Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (512) | 28 июля 2014г.
 

Процессинг на аутсорсинг

Опыт компании NCC поможет в построении НСПК

Сейдамет Абреков

11 июля стало известно о том, что единоличный исполнительный орган оператора Национальной системы пластиковых карт (НСПК) возглавит Владимир КОМЛЕВ. Таким образом, государством был сделан очередной шаг на пути создания в России НСПК. Сегодня российским банкам, по сути, необходимо определиться на предмет того, с какими процессинговыми центрами они будут сотрудничать — собственными или отдадут эту функцию на аутсорсинг. Без качественного и надежного процессинга успех НСПК вряд ли возможен. Сложность и дороговизна содержания процессингового центра позволяет прогнозировать развитие событий по второму варианту. Аналогичного мнения придерживается генеральный директор ЗАО «Национальные кредитные карточки» (NCC) Андрей СЛЕСАРЕНКО (на фото).

Государственный подход

Преддверием создания в России НСПК стали известные события с санкциями со стороны США и Евросоюза и ограничениями, введенными международными платежными системами Visa и MasterCard в отношении отдельных российских банков. НСПК задумывается как национальная платежная система, проводящая внутрироссийские транзакции по платежным картам вне зависимости от Visa и MasterCard. Законом предусмотрено, что при образовании оператора НСПК 100% его акций принадлежит Банку России. Участниками НСПК может являться: кредитная организация в качестве индивидуального участника НСПК, в т.ч. обслуживающая другие кредитные организации, а также платежная система в качестве системного участника НСПК. Планируется, что процессинговые центры, которые будут обслуживать операции с платежными картами в масштабах НСПК, должны будут находиться в пределах Российской Федерации. Это позволит обеспечить безопасность транзакций и независимость от иностранных компаний и государств, по крайней мере что касается переводов внутри России.

Нетрудно понять, что увеличение количества внутренних финансовых операций в пределах вновь образованной НСПК (за счет перевода внутри российских транзакций из систем Visa и MasterCard в НСПК) высветит ряд требований к банкам. Одним из основных является наличие соответствующих процессинговых центров, способных бесперебойно обрабатывать весь поток информации. Законом декларировано, что бюджетные выплаты будут перечислять на национальную платежную карту, выпускаемую в рамках НСПК. А это огромный оборот денежных средств и большое количество операций.

Перспектива за аутсорсингом

В Самарской обл. более 20 лет существует ЗАО «Национальные кредитные карточки», официально зарегистрированное в реестре операторов платежных систем Банка России и по всем критериям удовлетворяющее требованиям Федерального закона (ФЗ) №161 от 27 июня 2011 г.

Как отметил генеральный директор NCC Андрей Слесаренко, компания NCC за 20 лет сумела построить современный процессинговый центр, который позволяет обслужить потребности банков-участников платежной системы NCC как по операциям с локальными, так и по операциям с международными платежными картами. Сотрудничество с банками идет на принципах аутсорсинга, т.е. компания NCC на договорной основе предоставляет банкам процессинговые услуги. Сегодня, в условиях построения НСПК, процессинговые центры, подобные тому, что имеет компания NCC, должны стать неоценимым подспорьем, можно сказать, даже определяющими будущий успех. При этом спрос на аутсорсинг процессинга банковских карт в России увеличивается, считают эксперты.

В то же время Андрей Слесаренко пояснил, что рынок практически сформирован: известны его основные игроки, понятны услуги, которые они предоставляют, известна их стоимость. Услугами аутсорсинга на сегодняшний момент пользуются в основном средние и небольшие банки. Движение крупных кредитных организаций в направлении аутсорсинга еще несущественно. Конечно, альтернативным развитием ситуации может стать создание банками собственных процессинговых центров. Но это сложный путь, требующий значительных финансовых вложений.

По оценкам специалистов, о рентабельности собственного процессинга в банке можно говорить, если среднегодовое количество обслуживаемых транзакций превысило 500 млн. Пока этот рубеж не достигнут, аутсорсинг — единственное экономически эффективное решение. Сегодня банки отдают предпочтение затратам на профильный бизнес, на развитие собственно банковских продуктов и услуг, считает Андрей Слесаренко. Банки получают дополнительные возможности для развития межбанковского бизнеса, т.к., вынося функцию процессинга транзакций на аутсорсинг через одного аутсорсера, получают взаимовыгодные межбанковские схемы ведения бизнеса. Например, банки могут объединить свои банкоматные и терминальные сети, оказывая друг другу услуги на более выгодных коммерческих условиях, предоставлять услуги межбанковского перевода денежных средств, гашения кредитов. К тому же банки имеют возможность постоянно улучшать технологии обслуживания клиентов, применяя новое сложное оборудование, новые интерфейсы, протоколы, стандарты. В штате аутсорсера имеются специалисты, постоянно повышающие свою квалификацию, в обязанностях которых -быть в курсе всех новинок.

Банки, сотрудничающие с независимым процессором, не имеют проблем, связанных с апгрейдом технологических систем и приведением их в соответствие с изменяющимися требованиями законодательства и карточных ассоциаций. За все это отвечает процессор.

Опыт и безопасность

Кроме того, сегодня на первый план выходят вопросы обеспечения бесперебойности функционирования платежных систем, в частности, операционных (процессинговых) центров, которое не должно прерываться ни при каких обстоятельствах. Простой оборудования в течение всего минуты способен стоить крупному банку масштабных неприятностей с клиентами, т.к. каждую минуту по банковским картам совершается до двух-трех тысяч операций. Система бесперебойной гарантированной работы энергосистем должна обеспечивать автономность работы всех серверов процессингового центра в течение нескольких суток.

«У банка значительно снижаются операционные риски и появляются определенные юридические гарантии. В случае аварии, ошибки, потери данных, некачественной конфигурации оборудования, повлекшей за собой взлом системы, или при наличии злого умысла заработная плата сотрудника банка вряд ли сможет компенсировать нанесенный банку ущерб. При заключении контракта на аутсорсинг аутсорсер несет юридическую и финансовую ответственность перед банком. Сертифицированные процессинговые центры ежегодно проверяются международными платежными системами на соответствие правилам организации процесса выпуска и обслуживания карт, соответствие международным стандартам физической и информационной безопасности, что свидетельствует о наивысшей степени правильности построения данного технологического процесса. Существующие службы круглосуточной поддержки держателей банковских карт процессинговых компаний всегда находятся в полном распоряжении клиентов банка», — пояснил Андрей Слесаренко.

Также он поделился, что в ноябре 2013 г. компания NCC прошла проверку Центрального банка на исполнение всех требований ФЗ №161 «О национальной платежной системе». «В т.ч. проверка касалась качества обеспечения информационной защиты, обеспечения бесперебойности функционирования, работы системы управления рисками. Мы можем похвастаться, что мы эту проверку прошли», — резюмировал Андрей Слесаренко. Соответственно, в ближайшее время стоит ожидать расширения участников платежной системы NCC, а также усиления роли этой компании в построении НСПК.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.