Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (515) | 15 сентября 2014г.
 

Ил-114 ставят на крыло

Минпромторг представит план действий по развертыванию серийного производства самолета

Борис Кротов

9 сентября глава Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН принял участие в совещании, посвященном началу серийного производства самолетов Ил-114. Совещание прошло в г. Москве под председательством заместителя председателя правительства РФ Дмитрия РОГОЗИНА с участием руководителей Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, Объединенной авиастроительной корпорации (OAK), госкорпорации «Ростех», корпорации «Русские машины» и ведущих российских авиазаводов. По его итогам было принято предварительное решение развернуть серийное производство самолетов Ил-114 на базе самарского «Авиакора».

Вопрос о целесообразности производства Ил-114 на базе «Авиакора» Николай Меркушкин поднял на совещании о развитии Самарской обл., которое 21 июля провел в Самаре президент РФ Владимир Путин. Необходимость загрузки мощностей самарского авиазавода связана с тем, что серийное производство Ан-140 поставлено под угрозу из-за нестабильной ситуации на Украине. Именно там находятся головное конструкторское бюро «анов» и многие поставщики комплектующих. По итогам совещания глава государства дал поручение правительству РФ

рассмотреть вопрос целесообразности производства Ил-114 в Самаре. Однако министерство промышленности и торговли усомнилось в рентабельности проекта. После этого полпред президента в ПФО Михаил Бабич и Николай Меркушкин вновь обратили внимание президента на тему производства Ил-114. Глава государства дал соответствующее поручение. В результате в начале недели Дмитрий Рогозин провел специальное совещание, посвященное необходимости выпуска этого самолета.

Примечательно, что буквально за несколько дней до совещания в Москве, а именно 5 сентября вице-премьер принял приглашение стать председателем наблюдательного совета Самарского государственного аэрокосмического университета. ВУЗ должен стать опорным образовательным учреждением, готовящим специалистов для оборонной промышленности, и в частности, для аэрокосмического кластера. Тот факт, что СГАУ обрело влиятельного лоббиста в правительство РФ, говорит о том, что к перспективам реализации намеченных в региональной авиационной отрасли преобразований уже можно относиться с определенным оптимизмом.

Такие самолеты скоро будут делать в Самаре
Такие самолеты скоро будут делать в Самаре

По мнению Николая Меркушкина, работа Дмитрия Рогозина в качестве председателя наблюдательного совета значительно укрепит позиции СГАУ.

Сегодня турбовинтовой самолет Ил-114 по своим характеристикам оптимален для применения на российских региональных авиалиниях, в т. ч. для посадки на грунтовые аэродромы. Производство этого самолета в России позволит решить стратегический для страны вопрос им-портозамещения воздушных судов иностранного производства, используемых в межрегиональных перевозках. В ходе совещания Николай Меркушкин отметил, что поручение президента может быть выполнено в сжатые сроки с минимальными затратами, опираясь на большой потенциал предприятий аэрокосмического кластера Самарской обл. И речь идет в первую очередь об ОАО «Авиакор — авиационный завод».

Предприятие имеет большой опыт сборки самолетов подобного типа. Производство Ил-114 способно загрузить целый ряд региональных заводов. ОАО «Кузнецов» готово в кратчайшие сроки освоить выпуск необходимых авиационных двигателей, ОАО «Авиаагрегат» -шасси, ОАО «Агрегат» — авиационной и трубопроводной арматуры и агрегатов. К проекту могут быть привлечены ОАО «Металлист-Самара», ОАО «Гидроавтоматика», ЗАО «Завод аэродромного оборудования», ОАО «Завод авиационных подшипников». Готовность провести полное цифровое перепроектирование самолета и его глубокую модернизацию высказали и представители ОАО «Авиационный комплекс им. СВ. Ильюшина». Самое главное при этом — создать технологическую цепочку.

По итогам совещания рабочая группа приняла принципиальное решение — производить Ил-114 на российских заводах, а приоритетной базовой площадкой предварительно определить самарский «Авиакор». Дмитрий Рогозин сообщил, что Минпромторг представит необходимый план действий через две недели: «Речь идет о полном цифровом перепроектировании самолета и его глубокой модернизации. Минпромторг через 2 недели представит план действий».

Прежде чем инвестировать столь крупные суммы, необходимо решить вопрос со структурой собственности и подчинения ключевых предприятий системы. На это, по словам Николая Меркушкина, обратил внимание вице-премьер Рогозин. «У нас частная корпорация, а вкладывать нужно государственные деньги. На каких условиях это делать? Или собственник пойдет на то, что государство вложит эти деньги в уставный капитал. И тогда контрольный пакет акций может оказаться у государства. А просто так государство на слово верить не собирается», — пояснил руководитель региона.

Комментарии

Николай МЕРКУШКИН, глава Самарской обл.

- Самарская обл. готова вложить 1-1,5 млрд р. в модернизацию «Авиакора», чтобы производство самолета Ил-114 было в Самаре. Этот самолет был ориентирован в основном на Самару, но трое из выступавших на совещании говорили, что лучше его отдать в OAK — т. е. в государственную корпорацию. А Объединенная авиастроительная корпорация в Самаре подразделений не имеет. Поэтому пойдет некоторая борьба. Поэтому нам очень важно решить с собственником «Авиакора» этот вопрос. Или он должен вкладывать средства пропорционально с государством, или рассматривать другие варианты. Но собственник должен подойти к этому вопросу очень ответственно.