Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (123) | 13 февраля 2006г.
 

Остались без зарплаты

АВТОВАЗ пересмотрел свои отношения с банками

Татьяна Пишкова

В начале 2006 г. ООО КБ «Потенциал» был исключен из состава банков, сотрудничающих с ОАО «АВТОВАЗ» по зарплатному проекту. Это стало итогом пересмотра в конце 2005 г. руководством автогиганта банковского пула, задействованного в обслуживании зарплат работников завода. Вместе с тем прошедший год ознаменовался появлением нового участника проекта — стопроцентной «дочки» АВТОВАЗа ЗАО АКБ «Автомобильный Банкирский Дом» (АБД). Не исключено, что в дальнейшем в результате пересмотра своих отношений с банками в пользу АБД может перейти доля кого-либо из оставшихся участников зарплатного проекта.

Потенциалбанк был одним из первых участников зарплатного проекта АВТОВАЗа, основанного на карточной системе NCC. В то время председатель совета директоров банка Николай Ляченков (на фото) одновременно занимал на ОАО «АВТОВАЗ» пост первого заместителя генерального директора. Помимо него, в состав акционеров входили и другие топ-менеджеры завода: Михаил Москалев и Галина Казакова. В результате возникших противоречий среди акционеров Москалев и Казакова в 2005 г. покинули банк. Ляченков же оставался единственной аффилированной с АВТОВАЗом фигурой в банке. Но на заводе степень его влиятельности снижалась. Поэтому «Потенциал» потерял возможность лоббировать свои интересы. Учитывая нынешнее состояние бизнеса банка, потеря финансовых потоков АВТОВАЗа может стать ощутимой для него. В самом же «Потенциале» от комментариев отказались.

Сегодня ОАО «АВТОВАЗ» продолжает сотрудничать со Сберегательным банком РФ, а также с шестью местными коммерческими банками: ЗАО КБ «Газбанк», ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги» (ВТБ), ЗАО КБ «ФИА-БАНК», ОАО ПК «АВТОВАЗБАНК» (АВБ), ЗАО АКБ «Тольяттихим-банк» (ТХБ) и АБД.

Еще одним банком, доля зарплатного проекта которого может отойти в пользу АБД, эксперты «Хронографа» называют ФИА-БАНК. В результате практически полной смены состава акционеров, а также членов наблюдательного совета банк потерял аффилированные связи с автогигантом (см. «Хронограф» №3 (122) от 6.02.06). Тем не менее разрыв отношений с ОАО «АВТОВАЗ» в рамках зарплатного проекта банку сегодня не страшен.

Союз с президентом ООО «Инком-Центр» Александром Носоревым открыл председателю правления ФИА-БАНКа Анатолию Волошину новые перспективы в работе. По данным ФИА-БАНКа, на сегодняшний день его доля в зарплатном проекте АВТОВАЗа составляет 16,10% от общего числа работников завода, это около 19 тыс. сотрудников. В свою очередь источник «Хронографа» сообщил примерно о 14500 человек, получающих заработную плату через пластиковые карты платежной системы NCC.

В отличие от ФИА-БАНКа, ТХБ не был аффилирован с АВТОВАЗом, тем не менее он также имеет свою долю в его проекте — около 16500 зарплат. Направление работы с физлицами ТХБ пока освоены недостаточно. Хотя именно этим банк мог бы «привязать» работников автогиганта.

Газбанк, так же как и ТХБ, связан с заводом только партнерскими отношениями. Газбанк значительно развил розницу и сумел «привязать» к себе владельцев карт кредитными услугами, предлагаемыми на более выгодных условиях, чем у конкурентов. По существующим данным, по пластиковым картам Газбанка получают зарплату около 19 тыс. работников автогиганта.

Увеличив свою клиентскую базу, прибыль и прочие показатели, характеризующие его как универсальный, динамично развивающийся банк, он сумел обезопасить себя от возможного вывода зарплатных счетов ОАО «АВТОВАЗ».

Второе место после Газбанка по количеству обслуживаемых зарплат работников автогиганта, по данным «Хронографа», занимает ВТБ-24.

По его пластиковым картам заработную плату получают примерно 18500 работников завода. Но в отличие от Газбанка ВТБ максимально аффилирован с ОАО «АВТОВАЗ»: является крупнейшим финансовым партнером автогиганта, владеет долей в его уставном капитале и имеет троих представителей в совете директоров. Кроме того, ВТБ является государственной кредитно-финансовой компанией. Учитывая все это, процесс перераспределения долей зарплатного проекта его, скорее всего, не затронет. В отличие от ВТБ, некогда аффилированный с заводом АВБ с приходом новых руководителей на завод должен будет заново выстраивать с ним отношения. На сегодняшний день банк обслуживает порядка 12500 работников автогиганта. Сохранить за собой долю в зарплатном проекте завода АВБ позволит хорошо развитая розница, а также возможность помимо NCC эмитировать карты VISA, что сделает клиентов банка более мобильными в использовании собственных денежных средств. Для нового руководства автогиганта куда более понятна и прозрачна международная система VISA, имеющая довольно широкое распространение на московском рынке банковских услуг, нежели локальная система NCC. Это тоже может сыграть в пользу АВБ.

Новичком среди участников зарплатного проекта является лишь АБД, получивший первый опыт в данной области лишь в начале 2005 г. Тогда он обслуживал примерно 4-5 тыс. человек, составляющих финансовую и коммерческую дирекции автогиганта. По данным банка, уже сегодня эта цифра увеличилась вдвое. Совершенно очевидно, что для АБД начавшаяся экспансия в зарплатный проект ОАО «АВТОВАЗ» получила свое активное развитие. Но в связи с тем что увеличения количества работников на заводе в обозримом будущем не предвидится, для повышения своей доли в зарплатном финансовом потоке ОАО «АВТОВАЗ» АБД придется вытеснить другие банки. Нынешнему руководству автогиганта, пожалуй, важнее иметь собственный инструментарий, чем выстраивать отношения с иными местными банками. Возможно, именно поэтому по инициативе госструктур группа АВТОВАЗ увеличила в АБД свою долю до 100%.

В результате передела зарплатного проекта уже в этом году АБД сможет сконцентрировать около четверти зарплатного потока АВТОВАЗа (примерно 400-500 млн. р. в месяц). И станет третьим крупнейшим после Газбанка и ВТБ-24 партнером АВТОВАЗа по обслуживанию зарплаты сотрудников автозавода.