Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (516) | 22 сентября 2014г.
 

Завещание Канухина

Кинельскую МИФНС № 4 покинул исследователь ветеринарного вопроса

Егор Кошеров

В сентябре стало известно, что в межрайонной ИФНС России №4 по Самарской обл. (г. Кинель) сменился и.о. начальника. Вместо Сергея КАНУХИНА ждать утверждения в должности начальника данной МИФНС теперь будет Александр НАЙДЕНОВ. Найденов около года уже работал и.о. начальника МИФНС №4, пока в конце апреля 2013 г. его не потеснил Канухин. Обратная рокировка могла случиться по причине излишнего рвения, проявленного Канухиным по отношению к деятельности ряда предприятий на территории Кинельского р-на. Так, Канухин параллельно со сбором налогов с ООО СХП «ЭкоПродукт» заинтересовался ветеринарным состоянием коров, которых завезла эта фирма, и даже якобы написал жалобу в компетентные органы.

Службу в подразделениях УФНС России по Самарской обл. экс-руководитель комитета по управлению имуществом г. Самары во времена мэра Георгия Лиманского Сергей Кану хин начал в марте 2012 г. С подачи начальника УФНС Константина Шелудякова он попал на должность заместителя начальника ИФНС России по Промышленному р-ну г. Самары Тамары Супрун. В то время Супрун еще носила приставку и.о. (до нее начальником Промышленной ИФНС был сам Шелудяков), а потому высказывалась версия, что Канухин обойдет начальницу в борьбе за утверждение на главную должность в налоговой службе района. Однако в сентябре 2012 г. Канухин отправился в межрайонную ИФНС России № 15 по Самарской обл. (г. Жигулевск), где также не смог избавиться от приставки «и.о.» перед словом «начальника». В конце апреля 2013 г. Канухин «переехал» в Кинельскую МИФНС № 4. И.о. начальника там трудился Александр Найденов, но после появления Канухина именно последний стал «и.о.», а Найденов отошел на вторые роли.

В сентябре 2014 г. на сайте ФНС России появились сведения о том, что Александр Найденов вновь и.о. начальника МИФНС № 4. Сергей Канухин, как следует из его слов, опубликованных на прошлой неделе, покидает налоговые органы, а со своим дальнейшим родом занятий пока не определился. Не исключено, что Канухин займет одну из руководящих должностей в ООО «Агентство недвижимости Новый Арбат», на 80% принадлежащем его родственнице Юлии Канухиной.

Мнения о причинах ухода Канухина из МИФНС № 4 и из органов налоговой службы разнятся. Сам Канухин в комментариях одному из самарских СМИ заявил, что «выполнил задачи, которые передо мной стояли в налоговой службе».

Коровы гольштинской породы
Коровы гольштинской породы

С учетом этого уместно порассуждать, какие именно задачи могли быть поставлены Канухину его начальством в лице Константина Шелудякова и рядом лиц, имеющих влияние на Шелудякова, в частности, доцентом Самарского госуниверситета Юрием Якишиным, с которым Канухин знаком со времен своей работы в администрации Лиманского.

В начале 2013 г. на территории Кинельского р-на стартовала реализация сразу нескольких крупных инвестиционных проектов, получивших одобрение губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина. В районе получили прописку несколько физических лиц, занимающихся бизнесом и являющихся, судя по их декларациям о доходах, крупными налогоплательщиками. Помимо областного правительства на большой объем бюджетных и частных инвестиций, которые пришли в Кинельский р-н, обратили внимание и в УФНС. Канухина могли делегировать с целью организации таких проверок предприятий-инвесторов, по результатам которых им должны были быть сделаны доначисления по налогам, назначены штрафы и пени. Расчет мог состоять в том, что проверенные безропотно согласятся с выставленными требованиями и оплатят их. В то, что решения о доначислении могут быть оспорены, в УФНС, видимо, не верили и постарались убедить в этом Канухина. Чтобы добавить авторитета Канухину в разговоре с местными предпринимателями, мог появиться прогноз об участии налоговика в выборах главы м.р. Кинельский, намеченных на 8 сентября 2013 г. (см. «Хронограф» № 21 (465) от 24.06.13).

Но те выборы выиграл Николай Абашин. А зацепиться за налоговые нарушения в проверяемых субъектах у Канухина тоже никак не получалось. В результате Константин Шелудяков осенью 2013 г. предпринял попытку переместить Канухина на должность начальника ИФНС России по Красноглинскому р-ну г. Самары, чтобы Канухин выполнил соответствующую «разнарядку» по привлечению к налоговой ответственности крупного бизнеса уже там. Но в ФНС России рассудили по-другому, назначив начальником Красноглинской ИФНС выходца из Свердловской обл. Дмитрия Асеева.

Летом 2014 г., похоже, из-за «безрыбья» по результатам проверок Канухин вдруг занялся тем, что уж точно не входит в функции налоговой службы. Заметив, что ведущее в Кинельском р-не строительство крупного молочного комплекса КРС полного цикла производства ООО СХП «ЭкоПродукт» ежеквартально заявляет о возмещении НДС из бюджета, Канухин, видимо, не найдя ничего, к чему можно было бы придраться, углубился в ветеринарию. В ходе частной беседы с представителем Россельхознадзора по Самарской обл. Денисом Пузиковым Канухин изучил историю завоза коров на предприятие из США и вывел вероятность нахождения на территории региона заболевания Блютанг (по описанию Россельхознадзора, вирусной трансмиссивной инфекции домашних и диких жвачных животных, преимущественно овец). Свои исследования в июле 2014 г. Канухин направил на имя Константина Шелудякова (копия письма имеется в распоряжении редакции) и якобы в компетентные органы. Вскоре выяснилось, что догадки Канухина не подтвердились: коровы гольштинской породы, обживающиеся в Кинеле, абсолютно здоровы и прекрасно себя чувствуют. Получается, что если инициатива Канухина замышлялась как провокация против неподдающегося бизнеса, то она не прошла. Если же налоговик просто проявил бдительность, то спрашивается, для чего он излагал свои подозрения Шелудякову. Мог бы сразу обратиться в Россельхознадзор с просьбой о проверке коров. Возникает ощущение, что письмо Шелудякову могло быть чем-то вроде доклада о выполнении плановой работы по прессованию инвестпроекта, поддержанного областными властями, и одновременно обращения за советом, в каком направлении «окучивать» предприятие дальше. Возможно, Канухин в итоге покинул МИФНС № 4 как раз за излишнее рвение, более похожее на провокацию.