Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (508) | 30 июня 2014г.
 

Выжечь каленым железом

Бузинный занимает место во власти вопреки нормам майского указа Путина

Егор Кошеров

24 июня прокурор г. Тольятти Константин ЗАЙЦЕВ раскрыл информацию о том, что первый заместитель мэра г.о. Тольятти Алексей БУЗИННЫЙ в очередной раз был привлечен к административной ответственности. Прокуратура систематически заявляет о выявленных нарушениях в действиях первого заместителя мэра. Сколько таких эпизодов числится за Бузинным с момента его трудоустройства в мэрию, даже сложно подсчитать. И здесь можно ставить вопрос не только о профпригодности такого чиновника, но и о нарушении норм одного из майских указов президента РФ Владимира ПУТИНА, которые подразумевают дисквалификацию таких муниципальных служащих.

Лидер или аутсайдер?

С уверенностью можно сказать, что за время существования такого органа власти, как мэрия Тольятти, настолько дерзкого отношения чиновников столь высокого ранга, как Бузинный, по отношению к государственным органам власти, наверное, наблюдать не приходилось. Бузинного, похоже, даже не посещают мысли исполнять предписания надзорного органа, призывающего следовать требованиям закона. Практически любой акт прокуратуры, поступающий в мэрию по Бузинному, что называется, воспринимается в штыки.

28 мая 2014 г. в канцелярию Думы г.о. Тольятти (ТГД) поступила информация городской прокуратуры на 21 листе о состоянии надзора за соблюдением законодательства мэрией Тольятти за 2012-2014 гг. В нем прокурор Тольятти отметил: «С учетом коррумпированности органов местного самоуправления г.о. Тольятти прокуратурой города уделяется пристальное внимание вопросам пресечения этого явления».

Рекордсменом по упоминанию в сообщениях прокуратуры можно считать Алексея Бузинного. Собственно, трудовая деятельность Бузинного в мэрии сразу началась с конфликта с законом. Как отметил Константин Зайцев: «Проверками в 2013-2014 гг. выявлены факты предоставления недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера 58 сотрудниками мэрии г.о. Тольятти, занимающими руководящие должности, среди которых: первый заместитель мэра Бузинный А.Ю.; заместитель мэра Тарасов А.А.; заместитель мэра Ширнина Е.В.; руководитель правового департамента Бандаров А.Ю.». Наверное, это был первый опыт Бузинного привлечения к административной ответственности. Позже последовала целая вереница процессов о привлечении первого зама мэра к ответственности по различным выявленным фактам нарушений законодательства.

Тем не менее сам процесс раскрытия указанных данных того же Бузинного достоин отдельного внимания. В мае 2014 г. на официальном сайте мэрии Тольятти были раскрыты сведения о доходах и имуществе муниципальных служащих за 2013 г. Отчет Бузинного был оформлен в электронном виде 29 апреля 2014 г. Отчеты всех остальных заместителей мэра были оформлены гораздо раньше. Это напрямую зависит от времени предоставления данных о полученных доходах. Выходит, что Бузинный тянул время. Ведь срок истекал 30 апреля. Годом ранее аналогичный отчет по представленным Бузинным данным о доходах в электронном виде был оформлен и вовсе 30 апреля 2013 г. Странно, что в этом плане первый заместитель мэра из года в год отставал в пунктуальности от со своих коллег. Однако Бузинный сумел отличиться не только в этом.

При сравнении данных о полученных в 2013 г. доходах Алексей Бузинный оказался самым высокооплачиваемым муниципальным служащим из состава высшего руководства мэрии. Сумма полученного им дохода в 2013 г. составила 5,467 млн р. Что касается уровня доходов мэра Тольятти Сергея Андреева, то в 2013 г. он составил 1,043 млн р. Это сопоставимо с размером заработка всех его заместителей, за исключением только Бузинного.

Инновационный подход Бузинного

Занимаясь изучением уровня доходов местных чиновников, нельзя обойти стороной одну досадную деталь. Файл о доходах Бузинного за 2011 г. — испорченный, на сленге программистов, битый. На первый взгляд не совсем понятно, зачем в разделе раскрытия информации размещать непригодный для прочтения, битый файл? Обычно так поступают те, кто пытается скрыть информацию, которую в соответствии с требованиями российского законодательства они просто обязаны были раскрыть. Вывешивание битого файла способно создать иллюзию исполнения требований законодательства о раскрытии информации. В данном случае речь идет о требованиях антикоррупционного законодательства.

В ответе на запрос «Хронографа» Алексей Бузинный поспешил опровергнуть данный факт: «Файл с информацией о доходах был размещен и доступен в старой версии портала по адресу: http: // 85.26.162.207/tgl/security /.html». Так это или нет, проверить сейчас не представляется возможным, поскольку в сети Интернет данной страницы уже не существует. Между тем Бузинный дополняет: «При проведении работ по модернизации портала в 2013 г. информация, в т.ч. и сведения о доходах Бузинного А.Ю. за 2011 г., была перенесена на новую версию портала в раздел «Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленные муниципальными служащими». На текущий момент файлы как в старой версии портала, так и в новой открываются и доступны для публичного просмотра». Однако файл с информацией об имуществе за 2011 г. открыть так и не удалось. Причем ответ Бузинного «Хронографу» был завизирован 30 мая, а попытки открыть указанный файл предпринимались вплоть до 25 июня.

Какую же информацию о доходах Бузинного за 2011 г. и имуществе удалось скрыть от посторонних глаз в результате размещения битого файла? Это далеко не праздный вопрос. Судя по тому, что размер полученного Бузинным в 2013 г. дохода в разы отличается от заработка его коллег, можно сделать вывод, что первому заму мэра приходилось работать одновременно в нескольких местах или совмещать ставки. Известно, что именно в 2013 г. в очередной раз была изменена структура управления мэрией Тольятти. Получилось так, что именно под началом Бузинного в результате тех изменений было сосредоточено максимальное за все время существования в мэрии должности «первый заместитель мэра» количество наиболее важных для жизнедеятельности мэрии и городского сообщества функций и полномочий.

Учитывая прежнюю деятельность Бузинного в ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» и ООО «ВоКС», наверное, не нужно долго размышлять о том, кто мог содействовать трудоустройству нынешнего первого зама мэра. Всем известно, что после избрания в марте 2012 г. мэром Тольятти Сергея Андреева бывший генеральный директор ПО КХ Александр Тарасов одним из первых получил назначение в мэрию. Ему была предоставлена должность заместителя мэра — руководителя аппарата мэрии. На первый взгляд не очень-то видная позиция. Но именно ему приписывают роль основного автора новой структуры мэрии, утвержденной ТГД решением №837 от 4 апреля 2012 г. и последующих внесений в нее изменений вплоть до принятия очередной новой структуры управления мэрией решением ТГД №1271 от 10 июля 2013 г.

Знающие Тарасова люди характеризуют его не только как напористого лидера, но и как весьма осторожного руководителя. Осторожного в том плане, что он всегда знает грань, где еще можно ставить свою подпись, а где «для решения задачи» нужно использовать подконтрольного аватара. Вероятно, эта роль и была отведена Бузинному.

Тарасов пока обыгрывает

Между тем к сегодняшнему дню Алексей Бузинный успел заработать уже столько «штрафных очков», что вопрос о его увольнении поднимался на уровне городской прокуратуры. Одни из последних нареканий прокуратуры указывали на: «массовые факты незаконных отказов в предоставлении муниципальных услуг, умышленного затягивания сроков рассмотрения заявлений предпринимателей, создания административных барьеров в виде истребования не предусмотренных Регламентом документов свидетельствуют о наличии в действиях должностных лиц мэрии коррупционной составляющей, направленной на формирование у лиц, обратившихся за предоставлением муниципальной услуги, «желания» решить возникающие разногласия незаконным способом».

Однако здесь противоречие идет уже не только с прокуратурой. Уместно будет напомнить и о другом документе — Указе президента РФ Владимира Путина «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 г. № 601. В нем, в частности, сказано (п. 2 пп. «к»): «В целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления постановляю: ...до 1 сентября 2012 г. обеспечить введение административного наказания в виде дисквалификации за грубое или неоднократное нарушение государственными и муниципальными служащими стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг...».

В пользу Бузинного тут может играть то, что рядовой гражданин может и не знать обо всех перипетиях споров первого зама с прокуратурой и наоборот. Слишком далека у нас сегодня муниципальная власть от народа, а потому народ мало что знает о ней.