Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (512) | 28 июля 2014г.
 

Мирошников — Бураков:

Вкладоискатели

Егор Кошеров

В течение июля выяснилось, что ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) может испытать значительные трудности с реализацией на торгах имущества двух обанкротившихся кредитных учреждений. Речь о самарских ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» (МВКБ) и ООО «Коммерческий Волжский социальный банк» (ВСБ), где АСВ выполняет функции конкурсного управляющего. Действия АСВ по отношению к МВКБ и ВСБ курирует первый замгендиректора Агентства Валерий МИРОШНИКОВ. Лицом же АСВ на территории региона является руководитель представительства госкорпорации в ПФО Вячеслав БУРАКОВ.

Факты

Валерий Мирошников, как и многие молодые экономисты, выбравшие эту стезю в 90-е годы, сделал хорошую карьеру. В 1996 г. Мирошников закончил институт по специальности «Финансы и кредит». Но еще за три года до этого он уже набирался опыта в Банке России, принимая участие в проверках кредитных организаций и даже руководя временными администрациями по управлению ими. В 1996 г. Мирошникова переводят в департамент Банка России по организации банковского санирования. Экономист начинает курировать вопросы отзыва лицензий, и ему это нравится.

В 1999 г. Мирошников не без помощи его таинственных покровителей из Центробанка получает назначение на должность заместителя генерального директора свежеиспеченной госкорпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО).

В январе 2004 г. на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» создается АСВ. А уже в феврале 2004 г. Мирошников оказывается на должности заместителя гендиректора АСВ Александра Турбанова. Точнее, Мирошников перешел в АСВ вслед за Турбановым, который до этого на протяжении 5 лет возглавлял АРКО.

С марта 2005 г. Мирошников стал первым замом Турбанова в АСВ. Мирошникову отдали на откуп вопросы, связанные с организацией работы по ликвидации кредитных организаций. Процесс этот весьма интересен, но только не для посторонних глаз. С целью создания себе необходимой базы для работы Мирошников принял непосредственное участие в подготовке целого ряда федеральных законов. База была создана прочная, и Мирошников начал пожинать плоды своего труда. Правда, в этом ему потребовались помощники, так сказать, «подмастерья», потому как сам заместитель Турбанова уже мог позволить себе расслабиться и, в принципе, имел на это право.

На роль «подмастерий» вполне способны были претендовать руководители территориальных представительств АСВ, образованных в федеральных округах. Этим людям могло быть поручено, что называется, «таскать каштаны из огня» и «приносить их на блюдечке руководству госкорпорации». И действительно, руководители представительств, постоянно и плотно общаясь с банкирами тех субъектов РФ, за безопасность вкладов граждан в которых они отвечают, могут направлять в Москву бесценную информацию о том, когда и в каком банке ожидается возникновение проблем, в решении которых без АСВ уже не обойтись. Полезность каждого соглядатая на местах, не исключено, как раз и измеряется количеством переданных тревожных сигналов.

Кто способствовал появлению на посту руководителя представительства АСВ в ПФО Вячеслава Буракова, до сих пор доподлинно неизвестно. Выходца из Тюмени Буракова можно назвать крепким середняком советской партийной номенклатуры. После окончания в 1975 г. Куйбышевского авиационного института Бураков начал продвигаться по партийной линии. До 1986 г. он был инструктором орготдела Самарского райкома КПСС. Эта должность выглядела хоть и не броско, но давала своему обладателю большие возможности, особенно в плане налаживания нужных связей.

В результате с 1986 г. по 1999 г. Бураков удостоился чести возглавлять крупнейшее полиграфическое объединение Самарской обл. — АО «СамВен». Затем переместился во главу Самарского регионального управления «Альфа-Банка». А в 2003 г. стоял у истоков создания ЗАО «Лада-Имидж».

Но Бураков не только руководил, он еще и учреждал, причем на паях с весьма влиятельными людьми. Например, в 2001 г. для производства пряностей и приправ появилось ЗАО «Самарская клейковина» (СК). В том же 2001 г. по адресу: г. Самара, ул. Садовая, 218 — был зарегистрирован гаражный потребительский кооператив «Эстейт-Авто». ГПК, учрежденный, по-видимому, жителями д. 218, благополучно здравствует до сих пор. А в «соседях» у Буракова по «Эстейт-Авто» значатся такие известные в банковских и деловых кругах люди, как ветеран холдинга «Волгопромгаз» Николай Макухин, экс-владелец ЛВЗ «Родник» Николай Мазалов, представители ОАО «Первобанк» Андрей Кошарский и Владимир Поникаров. Был знаком Бураков и с бывшим губернатором Констатином Титовым. Отсюда пускает корни версия, что в Самаре было кому заняться продвижением Буракова в АСВ.

Мифы

И вот наступила «черная» для недобросовестных российских банкиров осень 2013 г. Лицензий были лишены в т.ч. самарские МВКБ и ВСБ.

Как полагают мифотворцы, этого вполне можно было избежать, если бы Бураков, отлично ладящий с бенефициарами этих банков Владимиром Чекмаревым и Вячеславом Кузиным, вовремя сигнализировал наверх Мирошникову о том, что проблемным банкам с дырами в балансах требуется санация. В ходе санации наверняка удалось бы сохранить большую часть активов МВКБ и ВСБ. Не возникло бы социальной напряженности в среде клиентов и вкладчиков, не было бы того бесстыжего воровства в последние перед закрытием банков недели, о котором общественность узнала, как всегда, потом. Наконец, можно было обойтись без внушительных затрат АСВ на конкурсное производство и выплату себе вознаграждений.

Однако Бураков, а вместе с ним и Мирошников, могли просто «проспать вспышку» и опомниться только тогда, когда надежд на удовлетворение требований кредиторов МВКБ и ВСБ, в т.ч. физлиц, уже практически не осталось. Почему так? Одни мифотворцы склонны считать, что причина — расслабленность двух чиновников, вызванная длительным отсутствием «игровой практики», потеря ими «боевой формы». Например, Бураков до осени 2013 г. в основном работал в свое удовольствие: сидел на зарплате, катался в командировки, сопровождал в Самаре дорогих гостей из Москвы (у того же Мирошникова в дни его визитов в регион Бураков являлся личным водителем и гидом), принимал знаки внимания от банкиров и оказывал им ответные, лазил в Интернете, время от времени давал комментарии СМИ. Методы взаимодействия Буракова со СМИ достойны отдельного упоминания. Особенно представитель АСВ расстарался после того, как журналисты стали требовать привлечь дорогих его сердцу «Володю Чекмарева» и «Славу Кузина» к субсидиарной ответственности по обязательствам рухнувших банков, а на горизонте запахло уголовными делами по фактам хищений из МВКБ и ВСБ. Бураков, как поясняют мифотворцы, не стесняясь в выражениях, стал критиковать СМИ, выступающие за жесткое решение вопроса с Кузиным и Чекмаревым, а также указывающие на медлительность АСВ в работе с имуществом банков и расчетах с кредиторами. За пару месяцев такой огульной «критики» журналисты даже выявили закономерность: «если Бураков ругается, значит, все написано правильно, в корень и по делу».

Ну а чтобы шеф Буракова Валерий Мирошников внес необходимые коррективы в работу АСВ с самарскими банками и независимыми СМИ, приведем мнение профессионального юриста, заместителя директора «Международного центра права» (г. Тольятти) Павла Туркова, высказанное одному из СМИ региона в марте т.г. Турков, комментируя возникшие проблемы с выплатами денежных компенсации вкладчикам обанкроченных банков, сказал: «Схема проста: сначала отжимают лицензию у регионального банка, назначают временного управляющего банком из состава доверенных лиц Агентства по страхованию вкладов, все расчеты переводят в Сбербанк (!). Затем в ускоренном порядке подают документы на банкротство указанной кредитной организации, там же, в суде, назначают конкурсного управляющего из состава АСВ. Дальше начинается интересная «классика»: кому-то из физлиц в рамках закона перечислили 700 тыс. р., а кого-то послали в суд. Юрлиц томят в арбитражных судах, и им ничего не гарантируют; многих граждан запустили в гражданский суд Самары, но там выяснилось, что им надо было подавать иск не по месту представительства Агентства, а по месту нахождения головной организации, т.е. в Таганский райсуд Москвы... Короче, госагенты делают все возможное, чтобы деньги от граждан плавно перетекали в госказну (или чей-то карман)».

Есть мифотворцы, которые уверены, что все действия вокруг ВСБ и МВКБ могли быть заблаговременно спланированы. Схема могла выглядеть так: сначала владельцы банков выводят самые ценные активы, чтобы один за другим открыть новые бизнес-проекты, а затем АСВ в ходе конкурсного производства, если сможет, уносит все остальное и заметает следы. Все реальные к взысканию задолженности списываются, вся недвижимость признается отсутствующей, все кредиторы идут лесом. И пусть в Центробанке не будут спать ночами, чтобы стабилизировать ситуацию. Управляет-то банкротством АСВ!

Прогнозы

С осени 2013 г. Мирошников успел несколько раз посетить Самарскую обл. с целью успокоить вкладчиков МВКБ и ВСБ и заверить их, что обязательства банкротов будут выполнены. «Тенью» Мирошникова стал Бураков. Однако в эффективность этой связки сегодня уже практически никто не верит. Дело в том, что страховое возмещение от АСВ получили далеко не все вкладчики- «физики». С клиентами — юридическими лицами дело гораздо хуже. Им АСВ ничего не гарантирует. Хотя если бы Мирошников и Бураков проявляли большую настойчивость, бенефициары обанкротившихся банков уже сегодня могли бы находиться под следствием и отвечать по обязательствам перед кредиторами. Однако наблюдается обратное. Чекмарев и Кузин чувствуют себя уверенно и свободно, а в АСВ никак не могут найти пропавшие из банков деньги и имущество.

Похоже, что по итогам банкротства МВКБ и ВСБ соответствующую оценку деятельности Мирошникова и Буракова сумеет дать новый гендиректор АСВ Юрий Исаев. Все-таки Мирошникова считают человеком Турбанова, а Исаев не простит своим подчиненным, даже таким опытным, как Мирошников, если АСВ сделают виноватым в том, что кредиторы банков так и не получат удовлетворения. Что касается Буракова, то, по данным редакции, ему уже подыскивают замену. Вскоре он сможет сосредоточиться на делах гаражного кооператива.

Цитата:

- В вашей практике не было такого, что вам казалось, что банк еще можно спасти, а его решено банкротить?

- Я бы другое сказал: у многих давно надо было отозвать лицензии — не сегодня и не вчера, а позавчера.

(Валерий Мирошников, из интервью «Банковскому обозрению» от 21.02.2014 г.)

Чем больше ставка, тем выше риск. (Вячеслав Бураков, из интервью «Самарской газете» от 1.04.2014 г.)