Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (516) | 22 сентября 2014г.
 

В надежде на лучшее

Региональная строительная индустрия может получить новый импульс

Егор Кошеров

В середине сентября президент РФ Владимир ПУТИН и председатель правительства Дмитрий МЕДВЕДЕВ объявили о ликвидации трех федеральных ведомств, в т.ч. министерства регионального развития. Минрегионразвития занималось территориальным планированием, контролем над исполнением целевых программ, бенчмаркингом (сравнением) и выравниванием социально-экономических показателей субъектов РФ. Это позволяло влиять на тендерную политику в регионах. С упразднением ведомства в работу тех, кто заберет его функции, может быть внедрена комплексная система оценки предложений и мониторинга исполнения госконтрактов, что, по мнению экспертов, приведет к повышению конкуренции и снижению коррупционной составляющей в сфере госзакупок. Хорошие шансы на подряд могут появиться у местных игроков.

Пир однодневок

В компетенцию минрегионразвития входило в т.ч. администрирование федеральных программ, связанных со строительством новых домов и организацией проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов (МКД). Это позволяло формировать политику действий подконтрольных или смежных с министерством структур, наделенных полномочиями заказчика тех или иных работ, что, в свою очередь, влияло на принципы формирования тендерной документации. За период существования минрегионразвития сформировалась определенная практика действий госзаказчиков разного уровня и подчинения. Ее сложно назвать безупречной. Если оценивать с позиции сегодняшнего дня, то можно выделить ряд характерных дефектов в действии системы распределения заказов.

Излишне жесткий и унифицированный подход к формированию тендерной документации в большинстве случаев начал приводить к тому, что с регионального рынка строительных услуг постепенно стали уходить крупные и стабильно работающие операторы, а их места — активно занимать фирмы-однодневки, создаваемые специально под участие в том или ином тендере. Будущих победителей фактически «лепили» под каждые конкретные торги. Как результат — усугубилась ситуация с качеством работ и гарантийным обслуживанием.

Например, в феврале т.г. УФНС России по Самарской обл. известило о выявлении в регионе десятков организаций, которые получают самарские муниципальные заказы на проектные и ремонтно-строительные работы, но, по сути, являются фирмами-пустышками, не имеющими реальной возможности для исполнения подрядов. Налоговики выделили 36 подрядов, которые получили компании, созданные в течение 2013 г., и еще 49 подрядов, доставшихся организациям, явно не располагавшим достаточным кадровым составом, чтобы выполнить работы собственными силами (с численностью сотрудников не более 3 человек). Всего набралось свыше 50 организаций, отдельные из них оказались победителями нескольких тендеров. О качестве сданных работ и выполнении гарантийных обязательств, которые могут обеспечить такие малоопытные и не имеющие ресурсов подрядчики, видимо, никто не задумывался. Госпрограммы начинают буксовать (например, программа капремонта МКД впала в стагнацию во многом из-за отказа от участия в тендерах крупных игроков и наплыва демпингующих однодневок). Все это отражается на решении социальных проблем.

«Задачи повышения прозрачности в индустрии государственных закупок (фактически одном из крупнейших секторов экономики, объем которого оценивается сейчас в 12-13% ВВП) остаются, конечно, очень актуальными, — говорит по этому поводу аналитик ЗАО УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — Одним из инструментов, который может способствовать повышению эффективности госзакупок, выступает внедрение комплексной, многоступенчатой системы оценки предложений и мониторинга исполнения контрактов.

Подобная мера, в частности, предусмотрена в последней редакции профильного федерального закона и ориентирована на расширение транспарентности, повышение конкуренции и снижение коррупционной составляющей в сфере государственных закупок».

Выжимают спецов

Другой изъян заметен из негативных последствий победы в тендере фирмы-однодневки, наступающих для добросовестных участников рынка. Однодневка обрастает вереницей подрядчиков и субподрядчиков, т.к. сама выполнить работы не способна. Рентабельность работы подрядчиков начинает стремиться к нулю, следовательно, снижается налогооблагаемая база. Сильно страдает качество. А ведь, по задумке федерального центра, именно реализация федеральных программ должна была бы организовать приток средств в строительную отрасль регионов. Оживить и укрепить ее, создать новые рабочие места и дополнительные налоговые поступления. Но постепенно эта идея стала сходить на нет.

По мнению наблюдателей, одной из основных проблем строительной отрасли сегодня является отсутствие стабильности. Даже ведущий оператор не может поручиться за свое будущее на 10-15 лет вперед. Если компании не уверены в возможности получать госзаказы, то у них не происходит модернизации производства, обновления техники. Также это демотивирует предприятия организовывать воспроизводство кадров, привлекать молодых специалистов. Как правило, строительная компания живет от заказа к заказу. Когда заказ выполнен, нет никакой гарантии, что в разумные для экономики предприятия сроки появится следующий заказ. А если заказ не появился? Отработав крупный заказ, предприятие на неопределенный период оказывается без доходов. Что приходится делать? Сокращать непроизводственные затраты и незадействованный в работе персонал. Таким образом, под увольнение попадают специалисты, в т.ч. и высокой квалификации. Если через пару лет предприятию вновь удается выиграть хороший тендер, возникает проблема с кадрами. Нужны ранее уволенные специалисты, но их не найти. В итоге набирают всех подряд.

Проблема авансов

Еще один бич современных тендеров -кабальные контракты, которые предлагают подписывать по их итогам. За примерами далеко ходить не надо.

17 сентября должно было пройти рассмотрение заявок, поданных на конкурс на выполнение работ по объекту: «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 «Урал» — от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство транспортной развязки на 974-м км автомобильной дороги М-5 «Урал» — от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, Самарская «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (см. стр. 12). Начальная цена немногим выше 6,23 млрд р. Работы завершаются 31 августа 2018 г. Теперь самое интересное. Обеспечение заявки составляет 311,95 млн р., или 5% от суммы контракта. Размер обеспечения исполнения контракта — 1,87 млрд р., или 30%. Точности ради следует отметить, что обеспечение контракта можно провести, предоставив банковскую гарантию или внести деньги на счет заказчика. В любом случае это кредитные обязательства более чем на треть будущего дохода. Авансовых платежей не предусмотрено. Это значит, что исполнитель будет вынужден строить за свой счет. Точнее, кредитоваться на пополнение оборотных средств. Рентабельность данного заказа как минимум вызывает вопросы.

Другой пример относится к малому бизнесу. 17 сентября начался прием заявок на проектирование и строительство школы в с. Ташелка. Цена контракта -284,63 млн р. За 2014 г. исполнитель получит 37,6 млн р. При этом заявка обеспечивается суммой 5,69 млн р., а обеспечение контракта составляет 28,46 млн р. С учетом кредитования для пополнения оборотных средств можно предположить, что по результатам первого года работы исполнитель иметь существенные убытки. Особенно если учесть, что величина обеспечения соизмерима с годовым оборотом малых предприятий. Вряд ли исполнитель сможет получить прибыль и по результатам второго года работы, т.к. план оплаты контракта предусматривает в 2015 г. 64,4 млн р. И только по результатам работы 2016 г. исполнитель получит 182,6 млн р. Если к приведенным примерам добавить угрозу задержки перечисления денежных средств, то выгода от таких контрактов представляется чем-то совсем эфемерным.

Таким образом, отсутствие авансовых платежей вынуждает застройщика строить все за счет своих или заемных средств. Маржа, получаемая по госконтрактам, уходит на обслуживание банковских кредитов. Выходит, бюджетные средства достаются банкирам, а не строителям. И почему-то никто не руководствуется постановлением правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1249, подписанным Владимиром Путиным. П. 14 этого постановления предусматривает проведение авансовых платежей получателям бюджетных средств по госконтрактам в размере до 100%! Авансирование заказов развязало бы исполнителям руки, дав возможность не только эффективно распределять собственные затраты, но и отдавать часть работ на аутсорсинг. Т.е. крупный субъект рынка начал бы способствовать в т.ч. и развитию малого и среднего бизнеса.

По сути, для Самарской обл. не все потеряно. Регион имеет колоссальный потенциал к развитию строительного рынка, и ожидается, что вскоре качество выполнения работ на этом рынке будут обеспечивать местные игроки, коих набирается приличное количество. Достаточное, чтобы говорить о строительном секторе как о локомотиве экономики региона, в развитии которой заинтересован избранный 14 сентября губернатор Николай Меркушкин. Можно предсказать, что произойдет переосмысление опыта, сложившегося в бытность минрегионразвития главным контролером выделяемых средств. Другое дело, что должна возникнуть инициатива регионального масштаба. Причем инициатива разумная. Например, можно было бы провести обсуждение данной проблемы на площадке Самарской губернской думы (СГД). Такая версия представляется оптимальной по той причине, что позволяет собрать все стороны процесса. С одной стороны — представители министерства, с другой — бизнес-сообщества. Наконец, сами законодатели могут выступить третьей стороной, т.к. результатом работы должен быть ряд нормативных актов. Не исключено, что они могут быть как на уровне министерских приказов, так и на уровне региональных подзаконных актов, которые потребуют прохождения через СГД. В любом случае игроки надеются на создание условий для роста строительного бизнеса Самарской обл. Особенно в части ограждения его от посягательств на госконтракты фирм-однодневок.

Комментарии

Максим КЛЯГИН, аналитик УК «Финам Менеджмент»

- В целом в строительном комплексе, несмотря на сложную общую макроэкономическую конъюнктуру, сейчас наблюдаются позитивные тенденции. В частности, наблюдается значительный рост объемов нового строительства. Так, по официальным данным, в Самарской обл. за январь-июль 2014 г. объем нового жилищного строительства год к году вырос на 54,3% и составил около 565,7 тыс. кв. м (в целом по РФ рост составил около 30%).