж для претендентов на пост президента палаты. Однако, по сообщениям инициаторов поправок, Николаева заблокировала проведение собрания по вопросу об изменении устава. В результате кандидатов на должность президента оказалось трое: депутат Думы г.о. Самара (ДГОС), нотариус Промышленного р-на Самары Татьяна Братчикова, ее коллега из Железнодорожного р-на Самары Людмила Белорусцева и сама Николаева.

По уставу НПСО президент считается избранным, если за него проголосовали не менее двух третей от числа зарегистрированных на общем собрании нотариусов. По итогам первого голосования Николаева набрала 87 голосов, Братчикова — 29, Белорусцева — 27. Необходимый минимум для победы составлял 95 голосов. При повторном голосовании в бюллетени добавили еще две фамилии, а Николаевой не хватило для победы всего одного голоса. В третьем круге Николаева все же набрала столько голосов, сколько требовалось для сохранения президентских полномочий на ближайшие четыре года.

Татьяна Бутовченко в 2013 г. вступила в конфронтацию с министерством социально-демографической политики Самарской обл. после получения отказа об оплате бесплатных адвокатских услуг для населения. Чиновники министерства засомневались в целевом использовании средств, предназначенных на оказание юридической помощи гражданам. Опасения появились после специальной проверки, инициированной Счетной палатой Самарской обл. (СПСО), когда аудиторы потребовали досье адвокатов на клиентов. Это, по мнению самих адвокатов, явилось нарушением права граждан на конфиденциальность, закрепленного в ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». ПАСО отказалась выполнить требование СПСО, и аудиторы обратились в прокуратуру. С точки зрения СПСО, ряд подписей на заявлениях клиентов были недостоверными, отличаясь от подписей в копиях паспортов. Татьяна Бутовченко по этому поводу сообщила: «Истребование адвокатских досье — незаконная региональная инициатива. На сегодняшний день это единственный в России случай вмешательства в адвокатскую деятельность».

В конце августа прошлого года ПАСО провела заседание квалификационной комиссии с участием представителей всех ветвей губернской власти. Комиссия не нашла в действиях «подозреваемых адвокатов» ничего противозаконного. Однако в министерстве Марины Антимоновой, равно как и в профильном комитете Самарской губернской думы, такую позицию не приняли.

ПАСО в свою очередь подала иск в Арбитражный суд Самарской обл. В результате арбитражный суд занял сторону адвокатов. ПАСО получила исполнительный лист на взыскание из бюджета свыше 13 млн р.

Мифы

На пути к своему пятому президентскому сроку в НПСО Николаева столкнулась с таким мощным противодействием, которого не знала все предыдущие избирательные кампании. По заверениям мифотворцев, отказаться от своего поста Николаеву мог уговаривать якобы даже вице-губернатор Дмитрий Овчинников. Спасла же положение аудиенция, состоявшаяся у главы региона Николая Меркушкина. Сообщалось о поддержке, которой удалось заручиться Николаевой. Так это или нет, но судьба президента НПСО в те жаркие июльские дни висела на волоске. Уже после своего переизбрания Николаева могла стать фигурантом уголовного дела по факту клеветы. Дело пытались раскрутить те ее оппоненты, чьего уголовного преследования Николаева могла хотеть не меньше. В середине июля 2013 г. Николаева выслала в адрес ГУ МВД РФ по Самарской обл. обращение, в котором сообщала о совершающихся в отношении нее противоправных действиях, угрожающих жизни и здоровью. Действия эти выражались в якобы приходивших на ее мобильный телефон SMS-сообщениях с требованием отказаться от президентской должности. Заказчиками давления заявительница почему-то считала на тот момент бывшего депутата Госдумы Ольгу Гальцову, а также Людмилу Белорусцеву и Татьяну Братчикову. Проверка доводов Николаевой закончилась ничем: никаких доказательств в пользу ее версии так и не появилось и 7 августа было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В ответ в полицию поступило заявление с просьбой привлечь Николаеву к ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ). А также за клевету. Но эти усилия также оказались напрасными. Все остались при своей правде. В частности, Николаева сохранила за собой право организовывать деятельность НПСО так, как она это видит. Мифотворцы это понимали по-своему: возможность допускать на вакантные места только преданных людей, распоряжаться доходами палаты так, как тебе это нужно, участвовать в схемах, предлагаемых клиентами, с интересом для себя и прочее. Как бы то ни было, но президент НПСО имеет весьма широкие возможности для получения всевозможных преимуществ.

Некоторые мифотворцы почему-то думают, что для того, чтобы начать нотариальную деятельность, необходимо расстаться с суммой, равной стоимости двухкомнатной квартиры в центре Самары. Если это действительно так, то чрезвычайная закрытость НПСО для посторонних глаз может иметь свою логику. Даже дисциплинарные наказания в отношении членов палаты стараются не придавать огласке. Куда уж тут успеть министерству юстиции, курирующему деятельность нотариусов.

Процессы, текущие внутри ПАСО, тоже можно считать закрытыми от излишней публичности. За различные дисциплинарные проступки за все время работы этой палаты своего статуса были лишены порядка 200 адвокатов. Правда, решения ПАСО можно обжаловать через суд, чем недовольные Бутовченко и пользуются. Лишение статуса чаще всего является следствием жалоб клиентов, представлений Минюста либо неуплаты членских взносов в ПАСО. Татьяна Бутовченко не скрывает, что ранее адвокатское сообщество формировалось в основном из бывших сотрудников милиции и прокуратуры. Это давало о себе знать. Например, один из адвокатов, бывший сотрудник правоохранительных органов, выписал 269 фальшивых ордеров, которые предъявлял в судах. Его лишили статуса, но судья, также бывший сотрудник правоохранительных органов, вынес решение о восстановлении на работе.

Прогнозы

В конце 2014 г. пройдет конференция ПАСО, где будет представлен новый президент палаты, избранный из членов совета ПАСО. Татьяна Бутовченко согласно уставу не сможет претендовать на эту должность, т.к. была президентом два срока подряд. По ее словам, своим преемником она видит одного из своих заместителей, сама же готова к роли вице-президента. «Только идиоты смогут отказаться от моих услуг, поскольку у меня большой опыт управления организацией», -считает Бутовченко. Кроме того, она сообщает, что у нее есть два важных клиента, чьи имена держатся в тайне. «Они находятся за границей и вряд ли когда будут выданы нашему государству», — отмечает президент ПАСО. Быть может, речь идет об основателях Группы «СОК», осевших в Дубае?

Галина Николаева, вероятнее всего, продолжит курс на принятие знаков внимания от высокопоставленных чиновников с целью обезопасить свое кресло перед выборами 2017 г. Недавно глава НПСО встретилась с главным федеральным инспектором по Самарской обл. Сергеем Чабаном. Чабан обратил внимание на необходимость оказания бесплатных услуг для граждан, вынужденно покинувших Украину. Однако добиться безоговорочной поддержки будет не так-то просто. Оппоненты Николаевой также усиливаются.

Ну а пока Николаева может продолжить формирование лояльной себе команды нотариусов. Недавно опубликован список кандидатов, допущенных к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой по нотариальному округу Волжский р-н Самарской обл. Уже определились 7 конкурсантов. В частности, к «соревнованию» допущены красноярский нотариус Ольга Портнова (вероятно, дочь члена правления НПСО Аллы Портновой), Михаил Кынтиков (бывший зампрокурора Куйбышевского р-на Самары, помощник и, вероятно, сын вице-президента НПСО Зинаиды Кынтиковой) и Василий Потякин (помощник и, вероятно, сын нотариуса Татьяны Потякиной, председателя комиссии профессиональной чести НПСО). Фамилии претендентов позволяют предположить, что «чужие здесь не ходят».

Цитата:

- Мне говорят, что я не люблю оппозицию, да, я ее не люблю, но уважаю. Деловую оппозицию только дура не будет слушать. Если она, конечно, конструктивная. Но ненавижу предателей. Борьба, когда все средства хороши, это не борьба, это подлость. Человек, который хочет что-то изменить, должен прийти и сказать, как надо делать. Но далеко не все, кто хочет во власть, могут и знают, как нужно правильно поступить, чаще всего лезут те, кто сам по себе не представляет никакой ценности. Я 12 лет у руля палаты адвокатов, и мне не стыдно ни за один поступок. У нас при выборе нового президента не будет такой ситуации, как в нотариальной палате, у нас мудрый закон и не позволяет мне занять в третий раз этот пост. (Татьяна Бутовченко, из комментариев ОАЕ «Хронограф» от 17.07.14)

- Реагировать на жалобы граждан — обязанность нотариальной палаты. Нотариальная палата призвана обеспечивать эффективный контроль за деятельностью нотариусов... Основания принятия в члены нотариальной палаты предусмотрены ст. 24 Основ законодательства РФ о нотариате, предусматривающей обязательное членство нотариусов, занимающихся частной практикой. Кроме того, членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности. (Из ответа и.о. президента НПСО Софьи Брод от 10.07.14 на запрос ОАЕ «Хронограф», адресованный Галине Николаевой)