Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (512) | 28 июля 2014г.
 

Подбираются к Кузину

Экс-бенефициару ВСБ, похоже, все-таки придется отвечать по обязательствам банкрота

ИА «Центр-Инфо»

16 июля конкурсный управляющий ООО «Коммерческий Волжский социальный банк» (ВСБ) в лице ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) сообщил о результатах инвентаризации имущества должника. Выявлена недостача в размере 1,338 млрд р. Параллельно АСВ пытается оспорить ряд крупных сделок, совершенных менее чем за месяц до начала банкротства банка. Однако еще задолго до медлительного АСВ от структур, близких владельцам ВСБ, стал добиваться удовлетворения требований Самарский областной фонд жилья и ипотеки (СОФЖИ). В начале июля в эти структуры был заведен близкий СОФЖИ менеджер. Подобное развитие событий может огорчить основного совладельца ВСБ, депутата Думы г. о. Самара (ДГОС) Вячеслава КУЗИНА.

Почти неприкрытое воровство

Инвентаризацию имущества ВСБ АСВ проводило по состоянию на дату открытия конкурсного производства — 3 февраля 2014 г. и завершило ее только 11 июля. Сумма активов банка, по данным бухучета, составила 4,795 млрд р., а фактически активов было обнаружено на 3,457 млрд р. Размер выявленной недостачи впечатляет. Причем основная доля отсутствующих активов приходится на недостачу по кредитам, предоставленным физическим лицам, которая возникла в результате отсутствия документального подтверждения выдачи кредитов указанным в реестре заемщикам. По сути, деньги просто распихивали по карманам. Те же физлица по балансу получили кредиты на сумму 1,64 млрд р. А по факту документы нашлись только на выдачу в размере 425,5 млн р. Вытащили наличку и из банковских терминалов ВСБ — там не хватает 1,76 млн р.

Что касается юридических лиц, тот тут тоже есть вопросы. Например, по кредиту в 45 млн р., выданному ООО «СамТоргСтрой» (СТС). По факту этого кредита нет. СТС, единственным участником которого выступал сейшельский офшор «Коралесс Корпорэйшн», было тихо ликвидировано в мае 2013 г. Еще один исчезнувший кредит ушел в адрес ООО «Буянское» — на сумму 2,426 млн р. Также АСВ недосчиталось кредита, выданного ВСБ ООО «Ультра», на сумму 4 млн р.

Одновременно АСВ объявило о выставлении на оценку недвижимости ВСБ: 2 гаражей, павильона, жилого дома, 2 земельных участков, еще нескольких нежилых помещений, расположенных в Самаре, а также жилого дома и хозпостройки в г. Санкт-Петербурге. Однако в том, что это имущество после его оценки можно будет реализовать с торгов и удовлетворить за счет его продажи хотя бы часть требований кредиторов, существуют серьезные сомнения. Дело в том, что незадолго до отзыва лицензии банк мог произвести отчуждение данного имущества в пользу третьих лиц, а потом взять его в аренду. Соответственно, возврат недвижимости в ВСБ может стать неразрешимой проблемой.

Сегодня АСВ, пожалуй, остается надеяться на признание недействительными ряда банковских операций. Так, 10 июля конкурсный управляющий ВСБ обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительной сделки по списанию 25 ноября 2013 г. с расчетного счета ЗАО «Волгатрансстрой-9» (ВТС-9) 16,28 млн р. в счет погашения задолженности по договору на предоставление кредитной линии от 11 сентября 2013 г. В указанный день была проведена еще одна сделка по списанию с расчетного счета ВТС-9 15,96 млн р. Представитель АСВ требует восстановить задолженность ВТС-9 перед банком в общем размере 32,25 млн р. ВТС-9 контролируется главой ГК «Волгатрансстрой» Вячеславом Сониным. Вероятно, сделки проходили не без участия руководства банка и за определенное вознаграждение.

Через три дня — 28 ноября 2013 г. с расчетного счета ООО «Измерительная техника» в счет погашения задолженности было списано более 1 млн р. 29 ноября была списана задолженность ООО «Экспресс Авто» в размере 5 млн р. В этот же день ВСБ списал с расчетного счета ООО «Тольятти-ТрубоТорг» 10,8 млн р. Все эти сделки АСВ также пытается признать недействительными, поскольку они были заключены в течение одного месяца до принятия судом заявления о несостоятельности. Однако существует риск, что АСВ откажут в заявленных требованиях. В таких обстоятельствах конкурсному управляющему надо внимательнее присмотреться к имуществу бенефициаров ВСБ. Там есть за что зацепиться (см. «Хронограф» № 7(494) от 3.03.14).

Сыграли на опережение

Пример АСВ, как нужно работать с компаниями, куда выводилось имущество банка и его предприятий-сателлитов, продемонстрировал СОФЖИ. Еще 13 декабря 2013 г. СОФЖИ обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с требованием выдать исполнительный лист на принудительное исполнение решения Третейского суда Республики Мордовия от 10 декабря 2013 г. по делу № Т13-023/12/2013-А. Решение третейской инстанции касалось взыскания с 000 «Базовый капитал» (БК) в пользу СОФЖИ свыше 415 млн р. по договору процентного займа от 29 ноября 2013 г.

№ БК-СОФ/29. 7 апреля самарский арбитраж обязал выдать СОФ-ЖИ этот исполнительный лист. БК придется вернуть деньги. Напомним, что стопроцентным участником БК до мая 2013 г. выступало близкое совладельцам ВСБ ООО «ВСБ Эссет менеджмент». Затем 100% долей в уставном капитале БК перешло к ООО «Поместье», в свою очередь, являющемуся собственностью офшора с Британских Виргинских островов. Директор «Поместья» Антонина Хрящова приобретала с торгов имущество обанкротившегося ОАО «Самарский завод технического стекла» в интересах бенефициаров ВСБ, контролировавших завод (см. «Хронограф» № 5 (492) от 17.02.14). Сегодня это имущество может отойти к СОФЖИ, который по состоянию на момент отзыва лицензии у ВСБ являлся одним из крупнейших кредиторов банка с требованием в размере почти 200 млн р.

Почин был положен отличный: с помощью мордовских юристов фонд сумел получить столь важное судебное решение. А в июне т.г. СОФЖИ удалось завести своего человека в БК. Это экс-гендиректор дочерней по отношению к СОФЖИ компании ООО «Технологии строительства СОФЖИ» Герман Корабель, который не только возглавил БК, но и получил 100% долей в его уставном капитале. Бенефициары ВСБ остались не при делах. То же самое случилось с двумя другими близкими банку-банкроту компаниями: ООО «Директ Эстейт» и ООО «Управление активами». Корабель правит там бал с июля.

Посадить банкира

Сегодня с учетом вскрытой АСВ недостачи правоохранительные органы должны удвоить усилия в расследовании возбужденного еще 5 марта 2014 г. уголовного дела по факту хищения 370 млн р. из хранилища ВСБ. Потерпевшей стороной по делу признан сам банк, а вот подозреваемых все еще ищут. Нерасторопность полиции как-то слабо коррелируется с усилиями правительства Самарской обл. и Центробанка по привлечению к ответственности лиц, виновных в падении ВСБ. Напомним, в марте первый зампред Центробанка Михаил Сухов предложил ввести уголовную ответственность за фальсификацию отчетности банков, которая, как стало понятно из итогов инвентаризации, имела место и в ВСБ. По причине фальсификации долгое время оставались незамеченными факты вывода из банка активов.

Откуда же растут корни фальсификации? Варианта два: либо из некомпетентности, либо из преднамеренных действий лиц из числа руководящих органов ВСБ. В результате пострадали в т.ч. и государственные интересы. А кому как не участникам рухнувшего банка проявить инициативу для поиска и наказания виновных? Например, тот же депутат ДГОС Вячеслав Кузин как основной участник ВСБ, учитывая его многолетний опыт репутацию, мог бы оказать неоценимое содействие правительству региона, Центробанку, АСВ и полиции не только в расследовании уголовного дела. Кто как не председатель комитета по экономике ДГОС Кузин должен ясно представлять, что укрепить экономику РФ на фоне падения курса рубля по отношению к доллару и евро и угроз введения экономических санкций могут и должны в т.ч. и такие вещи, как минимизация потерь от не исполненных банками обязательств, формирование банками корректной отчетности. А также уход банков от операций по обналичиванию денежных средств, а также вывод предприятий различных форм собственности из офшорного владения?

Однако до сих пор о личной позиции Кузина по данным вопросам ничего не известно, несмотря на то что ему на обозначенную тему еще в марте направлялся соответствующий запрос. Зато известно о реакции на вышеуказанную инициативу Михаила Сухова, выраженной вскоре после возбуждения уголовного дела на страницах одного из самарских СМИ, контролируемого коллегой Кузина по ДГОС и его соседом по избирательному округу, под заголовком «За что сажать банкиров?». Один из комментариев был изложен от имени Кузина и дословно напечатан так: «Сегодня никого никуда сажать не надо. За превышение должностных полномочий, в т.ч. за фальсификацию отчетности, уже существуют все статьи. Истерия бьет ключом налево и направо, с криками «Давайте еще одну статью напишем»... Ну давайте сажать. Тогда никого не будет вообще, некому будет подписывать бумаги ни в банках, ни в каких-либо других организациях. Давайте сажать за фальсификацию бухгалтеров во всех конторах. Давайте сажать директоров. Давайте сажать учредителей... Давайте всех посадим! И разделим страну на две части: с одной стороны — конвоиры, которые охраняют, а с другой — все остальные, которые сидят... Если вопрос ставить таким образом, то сажать можно всех, в т.ч. и журналистов за недобросовестную подачу информации».

Приведенный комментарий вызвал недоумение в правительстве Самарской обл. и Центробанке. Называлась версия, что эти слова не могли принадлежать Кузину как искушенному банкиру, наверняка заинтересованному в укреплении экономики региона и исполнении обязательств ВСБ перед бюджетом и прочими кредиторами. Либо же произнесенная Кузиным реплика была специально искажена с целью подставить банкира. Либо же вообще написана за Кузина и без какого бы то ни было его участия. С целью уточнить, действительно ли эта позиция принадлежит Кузину, ОАЕ «Хронограф» запросил у депутата ответы на ряд вопросов. Однако ни на один из вопросов Кузин отвечать не стал. Хотя запрос был направлен ему еще в марте. Отсюда возникли поводы для предположений, что Кузин очень опасается инициативы Сухова, а его реплика — это что-то вроде неудачной защитной реакции в попытке выгородить себя.

Ожидается, что по факту обнаруженной в липовой отчетности ВСБ недостачи по кредитам, выданным физлицам, со дня на день будет заведено еще одно уголовное дело.

Справка:

В результате проведенной ревизии денежной наличности и ценностей операционной кассы Банка установлена недостача денежных средств в размере 373,892 млн р. 13 февраля 2014 г. представителем конкурсного управляющего Банком в ГСУ ГУ МВД России по Самарской обл. направлено заявление о хищении работниками Банка принадлежащих последнему денежных средств. 18 февраля 2014 г. по результатам рассмотрения заявления ГСУ ГУ МВД России по Самарской обл. возбуждено уголовное дело № 201423014 по ч. 4 ст. 159 УК РФ. 26 февраля 2014 г. Банк признан потерпевшим и гражданским истцом по уголовному делу. Предварительное следствие по делу продолжается.

В ходе конкурсного производства выявлен факт недостачи принадлежащего Банку имущества (платежных терминалов) в количестве 106 шт. балансовой стоимостью 7,668 млн р. 5 марта 2014 г. представителем конкурсного управляющего Банка в УЭБиПК ГУ МВД России по Самарской обл. направлено заявление о выявленной недостаче. 12 марта 2014 г. по результатам рассмотрения заявления СЧ ГСУ ГУ МВД России по Самарской обл. возбуждено уголовное дело № 201423024 по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту хищения денежных средств Банка под видом приобретения платежных терминалов. 29 апреля 2014 г. Банк признан потерпевшим по уголовному делу. Предварительное следствие по делу продолжается.

6 мая 2014 г. Агентством в УЭБиПК ГУ МВД России по Самарской обл. направлено заявление по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ, по факту хищения наличных денежных средств Банка под видом выдачи кредитов физическим лицам. По заявлению проводится до-следственная проверка, сведения о ее результатах в Агентство не поступали.

(Из сведений о ходе конкурсного производства в отношении ВСБ, опубликованных АСВ 25 июля 2014 г.)