Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (515) | 15 сентября 2014г.
 

Врезай и качай

В «Приволжскнефтепроводе» сложности с противодействием криминалу

Татьяна Федорова

В начале сентября стало известно, что до конца года ОАО «Приволжскнефтепровод» (ПНП) может побить рекорд по числу обнаруженных на своих сетях незаконных врезок. В компании рапортуют о незначительном сокращении количества этого вида преступлений, однако на деле ситуация внушает мало оптимизма. Помимо апелляций к правоохранительным органам руководству ПНП следует обратить внимание и на процессы внутри предприятия. Ожидается, что управленческие расходы ПНП вновь вырастут на фоне снижения уплачиваемого в бюджет налога на прибыль. Много вопросов вызывает и функционирование нового дочернего предприятия ПНП — ООО «Трубопроводная строительная дирекция».

Нереальная статистика

По сообщению с официального сайта ПНП, возглавляемого Андреем Сюмаком, ночью 17 августа 2014 г., в 2 ч. 10 мин., диспетчерской службой ПНП был остановлен нефтепровод «Гурьев-Куйбышев» Ду 720. На место выехала патрульная группа, которая подтвердила выход нефти на 1361 км нефтепровода в Волжском р-не Самарской обл. Причиной выхода нефти стала очередная несанкционированная врезка в нефтепровод. Работа нефтепровода была возобновлена только спустя 17 часов. По факту несанкционированной врезки было возбуждено уголовное дело. Работы по ликвидации последствий инцидента и рекультивации земли на тот момент продолжались.

Всего в т. г. по состоянию на июль, по раскрываемым ПНП данным, было зарегистрировано 12 несанкционированных врезок в нефтепроводы, эксплуатируемые компанией (9 из них выявлено на территории Самарской обл.). В 2013 г. за аналогичный период официально было сообщено о 22 врезках (на территории Самарской обл. — 15). Т.е. количество преступлений, связанных с хищением нефти, в 2014 г. по сравнению с прошлым годом вроде бы сократилось. Однако это лишь официальная статистика. По данным редакции, несанкционированных врезок в нефтепроводы ПНП в 2014 г. могло случиться гораздо больше.

В этой связи весьма показательна ситуация с доведением до суда возбужденных по фактам хищения нефти из нефтепроводов ПНП уголовных дел. В 2013 г. по фактам хищения нефти из нефтепроводов ПНП, проходящих по территории Самарской обл., в суд было направлено 8 уголовных дел в отношении 24 лиц, в т. ч. 3 уголовных дела прошлых лет и 5 уголовных дел в отношении нарушителей, задержанных в 2013 г. Из 24 осужденных лишь 8 злоумышленников были приговорены к реальным срокам лишения свободы, остальные отделались условными сроками либо штрафом. В 2014 г. в суд было направлено всего только 1 уголовное дело.

В ПНП сетуют, что ликвидация несанкционированных врезок срывает жесткий график транспортировки нефти. Не меньшую угрозу представляют криминальные врезки для окружающей среды, поскольку нередко они становятся причиной разливов нефти и загрязнения почвы, близлежащих рек и водоемов. Значительный ущерб от хищений нефтепродуктов несет и само общество.

Однако кое-кто внутри ПНП и из числа покровителей предприятия в силовых ведомствах, похоже, заинтересован в том, чтобы уголовные дела не заводились, а, без преувеличения сказать, «отрасль» незаконных врезок продолжала процветать.

Где безопасность?

В середине октября 2013 г. правительство России по просьбе ОАО АК «Транснефть» (материнская для ПНП компания) поручило МВД РФ и ФСБ РФ обратить особое внимание на ситуацию с криминальными нефтеврезками в Самарской обл. Было особо подчеркнуто, что по количеству краж из нефтепроводов регион обогнал даже Дагестан. Представители ГУ МВД России по Самарской обл. тут же отреагировали на это заявление правительства. В частности, начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции областного главка Антон Полыгалов убеждал, что ни одна нефтеврезка не может быть организована без участия представителей нефтяных компаний. «У них имеется все необходимое оборудование, которое позволяет вовремя обнаружить слив, — пояснял Полыгалов. — Бывает, сотрудники службы безопасности умалчивают об этом факте. Среди задержанных нами людей были и те, кто занимает посты руководителей среднего звена нефтяных компаний». Если рассматривать эту версию по отношению к последнему инциденту от 17 августа, то доподлинно неизвестно, какое время прошло между фиксацией автоматикой выхода нефти на нефтепроводе «Гурьев — Куйбышев» и остановкой этого нефтепровода диспетчерской службой ПНП. Быть может, достаточное, для того чтобы врезчики успели откачать несколько десятков тонн нефти.

Как правило, нефтеврезчики действуют в составе организованных преступных групп (ОПГ), сформированных из специалистов узкого профиля, например высококвалифицированных сварщиков, специалистов по высоким технологиям, работников крупных транспортных структур. Каждая такая ОПГ так или иначе сотрудничает с представителями местных властей и пользуется покровительством представителей правоохранительных органов. Если, к примеру, полиция при разговоре о врезках кивает на службу безопасности ПНП, то в самих «дочках» «Транснефти» склонны трактовать ситуацию наоборот. Правда, руководство «Транснефти» не отрицает, что иногда в ОПГ оказываются и сотрудники безопасности подразделений компании. Так, по словам заместителя президента «Транснефти», курирующего вопросы безопасности, Сергея Хардынкина, охраной нефтепроводной системы в компании занимается более 14 тыс. человек. Нередки случаи попытки подкупа охранников. Но выгоднее подкупать начальство охранников.

Так украсть можно гораздо больше. Сегодня актуален вопрос: а насколько вообще компетентна и старательна служба безопасности ПНП в борьбе с криминальными нефтеврезками и как она взаимодействует в этом с ГУ МВД России по Самарской обл.?

Большая кормушка

Еще одна странность, что на охрану и безопасность объектов в том же ПНП ежегодно тратят солидные денежные средства, в т. ч. внедряя новые технологии раннего обнаружения разливов, однако нефтеврезки продолжают появляться с завидной регулярностью. Вероятно, выделяемые на безопасность средства расходуются не так, как надо? В 2014 г. по программе технического перевооружения на модернизацию инфраструктуры ПНП, по словам Андрея Сюмака, планировалось направить свыше 30 млрд р. Большую часть этих средств на тендерах должно распределить новое дочернее предприятие ПНП — ООО «Трубопроводная строительная дирекция» (ТСД). При изучении сайта госзакупок возникает ощущение, что чужих подрядчиков ТСД не привлекает. Контракты могут доставаться только фирмам, которых выбирает руководство ПНП при определенных условиях. Нет ли среди них «однодневок»? Вопрос пока открытый. Если такие будут обнаружены, то стоит ли удивляться утечкам и врезкам из уже «модернизированных» нефтепроводов.

Вообще, финансовая политика ПНП выглядит интересно. По итогам 2013 г. ПНП получило выручку в размере 26,8 млрд р. (в 2012 г. этот показатель был равен 23,2 млрд р.). Однако совокупный финансовый результат отчетного года оказался на 1,6 млрд р. меньше, чем в 2012 г. На фоне громкой кампании по «борьбе» с нефтеврезками впечатляет рост в 2013 г. управленческих расходов ПНП почти на 400 млн р. Прочие, не столь приоритетные, как на безопасность трубопроводов, расходы тоже подросли. О чьей безопасности и комфорте в ПНП заботятся, так это о безопасности представителей руководящего состава. В августе т. г. компания объявила конкурс на поставку 2 автомобилей Lexus премиум-класса за 10 млн р. Согласно информации с сайта госзакупок, требуются модели LS 460L AWD и LX 570. Комплектация и тюнинговые опции не уточняются. Машины нужно доставить в Новокуйбышевск. Конечный срок — ноябрь 2014 г. Кое-кто будет кататься с ветерком.

А вот по части налоговых обязательств в ПНП, напротив, экономия. Прибыль до налогообложения по итогам 2012 г., полученная компанией, составила 3,325 млрд р. При этом исчисленный текущий налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, был равен 987,7 млн р. Прибыль до налогообложения в 2013 г. достигла почти 4,5 млрд р. Однако исчисленный текущий налог на эту прибыль почему-то уменьшился до 846,1 млн р. Присутствуют в отчетности ПНП и другие странности. По одной из версий, в компании могут активно практиковать схемы ухода от налогообложения.