Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (514) | 8 сентября 2014г.
 

Виктор Попов:

Дистанция между властью и народом сократилась

Павел Андреев

В своем Послании депутатам Самарской губернской думы и всем жителям области 26 декабря 2013 г. губернатор Николай МЕРКУШКИН заявил, что многие из вопросов ЖКХ «перешли в политическую плоскость и имеют морально-нравственную основу». Сложно спорить с подобным аргументом, т.к., по сути, 100% жителей Самарской обл. оказываются вовлеченными в эту отрасль. О том, что изменилось в ЖКХ за последние два года, какова роль региональной власти в данной сфере, чего ждать на рынке предоставления услуг ЖКХ в ближайшее время, корреспонденту «Хронографа» рассказал генеральный директор ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» (ДЖКХ) Виктор ПОПОВ.

- Виктор Иванович, в своем ежегодном послании Николай Меркушкин заявил, что вопросы ЖКХ приобретают сегодня политический и морально-этический характер. Вы согласны с такой постановкой вопроса?

- Убежден, что в такой постановке вопроса Николай Иванович Меркушкин абсолютно прав. Только сразу хочу уточнить, что речь ни в коем случае не идет об использовании ЖКХ в качестве средства политической борьбы. Просто каждый житель Самарской обл. каждый день сталкивается с нашей отраслью. И наша задача, чтобы, приходя домой, он даже не вспоминал о нас. У нас нет морального права создавать условия дискомфорта для жителей области. В то же время следует понимать, что от качества работы сферы ЖКХ напрямую зависит отношение жителей к власти. И опыт последних двух лет говорит о том, что вместе с решением застарелых проблем ЖКХ начало меняться отношение людей к власти. Кстати, в ближайшее время мы это увидим на выборах губернатора Самарской обл. Население области за последние лет 15 становилось все более аполитичным. Это явный индикатор того, что люди уже не видели возможности воздействовать на власть путем голосования. С приходом Николая Меркушкина ситуация стала меняться, выборы в Думу г.о. Тольятти это показали. На предстоящих выборах, я думаю, явка будет достаточно высокой. У нас крупная управляющая компания, мы встречаемся с большим количеством людей, и мы видим, как меняются настроения. Люди готовы идти голосовать, т.к. стали больше доверять власти. Дистанция между властью и народом сократилась. Сократились и сроки между заявленными планами и их реализацией. Люди понимают, что пускать все на самотек нельзя. Нужно развивать достигнутые успехи.

- Как бы вы проиллюстрировали ваш тезис о сокращении временных интервалов между заявленными планами и их реализацией?

- Есть локальный пример. У жителей Комсомольского р-на Тольятти в силу специфики производства тепла в районе около 10 лет существовал самый высокий в городе тариф на тепло. Это более 1400 р. за Гкал. Об этой проблеме говорили не один год. Но в прошлом году благодаря ряду волевых решений вопрос был закрыт. Тариф усреднили — и проблема не перекочевала в 2014 г.

Есть и магистральные вопросы. Например, капитальный ремонт МКД. Еще 2 года назад это было одной из самых болезненных проблем как отрасли ЖКХ, так и населения. В своем послании губернатор объявил нашу отрасль приоритетной. Результаты не заставили себя ждать.

Модернизация системы капитального ремонта МКД в рамках реализации законодательства о Фонде капитального ремонта стала возможна именно сегодня. В Самарской обл. одним из первых в стране начал работу Фонд капитального ремонта жилья. Это сделано для того, чтобы начал работу механизм, решающий задачу огромной важности: содержать в нормальном состоянии жилищный фонд. В новой системе предусмотрено более весомое участие государства, области и самих людей. Предоставлены большие возможности самим людям контролировать этот процесс.

- Мы говорили о реакции людей. Ведь не секрет, что новая система капремонта жилфонда вызывала и отрицательные оценки.

Мы помним, что и областной закон принимался далеко не так гладко, как хотелось бы...

- Совершенно верно. У нас закон был принят оперативно. А говорить о том, хороша ли новая система или она никуда не годится, уже поздно. Дело в том, что первый положительный опыт в капитальном ремонте МКД уже есть. Первые объекты уже сданы под контролем правительства области, личным контролем губернатора. О том, что так будет, было известно с самого начала. Он возглавил попечительский совет Фонда. В результате была оперативно выстроенная региональная система под новое законодательство о капремонте.

Но, как мы уже говорили, останавливаться на достигнутом нельзя. Работа в данном направлении ожидает нас всех масштабная. На местах приходится практически каждому разъяснять принципы работы новой системы. Люди хотят знать, почему сегодня уже не от властей и политической воли зависят реальные сроки ремонта, а от активности самих собственников. Ведь если дом в программе капремонта на 2015 г., то уже сегодня собственник должен принять решение о перечне работ, о смете расходов, о сроках и источниках финансирования.

Но это когда все идет по графику. К нам обращались жители с опасениями и предложениями по данному вопросу. Мы попытались аккумулировать их опасения и направили предложение в министерство ЖКХ. Надеемся, что нас услышат и это будет создано. Предложение касается следующего. Необходимо сформировать механизм по оперативному изменению сроков капремонта, перечню работ в случае возникновения аварийных и непредвиденных ситуаций. Бывает, что дом по дате ввода в эксплуатацию вроде как новый и находится в титуле капремонта в 2020 г., а вот состояние кровли на нем критическое и требует полного ремонта. Для таких нетипичных ситуаций мы предложили, чтобы при министерстве ЖКХ была формирована экспертная группа, которая позволит оперативно оценивать ситуацию и принимать то или иное решение в отношении конкретного объекта. В результате аварийный объект сможет получить целевую экстренную помощь, но это если эксперты при министерстве дадут соответствующее заключение. Если это будет делаться на уровне управляющей организации, то ее решение потом все равно потребуется перепроверять и т.д. Мы можем упустить драгоценное время, а у жителей сложится ощущение, что новая программа капремонта не для них.

- Вы говорите о росте активности жителей в решении проблем ЖКХ. В чем выражается эта активность помимо капремонта?

- Жители постоянно выступают с инициативами. Полезные вещи мы стараемся поддерживать. Например, этим летом к нам обратились жители дома № 1 по б-ру Космонавтов с инициативой в канун 25-летия их дома организовать мероприятие «День рождения дома». И 24 июля мы все вместе провели этот праздник. Были стихи, песни, кулинарные шедевры... Совет многоквартирного дома и УК отметили самых активных призами и дипломами.

Однако я бы не стал приуменьшать роль и самих УК. На нас лежит огромная ответственность. Могу сказать, что весь коллектив ДЖКХ это прекрасно понимает. Мы вместе с нашими жителями пытаемся вместе управлять домом, двором, кварталом. Поэтому и в коллективе компании отношение к власти значительно изменилось в положительную сторону. Люди теперь понимают, ради чего они ходят на работу. Понимают возложенную на них ответственность. Я уверен, что наши сотрудники выразят свое отношение к власти, придя 14 сентября на избирательные участки.

- Сами управляющие компании изменились за это время?

- Однозначно. Время требует развития, новых технологий. Мы стараемся реализовывать инновационные проекты АСКУ «Умный город» и сайта УК, а для наших жителей еженедельно проводим обучающие семинары по использованию автоматизированной системы контроля и учета потребления энергоресурсов «Умный город», а также официального сайта управляющей организации ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти». Мы стараемся, чтобы в управлении домами, в организации деятельности УК собственники непосредственно участвовали. Так, «Умный город» и сайт компании адаптированы к тому, чтобы жители в режиме «онлайн» задавали вопросы, оставляли свои предложения, требования и просьбы. С данным материалом наши сотрудники ведут точно такую же работу и несут ответственность, как за документы, полученные через канцелярию.

До начала старта отопительного сезона планируем, что АСКУ как по теплу, так и по электроэнергии появится на всех наших объектах, в т.ч. в п. Поволжском, Шлюзовом, Комсомольском р-не. Сегодня для внедрения систем учета и автоматики ведем работы даже по таким сложным домам, как транзитные. В результате выстроится система потребления коммунальных услуг, при которой собственники будут платить ровно столько, сколько они потратили. А с системами автоматического регулирования подачи тепла на объект, которые ДЖКХ сегодня также устанавливает, мы должны получить неплохие результаты по сокращению расходов на коммунальные ресурсы. Конечно, это дорогостоящие мероприятия, и мы надеемся, что благодаря участию области в данном процессе они не лягут на плечи жителей.

Сегодня мы проводим благоустройство за счет фандрайзинговых схем. Средства на обустройство придомовых площадок УК изыскивает в основном из платежей за аренду общедомового имущества. Эти деньги поступают на лицевые счета домов. Где есть решения собственников и возможность, ведем установку пластиковых окон, вторых дверей в подъездах, ремонт первого этажа и входной группы: в подъезде, как и дома, должно быть тепло и уютно. Не первый год ДЖКХ ведет монтаж диодного освещения, видео диспетчеризации подвальных и чердачных помещений, где располагается техническое оборудование домов. В отдельных кварталах перед нами жители ставят задачи, что они должны видеть, как их ребенок идет в школу, в режиме «онлайн». Такой проект сейчас реализуем в 15-м квартале Тольятти. Пока не можем обеспечить качественную картинку всего пути ребенка в школу, но работа в данном направлении ведется.

Но здесь опять важна поддержка жителей. Ведь если нет бережного отношения к имуществу, то от любого благоустройства через пару недель не останется и следа... Поэтому мы организуем и проводим конкурсы «Лучший подъезд», «Лучший цветник». Пусть все видят: где активные и неравнодушные собственники, там ухоженные и красивые цветники и подъезды. И так может быть у всех.

Понимаете, любой вопрос, которого мы касаемся, требует активного взаимодействия УК и жителей. В этом и есть новые реалии отрасли ЖКХ. Сегодня выстраиваются новые отношения между властью, УК и гражданами-собственниками. Формируются новые стандарты работы, задается новый уровень качества. Рынок благодаря системе лицензирования будет закрыт для недобросовестных участников. Отрасль должна стать престижной, а не проблемной.

Мы, работники ЖКХ, видим: люди стали понимать, что для продолжения масштабных капитальных ремонтов домов, дорог, благоустройства дворов нам нужно прийти 14 сентября на выборы. И самое важное, что в этот раз действительно все знают, за что они идут голосовать.