Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (485) | 9 декабря 2013г.
 

Безрученко отбился

Аппетиты налоговиков в размере свыше 200 миллионов не убедили суд

Егор Кошеров

29 ноября Арбитражный суд Самарской обл. признал недействительным решение межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. (МИФНС) о привлечении к налоговой ответственности ООО «Фармперспектива». Сумма требований МИФНС к оператору оптовой торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, контролируемому Грантом БЕЗРУЧЕНКО (на фото), достигала 207 млн р. Однако «Фармперспективе» удалось доказать, что претензии МИФНС не соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

С заявлением к МИФНС «Фармперспектива» обратилась в августе т. г. Компания потребовала признать недействительным решение МИФНС от 26 апреля 2013 г. №08-28/26 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением «Фармперспективе» предлагалось уплатить в адрес МИФНС почти 207 млн р.

Большая часть от затребованной налоговиками суммы пришлась на НДС в размере 114,35 млн р., ЕСНв размере почти 27 млн р., налог на имущество в размере 2,84 млн р. Также МИФНС начислила соответствующие суммы штрафов и пени за якобы неуплату указанных видов налога в проверенном периоде 2009-2010 гг. МИФНС полагала, что торгующая оптом «Фармперспектива» и 25 ее контрагентов — розничных продавцов есть не что иное как «дробление бизнеса» «единого производственного комплекса», направленное на получение необоснованной налоговой выгоды. К примеру, по эпизоду доначисления НДС налоговики попросту объединили налоговую базу «Фармперспективы» и валовую выручку 25 розничных организаций.

Однако суд установил, что «Фармперспектива» и 25 розничных организаций были созданы в разное время (в 2003 и 2008 гг. соответственно), разными учредителями, осуществляли различные виды деятельности с разным персоналом, не дополняли друг друга и не представляли собой составную часть единого производственного процесса. «Выводы инспекции о «дроблении бизнеса» противоречат сложившейся арбитражной практике... — говорится в решении суда. — ... У налогового органа не имеется законных оснований для объединения доходов нескольких юридических лиц (самостоятельных налогоплательщиков) в единую налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль и НДС...

У ООО «Фармперспектива» отсутствуют юридические основания для осуществления контроля за доходами и расходами каждой из 25 розничных организаций. В этой связи возможность снижения ООО «Фармперспектива» своего налогового бремени в результате создания 25 розничных организаций в проверяемый период 2009-2010 гг. налоговым органом в нарушение положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказана».

С той же легкостью суд опроверг доводы МИФНС в отношении прочих доначислений и штрафов. В результате требования «Фармперспективы» были удовлетворены. Решение №08-28/26 от 26 апреля 2013 г. было признано недействительным в части доначисления и предложения уплатить НДС в размере 114,35 млн р., а также по остальным требованиям на общую сумму 92,49 млн р. как не соответствующее требованиям Налогового кодекса РФ. ИФНС по Московскому округу г. Калуги (с августа 2013 г. истец был перерегистрирован в Калуге) суд обязал устранить нарушения прав и охраняемых интересов «Фармперспективы».

Шансы МИФНС обжаловать данное решение, по мнению наблюдателей, минимальны. Особенно если учитывать формирующуюся в настоящее время судебную практику. Мониторинг картотеки арбитражных дел позволил сделать вывод, что большинству представителей крупного бизнеса региона, в отношении которых в последнее время МИФНС выносила решения о доначислении налогов и выписывала штрафы, удалось оспорить эти действия не только в первой инстанции, но и в апелляции (см. справку). По всей видимости, МИФНС не стоит рассчитывать на получение от проверенных субъектов заявленных сумм.

Справка:

ОАО «Авиаагрегат» 2 июля 2013 г. добилось признания недействительным, как не соответствующего Налоговому кодексу РФ, решения МИФНС в части назначения штрафа в размере 26,3 млн р. 9 сентября 2013 г. апелляционную жалобу МИФНС оставил без удовлетворения Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11 ААС).

ОАО «Пластик» 2 декабря 2013 г. добилось признания недействительным, как не соответствующего Налоговому кодексу РФ, решения МИФНС в части назначения штрафа за неполную уплату налога на прибыль в размере 550 тыс. р., штрафа за неполную уплату НДС в размере 542 тыс. р., штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ в размере 1,1 млн р.

ОАО «Самараинвестнефть» 11 сентября 2013 г. добилось признания полностью недействительным решения МИФНС о доначислении НДС в размере 315,2 тыс. р., налога на прибыль в размере 6,07 млн р., налога на имущество в размере 813,4 тыс. р., назначении штрафа в размере 1,6 млн р., начислении пеней в размере 509,7 тыс. р. 26 ноября 2013 г. апелляционную жалобу МИФНС оставил без удовлетворения 11 ААС.

ОАО «Теплант» 18 октября 2013 г. добилось признания недействительным, как не соответствующего Налоговому кодексу РФ, решения МИФНС в части назначения штрафа в размере 16 тыс. р., доначисления налога на прибыль в размере 35,9 млн р., начисления пени по налогу на прибыль в размере 13,5 млн р.

ООО «Томет» 20 июня 2013 г. добилось признания недействительным решения МИФНС в части предложения уплатить налог на прибыль в размере 12,34 млн р., назначения штрафа за неуплату налога на прибыль в размере 2,47 млн р., начисления пени в размере 1,55 млн р. 18 сентября 2013 г. апелляционную жалобу МИФНС оставил без удовлетворения 11 ААС.

Комментарии

Анатолий ВАКУЛЕНКО, аналитик ИХ «ФИНАМ»

- Большое количество налоговых проверок крупнейших предприятий Самарской обл. в 2013 г., видимо, связано с тем, что в свете ухудшения общеэкономической ситуации и наполняемости бюджета налоговикам поставили задачу повысить собираемость налогов. Из-за частого признания требований налоговых органов необоснованными в суде, полагаю, можно ожидать организационных решений, призванных повысить профессионализм работы налоговиков и качество юридической поддержки исков в суде. Не исключено также, что в связи с большим количеством таких необоснованных исков и проигранных судов возникнут подозрения в коррупции в отношении налоговиков или судей. Если говорить о мотивах, которые могут двигать налоговиками помимо повышения собираемости платежей в бюджет, то не исключены какие-то чисто аппаратные игры, но мы о них судить не можем.