Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (515) | 15 сентября 2014г.
 

Как кур во щи

В свете нарастающего уголовного скандала вокруг Роснано Аветисяну может стать там не совсем уютно

ИА «Центр-Инфо»

В конце августа выяснилось, что финансовый директор и члены правления корпорации «Роснано» привлечены в качестве подозреваемых в рамках возбужденного уголовного дела по ч. 4 ст. 160 (Присвоение и растрата) и ч. 3 ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ. Об этом сообщила газета «Известия». Расследование уголовных дел в отношении бывших и нынешних сотрудников компании вынуждены были признать и в самом Роснано. Инкриминируемые им эпизоды произошли еще до пришествия в Роснано бенефициара холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ) Владимира АВЕТИСЯНА (на фото). Однако Аветисяна, равно как и его шефа Анатолия ЧУБАЙСА, следователи вполне могут опросить не только на предмет их знакомства с подозреваемыми, но и относительно понимания ими схем, вызвавших интерес у правоохранительных органов.

Взялись основательно

18 августа пресс-служба Роснано распространила сообщение, где вынуждена была признать, что уголовные дела в отношении руководителей компании — не вымысел. «В последние месяцы средства массовой информации несколько раз обращались к теме уголовных дел, возбужденных в отношении Роснано и ее портфельных компаний, — говорит пресс-служба. — Действительно, в настоящее время расследуется ряд уголовных дел как в отношении портфельных компаний Роснано, так и в отношении бывших и нынешних сотрудников компании. Всего возбуждено, в т.ч. и по нашим обращениям в правоохранительные органы, 6 уголовных дел».

Дальше Роснано начинает в качестве своей версии случившегося, что называется, «кивать на сторону». «На данный момент в инвестиционном портфеле компании 95 проектов, — написала пресс-служба. — При этом Роснано в подавляющем большинстве проектов является миноритарным акционером, оставляя за частным бизнесом ключевую роль в операционном управлении. Компания вынуждена констатировать, что действия партнеров Роснано по некоторым из инвестиционных проектов свидетельствуют об их недобросовестном отношении к взятым на себя обязательствам. В результате таких действий портфельным компаниям был причинен ущерб. Правоохранительными органами расследуются дела, связанные с 4 компаниями, в которые были инвестированы средства Роснано, в частности ООО «Лиотех» и ЗАО «Инновационная Компания САН». Уголовные дела в отношении бывших и нынешних сотрудников Роснано были возбуждены в связи с привлечением внешних подрядчиков к выполнению консультационных работ, которые, по мнению правоохранительных органов, не являются необходимыми для основной деятельности Роснано». Этот ответ при желании можно трактовать так: «во всем виноваты подрядчики, а сотрудники Роснано здесь ни при чем». Однако еще год назад по результатам проверки Роснано Счетной палатой РФ было установлено скорее обратное. «Госкомпания «Роснано» неэффективно расходовала бюджетные средства, финансировала компании, не имеющие отношения к нанотехнологиям, и компании-банкроты, а также способствовала созданию фирм-однодневок. Такие претензии Счетная палата предъявила главе компании Анатолию Чубайсу. Он признал выводы аудиторов частично», — писала тогда, в частности, Газета.ru. Сообщалось о заинтересованности в совершении отдельных сделок членов совета директоров.

Поэтому, по мнению наблюдателей, ключевыми сейчас станут дела, возбужденные как раз в отношении «бывших и нынешних сотрудников компании». Например, 21 августа газета «Известия» немного уточнила круг подозреваемых по уголовному делу, возбужденному по ч. 4 ст. 160 УК РФ (Присвоение и растрата) и ч. 3 ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями).

Из письма заместителя генерального прокурора РФ Александра Буксмана, адресованного первому зампреду комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксане Дмитриевой, на которое ссылается издание, следует, что подозреваются финансовый директор и члены правления Роснано. Конкретных фамилий Буксман в письме не называет, но указывает, что, в частности, речь идет о неправомерном перечислении более 300 млн р. в пользу ряда компаний, «аффилированных с должностными лицами «Роснано», за выполнение работ, относящихся непосредственно к компетенции подразделений корпорации». «По уголовным делам производятся следственные действия, уточняются обстоятельства совершения преступных деяний, круг лиц, их совершивших, а также размер причиненного ущерба, — сообщил Буксман Дмитриевой. — Результаты расследования уголовных дел и обозначенных проверок контролируются Генеральной прокуратурой». Судя по всему, за Роснано следователи на этот раз взялись всерьез. Решительно настроены и в Госдуме. «Думаю, что по мере расследования мы можем ожидать дальнейшего увеличения уголовных дел. Но непонятно, почему с учетом текущих претензий Анатолий Чубайс все еще руководит госкорпорацией? Считаю, что если не решением правительства, то он сам должен отстраниться от руководства, чтобы не мешать расследованию», — отметила Оксана Дмитриева в комментариях «Известиям». «Предстоит длительное расследование правоохранительными органами и спецслужбами России, а возможно, и других стран, а также при содействии Интерпола. Все только начинается», — уверены юристы, высказавшие свое мнение изданию.

Допросы главных

В Роснано в ответ на это заявили, что «должностные лица компании, в отношении которых у правоохранительных органов возникли подозрения о неправомерности заключения нескольких договоров на оказание консультационных услуг, действовали строго в соответствии с действующим законодательством». Т. е. своих в Роснано не сдают. Правда, в упомянутом релизе от 18 августа пресс-служба корпорации заверила, что «в целях защиты своих интересов Роснано сотрудничает с правоохранительными органами и заинтересовано в скорейшем и объективном расследовании всех уголовных дел». Т. е., чтобы доказать непричастность бывших и нынешних сотрудников к инкриминируемым эпизодам, в Роснано готовы постараться и дать как можно больше оправдательных показаний.

Особо убедительными должны быть члены правления Роснано, упомянутые в письме Буксмана. Один нюанс. Членов правления в Роснано сегодня нет. Основные члены вместе с Анатолием Чубайсом в начале этого года были переведены в члены правления УК Роснано, созданной с целью управления активами Роснано. Но оттого их ценность для следствия не изменилась.

Раз уж Роснано заявило о сотрудничестве с правоохранительными органами, то следует ожидать, что все экс-члены правления корпорации, а ныне члены правления УК «Роснано», в т. ч. Чубайс, не откажутся побеседовать со следователями и ответить на все щекотливые вопросы. «За компанию» на опрос может быть вызван и единственный новичок в команде экс-членов правления Роснано, перетекшей в УК, бенефициар ВПГ Владимир Аветисян. Напомним, инициатива о создании УК «Роснано» была реализована вскоре после официального назначения Аветисяна на должность заместителя Чубайса по Роснано и была принята членами правления корпорации на ура (см. «Хронограф» № 4 (491) от 10.02.14). Вполне может быть, что авторство идеи создания УК принадлежало именно Аветисяну.

В таком случае благодарные экс-члены правления Роснано за несколько месяцев работы бок о бок могли доверить Аветисяну нечто, что могло бы пролить свет на схемы, расследуемые сегодня в рамках уголовных дел в отношении сотрудников корпорации. Одними свидетельскими показаниями может стать больше. А если учитывать, что следствие, судя по его настрою, не будет ограничиваться только лишь временными рамками, в которые уместились деяния, указанные в письме Буксмана, но и попытается заглянуть в текущие дела корпорации и УК, то Аветисян сможет поделиться сведениями о том, что происходило в Роснано уже при его непосредственном участии.

Не туда попал

Следует заметить, что факт возбуждения уголовных дел в отношении бывших и нынешних сотрудников Роснано не лучшим образом отразится на ощущениях даже тех людей, кто никоим образом не причастен к расследуемым деяниям, а просто работает или когда-то работал в структуре корпорации. Если представить, что кто-то из этих людей хотя бы в простом разговоре подтвердит свою лояльность Роснано, то может получить в ответ что-то вроде: «А, вы из Роснано! Знаем мы это Роснано! Доработались до уголовки». Для любого серьезного менеджера, рассчитывающего на дальнейшее продвижение в крупнейших госструктурах, такое отношение и причинно-следственные связи, выстраиваемые собеседником, — существенный удар по имиджу и деловой репутации. Особенно обидно должно было быть Аветисяну.

Еще бы: он имеет внушительный опыт руководящей работы как в управляющих компаниях (ООО «УКХ «Волгопромгаз», ОАО «СМУЭК», ООО УК «Регионтеплоэнерго», ОАО «Объединенные автомобильные технологии»), так и в контролируемых государством корпорациях (РАО «ЕЭС России», ГК «Ростехнологии»), и еще нигде из перечисленных мест никаких уголовных дел никогда не заводилось, а перед Аветисяном не возникала угроза быть вызванным на допрос. А тут, казалось бы, в таком безопасном и выгодном месте, на сулящем большие перспективы направлении, под опекой старого куратора по РАО ЕЭС Анатолия Чубайса и, в общем-то, без особых хлопот не проработал и года  — и вдруг корпорацию начинают атаковать следователи. Волей-неволей почувствуешь себя неуютно. Мало ли что всплывет в делах Роснано? И куда податься дальше?

По мнению наблюдателей, Аветисян вполне может задаться таким вопросом, в случае если Анатолию Чубайсу, как на том настаивает депутат Оксана Дмитриева, все-таки придется оставить пост предправления УК «Роснано» либо выйти из структуры корпорации совсем. Чубайс, как ни взгляни, всегда на передовой и принимает все вызовы, поступающие его нанотехнологичному «детищу», на себя. Остальные топ-менеджеры корпорации тихо процветают в его тени. Но что будет, если Чубайса вдруг не станет? Кто из его замов готов будет принять весь огонь постоянной критики на себя? Зачем им эти проблемы? Нужно ли тянуть за собой неприятный информационный шлейф? Проще уйти вслед за шефом в другой, пока еще не вызывающий вопросов об эффективности щедро финансируемый проект. Либо вернуться к своим хобби, благо жизнь уже давно обеспечена так, что можно не работать (см. «Хронограф» № 25 (512) от 28.07.14). Для Аветисяна это игра на гитаре. Пусть развитием госкорпораций занимаются другие.