Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (485) | 9 декабря 2013г.
 

Поставили двойку

Сызранская дума определила четкую позицию по вопросам пассажироперевозок

Петр Кожевников

5 декабря на заседании комитета по обеспечению общественной безопасности населения (комитет) Думы г.о. Сызрань (СыГД) были подняты проблемы повышения безопасности дорожного движения. По инициативе председателя СыГД Сергея АНАНЬЕВА (на фото) в повестку был внесен вопрос об обеспечении безопасности пассажирских перевозок. Это и стало центральной темой дня. В результате депутаты определили четкую программу действий в этом направлении.

Изначально на заседании комитета было запланировано рассмотрение вопросов о внесении изменений в целевую программу г.о. Сызрань «Повышение безопасности дорожного движения на территории г. о. Сызрань на 2009-2014 годы», об оптимизации дорожного движения в городе, некоторых других. По инициативе председателя СыГД Сергея Ананьева в повестку был внесен вопрос об обеспечении безопасности пассажирских перевозок. Поводом для этого послужила гибель 10-летнего ребенка 27 ноября в ДТП с участием автобуса 65-го маршрута, подконтрольного Михаилу Морунову. Михаил Морунов — участник минувшей выборной кампании в СыГД от партии «Правое дело», а также — недавнего конкурса на замещение должности главы администрации г.о. Сызрань.

Сергей Ананьев подчеркнул: «Требования сызранцев по обеспечению безопасности пассажирских перевозок мы слышим не первый год. Они поднимались и в ходе последней избирательной кампании. Конкретные шаги в этом направлении давно назрели. В т. ч. и поэтому мы вносили в повестку дня вопросы о повышении безопасности дорожного движения. Но последний случай стал действительно из ряда вон выходящим. Всем, кто мог иметь отношение к созданию условий, которые ему способствовали, нет оправданий».

Сложно не согласиться с позицией Сергея Ананьева. Более того, стоит отметить, что он стал первым высокопоставленным городским руководителем, который вызвал огонь на себя в неоднозначной и получившей широкий общественный резонанс теме. О последнем, кстати, можно было судить и по количеству пожелавших высказать свое мнение. На заседании комитета присутствовало куда больше представителей общественности, чем на иных заседаниях СыГД. Несмотря на организацию дополнительных мест, не всем их хватило непосредственно в зале.

Ответы представителей профильных служб превратились в отчеты, которые проходили под пристальным вниманием депутатов и вызвали их многочисленные вопросы. Несмотря на то что выступления начальника отдела ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» Олега Яшина, начальника отдела транспорта комитета жилищно-коммунального хозяйства (КЖКХ) администрации г.о. Сызрань Валерия Рычкаля, представителя автодорожного надзора и других носили достаточно информационный характер, они не удовлетворили депутатов.

Причина этого, скорее всего, кроется в том, что слишком часто, как кажется, звучали такие выражения, как «не имеем права», «не установлен факт», «не в нашей компетенции». А также были отмечены и попытки переложить основную нагрузку по наведению порядка в названной сфере на самих пассажиров. Впрочем, в любом случае для понимания масштабности проблемы стоит назвать некоторые цифры.

Олег Яшин, например, привел такие данные: «За год было выявлено... 3778 нарушений ПДД водителями автобусов, из которых 869

фактов нарушений скоростного режима. .., 398 — нарушения при маневрировании, 303 — непредоставления преимущества пешеходам..., 139 -нарушения перевозки пассажиров». Также он добавил: «В отношении 77 должностных лиц составлены административные материалы, привлечены к ответственности четыре юридических лица».

По информации Валерия Рычкаля, муниципальные договоры на осуществление услуг в Сызрани имеются лишь с незначительной частью юридических лиц, обладающих лицензиями на перевозку пассажиров автобусным транспортом. Второй по значимости проблемой он назвал деятельность параллельной сети маршрутов Михаила Морунова. Со слов Рычкаля, в данный момент вопрос о расторжении с ним договора от июня 2004 г. рассматривается в надзорной инстанции арбитражного суда. Еще одной болевой точкой Рычкаль определил недостаточность контроля, формальный подход при осуществлении медицинского предрейсового и послерейсового осмотра водителей маршруток.

По словам Олега Яшина, серьезными причинами высокой статистики ДТП с участием маршруток является как низкая транспортная дисциплина водителей, так и недостаточное внимание к организации процесса со стороны предпринимателей и руководителей организаций. Также он отметил такой фактор, как использование водителями во время движения радиостанций, что не может не отвлекать от процесса управления. Яшин коснулся и работы параллельных маршрутов. Он отметил: «Схема движения 65-го маршрута, за исключением двух остановок, налагается на маршрут №35... Водители конкурирующих маршрутов стараются получить максимальную выгоду исходя из финансовой заинтересованности ».

Депутаты приняли информацию к сведению, однако отметили отсутствие конкретных предложений и явную недостаточность принимаемых для наведения порядка мер. В рамках своих полномочий (в частности, и при определении политики бюджетного процесса) они высказали серьезные замечания и приняли вполне определенные шаги: от обращений с законодательными инициативами в вышестоящие органы власти до всех возможных мер по повышению безопасности дорожного движения, по контролю за этим процессом. Особо можно отметить предложения депутатов Виктора Королюка и Сергея Прокофьева. Теперь слово за исполнительной властью, в т. ч. — и за администрацией г.о. Сызрань. Пока же соответствующим органам, по образному выражению одного из депутатов, можно «поставить двойку».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей АНАНЬЕВ, председатель Думы г.о. Сызрань

- Нам было необходимо найти пути решения проблемы, чтобы и соответствующие органы работали как положено, и перевозчики принимали все меры для организации нормальной работы. Мы прекрасно понимаем, что одних административных мер недостаточно. Нужно повышать ответственность как предпринимателей, так и чиновников. Поэтому я вдвойне благодарен всем депутатам, представителям общественности, которые высказали свои предложения. Наше решение привлечь к обсуждению на заседании депутатов из других комитетов было совершенно верным. Убежден, что дума поддержит сегодняшние решения.

Сергей ПРОКОФЬЕВ, председатель комитета Думы г.о. Сызрань по городской инфраструктуре и жилищно-коммунальному хозяйству

- Проблема глобальная. То, что можно сделать для ее решения, необходимо закладывать в бюджет. Но и без бюджетных средств либо при минимальном их использовании можно сделать многое. Например, заложить в требования при проведении тендеров на внутригородские перевозки дополнительные условия с целью недопущения на маршруты недобросовестных предпринимателей. Это, например, прохождение добровольной сертификации, если уж обязательная пока в этой сфере не предусмотрена; принцип страхования ответственности, когда бы каждый конкретный перевозчик и владелец маршрута отвечал за свои недоработки вполне конкретным рублем; решение проблемы с системой ГЛОНАСС, на что нас ориентирует и позиция федерального центра, что позволит контролировать каждый конкретный автобус.

Николай АЛЕКСАНИН, председатель комитета по общественной безопасности населения Думы г.о. Сызрань

- Недостатков на рынке пассажироперевозок много. При этом не нужно всех чесать под одну гребенку. В идеале, конечно, возможность безопасного пользования автобусными перевозками в любое время суток. Причем считаю, что чем лучше будет работать муниципальный транспорт, тем лучше будут работать и частные перевозчики. Ситуация их к этому вынудит.

Виктор КОРОЛЮК, депутат Думы г.о. Сызрань

- У меня сложилось ощущение, что надзорные, правоохранительные, административные органы заняли оправдательную позицию по отношению к перевозчикам. Таких действий с их стороны быть не должно. Нужно сделать все, чтобы ответственность предпринимателей, владельцев маршрутов была полной и персональной. Лишать лицензий! Необходимо сделать все и для развития, укрепления материально-технической базы муниципального сектора пассажирских перевозок. На данный момент я не вижу предложений со стороны подразделений администрации о включении в бюджет, например, строки о закупке автобусов для муниципального предприятия.