Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (516) | 22 сентября 2014г.
 

Уничтожение тренера Кащеева

Стало понятно, зачем бывший милиционер Сураев нанял бывшую судью

ИА «Центр-Инфо»

17 сентября в Красноглинском районном суде г. Самары было отложено первое судебное заседание по уголовному делу в отношении известного в Самарской обл. тренера Михаила КАЩЕЕВА (на фото) в связи с болезнью последнего. Его пытаются обвинить в совершении преступления, предусмотренного ч. А ст. 159 УК РФ. В посадке Кащеева, по всей видимости, заинтересованы лица, стоящие за деятельностью производственно-коммерческой фирмы (ПКФ) «Жигули», связанной с оборотом металлического лома. Один из них — бывший начальник ОВО при ОВД по Красноглинскому р-ну Николай СУРАЕВ, 17 сентября явившийся на заседание в качестве потерпевшего. Странно то, что свою официальную позицию по делу Кащеева Сураев не стал озвучивать перед прессой. Видимо, ему есть что скрывать. Хотя он и считает себя пострадавшей стороной.

Надломили здоровье

Очень удивительно, что Сураев, получив возможность выразить свою позицию по данному делу, в момент, когда к нему подошел корреспондент Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», вдруг отказался говорить официально. Что это — неуверенность в своей позиции? Или понимание на уровне подсознания, что правда не на его стороне, а потому лучше помолчать? В любом случае ему лучше знать, как себя вести в той или иной ситуации, ведь он много лет проработал в милиции, занимал руководящие должности, а потому знает лучше, чем кто бы то ни было, когда надо отмалчиваться, а когда действовать. Причем действовать по заранее проверенным схемам. Дело в отношении тренера и спортивного общественника Кащеева по всем позициям имеет признаки надуманного, граничащего с тем, что можно было бы назвать оговором (см. «Хронограф» №27 (514) от 8.09.14).

17 сентября показательным стало не только то, что прибывший на процесс в роли представителя потерпевшей стороны Сураев чурался прессы.

Вернемся к другим странным обстоятельствам происходящего. Весьма удивительно, что первое судебное заседание по делу Кащеева было решено провести без проведения предварительного слушания, как это обычно происходит в нормальном правовом процессе. Хотя источники «Хронографа» заранее прогнозировали, что в Красноглинском районном суде в рамках дела Кащеева могут быть самые непредсказуемые вещи с точки зрения здравой логики. В итоге постановление о назначении первого заседания без предварительного слушания было подписано федеральным судьей Красноглинского райсуда г. Самары Светланой Нуянзиной 9 сентября.

Заседание должно было открыться 17 сентября в 10.30, однако его начало затянулось примерно до 12.00. Причина — недоставка подсудимого конвоем ввиду его болезни. Как сообщила Нуянзина, Михаилу Кащееву утром того же дня в СИЗО был поставлен диагноз ОРВИ с температурой 38,4 градуса. В итоге было принято решение все же сесть в процесс, чтобы установить личности явившихся участников, выслушать их ходатайства и назначить дату следующего заседания, которое должно пройти с обязательным присутствием Кащеева.

Кроме судьи Светланы Нуянзиной 17 сентября на заседание явились гособвинитель Элисо Чухуа, защитник подсудимого адвокат Юрий Бурдин, защитник потерпевшей стороны,

которой признано юрлицо ПКФ «Жигули», Мария Прокудина и экс-начальник ОВО при ОВД по Красноглинскому р-ну Николай Сураев. После отказа участников процесса от отводов Светлана Нуянзина весьма неожиданно для защиты Михаила Кащеева разъяснила Сураеву его права как потерпевшего. Юрий Бурдин незамедлительно ходатайствовал о подтверждении полномочий Сураева именно как представителя потерпевшего юрлица, т.к. без надлежащего подтверждения полномочия Сураева вызвали у адвоката сомнения.

Всемогущий пострадавший

Действительно, участниками ПКФ «Жигули» по состоянию на 18 сентября в ЕГРЮЛ значились Ирина Сураева, Олеся Сергеева (соответственно, супруга и дочь Николая Сураева) и ООО «Спец.Юрколлегия» (СЮК), зарегистрированное в Татарстане и специализирующееся на ликвидации юрлиц. СЮК также выполняет функции управляющей компании в отношении ПКФ «Жигули». Сам Николай Сураев, по данным ЕГРЮЛ на отчетную дату, не числился учредителем либо руководителем каких-либо коммерческих организаций. А потому, будучи незанятым, любезно мог согласиться представлять интересы своей жены и дочери в процессе. Но для этого все равно требовалась доверенность, которая, судя по репликам, звучавшим на заседании, то ли уже есть в уголовном деле, то ли пока нет. Так или иначе, но судья Нуянзина сочла требование Бурдина законным и обоснованным, предложив Сураеву в следующем судебном заседании, назначенном на24 сентября, официально подтвердить свои полномочия как представителя потерпевшего. Странно то, что Сураев, проработав долгое время в органах милиции, пришел в суд, даже не озаботившись обеспечить себе соответствующий документ. Наглядный пример уровня юридической грамотности человека, который почти два десятка лет был наделен полномочиями стоять на страже законности и правопорядка в Красноглинском р-не Самары.

По мнению защиты Кащеева, Николай Сураев явился на заседание 17 сентября отнюдь не из простого любопытства, а чтобы предварительно взвесить шансы на вынесение обвинительного приговора Кащееву, которого, похоже, решили сделать крайним в истории с хищением у третьего лица через ПКФ «Жигули» материальных ценностей на сумму 19 млн р. Подобная комбинация могла бы позволить отвести риски наступления уголовной ответственности от реальных организаторов мошенничества (см. «Хронограф» № 27 (514) от 8.09.14).

Можно предположить, что увиденное в зале суда могло порадовать Сураева. Ведь судья Нуянзина и гособвинитель Чухуа занимают должности в суде и в прокуратуре района соответственно еще с тех пор, когда сам Сураев возглавлял ОВО при районном ОВД. Представитель ПКФ «Жигули» Мария Прокудина до перехода к адвокатской практике работала мировым судьей судебного участка № 19 Самарской обл. в том же Красноглинском р-не.

Вот и получается, что бывший судья теперь обслуживает частный интерес бывшего милиционера. Такое даже в кино не часто увидишь.

Между тем Сураев вдруг продемонстрировал неуверенность в момент, когда корреспондент ОАЕ «Хронограф» предложил ему выразить свою позицию по данному делу. Сураев почему-то наотрез отказался давать официальные комментарии. Словно и не он пострадавший.

Полная эвакуация

Вероятно, Сураев мог опасаться, что его официальные пояснения могут как-то навредить той односторонней позиции, которой в ходе предварительного расследования и подготовки обвинительного заключения по делу Кащеева придерживались следствие и прокуратура (см. «Хронограф» № 27 (514) от 8.09.14) и которую сегодня кто-то, не исключено, пытается навязать суду для принятия несправедливого решения.

Напомним, что Михаил Кащеев с апреля т.г. находится под арестом и содержится в СИЗО по весьма надуманным обвинениям. Состояние его здоровья, очевидно, ухудшилось, если закаленный профессиональный спортсмен, привыкший жить по режиму, вдруг схватил сильную простуду. По словам Юрия Бурдина, за все время ареста у Кащеева не было ни одного свидания с родственниками. В совокупности эти обстоятельства могут подкосить кого угодно. Однако Михаил Кащеев держится и верит, что суд признает его невиновным.

А чем же занимаются Николай Сураев и его семья, в то время как Кащеев проводит месяцы в заточении?

По логике, если из системы извлекают портящий ее работу элемент, система должна заработать лучше. Вот и ПКФ «Жигули» (если представить, что Кащеев был виноват в инкриминируемых ему деяниях, нанесших ущерб фирме) без Кащеева должна была выйти на новый уровень развития, стать осмотрительным в своих операциях, повысить эффективность управления хозяйственной деятельностью, нарастить финансовые показатели. На деле все выглядит иначе. В конце августа ПКФ «Жигули» была снята с налогового учета в Самарской обл. и переведена на учет в Межрайонную ИФНС № 18 по Республике Татарстан. В составе участников ПКФ «Жигули» появилось вышеупомянутое СЮК. Это могло быть простым совпадением, если бы по схожему пути не направились другие близкие семье Сураевых активы. Так, например, ООО ПКФ «Жигули Киокушинкай каратэ-До» (ЖККД), занимавшееся лесным хозяйством в с. Курумоч Волжского р-на Самарской обл., было перерегистрировано в той же МИФНС № 18 по Республике Татарстан 12 августа 2014 г. А днем ранее единственным участником ЖККД стало то же самое СЮК. Что касается ООО «ЧОП «Броня», по-видимому, предоставляющего охранные услуги бизнесу ПКФ «Жигули» и также подконтрольного Сураевым, то это ЧОП решительно повели на ликвидацию. Запись о предстоящем исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ появилась в реестре 27 июня 2014 г. Отсюда возникает версия, что метаморфозы, случившиеся с фирмами Сураевых после начала уголовного преследования Кащеева и, разумеется, без его участия, напоминают бегство от ответственности либо тщательное заметание следов.