Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (514) | 8 сентября 2014г.
 

Евгений Харчев:

Теперь все мы в одной команде

Борис Кротов

Формирование системы советов многоквартирных домов, реализация закона о Фонде капремонта, проекта «На связи с губернатором», политика региональных властей способствовали трансформации отрасли ЖКХ в Самарской обл. Как отмечают профессиональные участники отрасли, результаты изменений стали очевидны многим, а потребитель — население -теперь готов и дальше отстаивать свои интересы, принимать решения для развития поступательного тренда. Как в новых условиях выстраиваются взаимоотношения и работа между потребителем и управляющей организацией (УО), в интервью «Хронографу» рассказал генеральный директор ООО «ПЖРТ сервис» Евгений ХАРЧЕВ.

- Евгений Михайлович, каким образом стал возможен конструктивный диалог между УО и потребителями — населением в такой непростой сфере, как жилищно-коммунальное хозяйство? Каким образом изменения в структуре взаимоотношений отразились на отрасли в целом?

- Изначально учредителями компании «ПЖРТ сервис» ставилась задача выстроить деятельность организации в первую очередь по принципам максимальной открытости и постоянного взаимодействия с активами домов. Как УО мы регулярно проводим встречи и обучение домовых активов тем нормативным актам и изменениям в законе, которые появляются. Есть и широкая повседневная работа с населением, ведутся встречи с ТОСами, где, как правило, аккумулируются вопросы и проблемы граждан. Председатели ТОСов 15 и 16 ходят в ПЖРТ уже как на работу, но не потому, что там все плохо, а потому, что много вопросов. Массовая разъяснительная и информационная работа осуществляется посредством «Вестника ПЖРТ», информационных стендов. В данном информационном листке мы рассказываем о новшествах, законодательных изменениях, доводим общественно значимую информацию. Так, например, выборная система в органы власти в нашей стране существует не один десяток лет, а до сих пор приходится разъяснять гражданам, как им реализовать свое право на досрочное голосование или пригласить представителей избиркома домой в силу обстоятельств, не позволяющих прибыть на участок самостоятельно. Видимо, раньше интерес к выборам был на другом уровне.

С приходом в область Николая Ивановича Меркушкина изменилось отношение не только к выборам. Если смотреть по нашей коммунальной отрасли, то принципы открытой, прямой работы стали обязательны. В частности, по инициативе губернатора были разработаны рекомендации, чтобы между домовыми советами многоквартирных домов и УО появились рамочные соглашения, определяющие порядок взаимодействия. И если раньше эти взаимоотношения были факультативными, то сегодня это полноценное звено в управлении жилфондом. В «ПЖРТ сервис» подобные соглашения функционировали, и нам пришлось только расширить работу в данном направлении.

За последние два года активизировалась работа общественных организаций, была запущена работа лекторов в рамках проекта «На связи с губернатором». На плечи лекторов легла необходимость вести разъяснительную работу по реализации закона о Фонде капремонта. Примечательно, что встречи лекторов с населением ведутся непосредственно во дворах. В ходе таких встреч поднимаются абсолютно все вопросы. И от темы региональной системы капремонта мы все равно переходим к разному. А поскольку во встречах участвуют УО, представители городской администрации, депутаты губернской и городской дум, то сразу же обсуждается возможный алгоритм решения поставленной гражданами задачи. И получилось, что с ростом внимания властей к населению у населения возрос спрос к власти в любом ее проявлении.

- С чем сегодня обращаются граждане?

- На квартальных встречах с домовыми советами звучат в первую очередь вопросы по начислениям платы за коммунальные услуги.

К сожалению, это является поводом недовольства жителей, хотя деньги это не наши. Тут УО выполняют лишь транзитную функцию. У жителей много вопросов вызывает меняющаяся стоимость кубического метра горячей воды. Это вопрос многогранный, но суть в том, что в Центральном р-не Тольятти нет утвержденной цены горячей воды.

С нас сегодня стали жестко спрашивать по работам в рамках строки «содержание». Каждый шаг и действия мы согласовываем с собственником. У нас в производственном отделе находится первичная документация: сметы, договоры с подрядчиками. Активы домов могут ознакомиться, с кем и по какой цене мы заключили договоры, кто выполняет работы, каковы сроки... И это обыкновенное дело, что там кто-то сидит и изучает документы.

В офисе «ПЖРТ сервис» идет ежедневный прием людей. Его веду не только я, но и мои заместители по разным направлениям. Приходят не только с проблемами, но и с просьбой поощрить конкретного слесаря, дворника и т.д. Такие просьбы стали все чаще появляться.

Бывает, что причиной обращения выступает ветка, стучащая в окно, и только в ходе общения мы это устанавливаем и решаем вопрос. Но есть и системные вещи. Например, начисления платы за ОДН (общедомовые нужды). Были дома, где начисления за ОДН превышали собственные расходы граждан. Понятно, что это порождает разные разговоры и мифические истории... Так, к нам в свое время пришли несколько председателей домкомов. Мы вместе обсудили проблему, создали ревизионную группу, прошли по квартирам, сняли показания индивидуальных приборов учета, и выяснилось, что при подаче данных показания занижались чуть ли не в три раза. Выявили квартиры, где проживает большее количество граждан, чем зарегистрировано... В результате совместной работы по данным домам получили отрицательные начисления ОДН. Вопрос решили и закрыли.

Приходят наши жители с просьбой создать ТСЖ. Сегодня на это уже не надо уговаривать. Люди стали сами приходить и говорить, что хотят ТСЖ. Это результаты того, что начал меняться менталитет. Люди хотят порядка и готовы сами за него бороться.

- Какие можно отметить изменения в части работы УО?

- В отношении ОДН есть и профессиональный блок вопросов. Так, в области действует единое ограничение по начислению платы за ОДН. Но в нашем регионе очень разная ситуация по оприбориванию жилых домов. В Тольятти эту работу начали давно, сначала на деньги жителей, потом появилась профильная программа. За последние два года оприборивание в Тольятти удалось довести до 90%. Дома ООО «ПЖРТ сервис» оприборены на 100%, за исключением транзитных объектов, у которых сети не являются общедомовым имуществом. Эти объекты требуют перекладки сетей. Мы все расчеты с энергетиками ведем по показаниям узлов учета. И тут зачастую утвержденный норматив ОДН приводит к формированию убытков УО, т.к. есть факт потребления на объекте, а возможности выставить потребителю счет — нет. Когда реализовывалась задача перед областью установить ОДН, то было принято решение по воде установить норму 0,03 куб. м, вне зависимости от системы учета ресурсов на доме. Этот ограничитель в большей степени актуален там, где нет узлов учета. В нашем случае это очень маленький норматив. В соседних областях этот норматив выше в несколько раз. Наше предложение в данном направлении отправлено в министерство ЖКХ. Такие внутри-профессиональные вопросы тоже надо обсуждать, пока они не получили решение.

Развитие системы общественного контроля серьезно дисциплинировало деятельность УО. Кроме того, идет конструктивный контроль за УО со стороны власти. Формируется среда, где остаются компании, которые пришли, чтобы работать, а не расшатывать сферу ЖКХ. Все видели, что время от времени появляются компании, которые демонстрируют, какие они «хорошие», собирают с людей деньги, но при этом не платят энергетикам. Формируются долги. У ресурсоснабжающих организаций уже есть свой рейтинг компаний, где можно видеть добросовестных и недобросовестных плательщиков. Идет объединение в профессиональные союзы, а это в первую очередь формирует внутренний аудит. Когда тебя проверяют твои коллеги и от них, как от профессионалов отрасли, вдвойне неприятно получить отрицательную оценку.

До апреля следующего года должно быть завершено лицензирование УО. Конечно, мы четко знаем и понимаем, что деятельность каждой компании будет тщательно оцениваться: это и контроль, и в то же время стимул пересмотреть свою деятельность. Есть все основания полагать, что рынок УО, как и сфера ЖКХ, будет и дальше существенно преображаться.

- На деле как можно заметить, что настроение людей меняется? Сегодня люди готовы к созиданию?

- Сегодня уже каждый может заметить, что преображаются дворы, появляются новые качели, карусели, газоны. Идет замена твердых покрытий на внутриквартальной территории, становится меньше грязи. Ведется внедрение новых технологий: началась замена и модернизация контейнерных площадок, появляется новая техника, позволяющая собирать крупногабаритные отходы и перемалывать на месте. Активизировался вывоз, навели порядок со сбором картона, макулатуры, в ближайшее время будет попытка установить контейнеры по раздельному сбору пластика, металла, бумаги, тары... Внешние изменения очевидны всем. Да, в ЖКХ все сложно, но и достаточно все просто, когда дело делается, — это видят и ощущают все. В доме всегда должно быть тепло, светло, чисто в подъезде, на улице все ухожено. Ответной реакцией на это стала поддержка населения во многом. В достаточно большом количестве домов силами самих жильцов создана уютная атмосфера в подъездах: цветы, картины, дорожки и прочее. Люди поняли, что их собственность квартирой не заканчивается, еще есть подъезды, дворы... Люди семьями с удовольствием выходят на субботники, помогают нам. Мы со своей стороны предоставляем инструменты, поддерживаем и отмечаем такие инициативы. Есть конкурсы, благодарности. Есть денежные поощрения, есть помощь в виде материалов, инструментов. В нескольких дворах уже появились небольшие бассейны с рыбками. Немало домов, где по статье «текущий ремонт» принято решение собирать не по 98 коп., а по 3 р. с квадратного метра. Люди хотят, чтобы общее имущество было в достойном состоянии.

Эти изменения — общее дело. Власть стала слышать людей, а люди стали с нее активно спрашивать. Те активные встречи с населением, которые ведет губернатор, настроили всех нас на работу, настроили людей на активную гражданскую позицию.

Однозначно, поступательное движение в этом направлении будет продолжаться. Люди это чувствуют и готовы выразить свою волю 14 сентября. А иначе как? Тезисы о консолидации общества получили свое воплощение. Теперь все мы в одной команде.