Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (515) | 15 сентября 2014г.
 

Делят активы

НК «Самара» добыче нефти предпочитает разборки с кредиторами

Татьяна Федорова

10 сентября продолжится процесс по делу о банкротстве ЗАО «НК «Самара» (НКС). На очередном собрании кредиторов было принято решение о заключении мирового соглашения. Основным кредитором компании выступает ЗАО «Согласие» (г. Москва). «Согласие», созданное Арой АБРАМЯНОМ, погасило долги банкрота перед налоговыми органами и получило права требования к НКС от ООО «Башнефть-Бурение». Схожая ситуация наблюдается в банкротстве ООО «НК «Самара 1» (НКС-1). Т.е. «Согласие» готовится забрать бизнес у нефтяных компаний, основанных Татьяной ЛЮЧЕВСКОЙ и Олегом ГУРКИНЫМ. В этом усматривается интерес в т.ч. бизнесмена Александра ЛЕБЕДЕВА. Вопрос в том, смогут ли получатели активов НКС и НКС-1 возобновить добычу нефти.

Решение о достижении мирового соглашения было принято на собрании кредиторов НКС, состоявшемся 28 августа. С кем именно его планируется подписать со стороны НКС, не указывается. А со стороны комитета кредиторов свою подпись хочет поставить представитель «Согласия». Московская компания сегодня контролирует большую часть кредиторской задолженности ЗАО «НКС», созданного Гуркиным и Лючевской и определенное время являвшегося одним из лидеров по объемам нефтедобычи в регионе.

Но хорошие времена для НКС прошли. С открытием конкурсного производства деятельность общества прекратилась. Только одному «Согласию» НКС задолжала 109 млн р.

Впоследствии «Согласие» обратилось в арбитражный суд с заявлением о погашении всех задолженностей НКС по обязательным платежам.

1 июля 2014 г. между ООО «Башнефть-Бурение» и «Согласие» был заключен договор уступки прав требования к НКС. Таким образом, «Согласие» стало главным конкурсным кредитором НКС.

Еще одним кредитором НКС намеревается стать НКС-1. Его участником с долей в 70% в уставном капитале является «Согласие». Остальные 30% распределены между Гуркиным и Лючевской. НКС задолжала НКС-1 33,5 млн р. При этом потенциальный кредитор сам проходит через конкурсное производство. «Согласию» НКС-1 должно почти 300 млн р. В день продолжения заседаний по делу о банкротстве НКС — 10 сентября — также состоится рассмотрение заявления конкурсного управляющего НКС-1 об утверждении мирового соглашения между НКС-1 и его кредиторами.

Судя по материалам дела, задолженности НКС-1 перед мелкими кредиторами также погашало «Согласие». Экс-бенефициаров бизнеса НКС-1 Гуркина и Лючевскую плавно отодвинули от дележа имущества, попавшего в конкурсную массу должника. Гуркин, пытавшийся войти в реестр кредиторов НКС-1 с требованием 3,3 млн р., отозвал свое заявление. То же самое сделала и Лючевская.

Сейчас остается все меньше сомнений, что активы указанных нефтяных компаний в ходе торгов отойдут в пользу покупателей, которые будут действовать в интересах «Согласия». Крупнейшим акционером «Согласия» (57,65%) номинально выступает подмосковное дачное товарищество. Остальные акции распределены между офшорами с Британских Виргинских островов «ГАЛ МАРИН (БИ ВИ АЙ) ЛИМИТЕД и ЭДЖЛЭЙН ИНВЕСТМЕТ ЛТД» (по 20%) и ФГУП «Агропромышленный комплекс «Воскресенский» Управления делами Президента РФ (2,35%).

Директор «Согласия» Сергей Жданкин также возглавляет НО «Фонд возрождения русской охоты», зарегистрированную в Москве. Среди учредителей этой НО Дмитрий Мозолевский, Леонид Краснянский и Андрей Батурин. Помимо увлечения охотой указанные лица имеют строительный бизнес в Москве и Подмосковье и хорошие связи в московской мэрии. Например, Краснянский некогда работал замом у экс-мэра столицы Юрия Лужкова, а Батурин может приходиться родственником супруге Лужкова Елене Батуриной.

Попросить влиятельных товарищей по охоте забрать активы у НКС и НКС-1 мог глава ЗАО «Национальная резервная корпорация» (НРК) Александр Лебедев. Лебедев давно нацелен на бизнес Гуркина и Лючевской, правда, непонятно, что он либо другие выгодоприобретатели от банкротства самарских компаний будут делать с «добычей». НРК владеет еще одной компанией со схожим до степени смешения с названиями НКС и НКС-1 наименованием — ООО «НК «Самара» (г. Самара, ул. Мичурина, 15). Кроме того, существуют еще два «дублера». В Москве это ОАО «НК «Самара» (ранее было зарегистрировано по адресу: Самара, ул. Красноармейская, 133), а в Самаре это ЗАО «Нефтепромышленная компания «Самара». Пока об их деятельности по добыче нефти ничего не известно. Не исключено, что именно они в конечном счете получат в распоряжение месторождения и лицензии банкротов.