Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (484) | 2 декабря 2013г.
 

В тени ЛУКОЙЛа

Продажа контрафактного бензина может продолжиться

Илья Ширтанов

12 ноября президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит АЛЕКПЕРОВ и губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН подписали соглашение о сотрудничестве между компанией и правительством региона до 31 декабря 2018 г. Как следствие, стоит ожидать, что уже в ближайшее время ЛУКОЙЛ начнет широкомасштабную экспансию на рынке Самарской обл. Между тем наблюдения показывают, что местные игроки успели подготовиться к такому развитию событий.

В определенный момент бренд «Башнефть» исчез с тольяттинского розничного рынка нефтепродуктов. Выяснилось, что с некоторого времени осуществлять свою деятельность практически на всех автозаправках компании «Башнефть» в Тольятти начала фирма ООО «ВолгоСпецМаш» (ВСМ). Преобразования проводились путем удаления из названия автозаправки слога, определяющего причастность АЗС к «Башнефти». Получилось новое наименование торгового знака «Нефть».

Есть достаточные основания полагать, что ВСМ таким образом подготовил платформу для развития заправочной сети ЛУКОЙЛ в Тольятти. Объясняется это тем, что ВСМ входит в группу компаний, которая уже несколько лет работает под брендом ЛУКОЙЛ. В частности, речь идет о фирме ООО «НефтеГАЗСнаб» (НГС). НГС занимается реализацией топлива на заправках ЛУКОЙЛ.

В выписках из ЕГРЮЛ можно узнать, что директором ВСМ, так же как НГС, работал один и тот же человек – Александр Морозов. Он же занимал должность директора в фирме 000 «ДАЛАГТ». Последняя получила широкую известность в качестве строителя автозаправок ЛУКОЙЛ на ул. Карла Маркса и ул. Жукова (см. «Хронограф» №36 (345) от 25.10.10). Между тем участие в уставных капиталах фирм НГС, ДАЛАГТ и ВСМ только подтверждает принадлежность этих организации к одной группе компаний.

Собственниками ВСМ ЕГРЮЛ называет Бориса Шарова и Евгения Шаркова. НГС принадлежал Алексею Заварзину и сыну Шарова Антону Шарову. Учредителем ДАЛАГТа выступала Ирина Шарова. Позже составы участников несколько изменились.

Эти заправки ждут новых вывесок
Эти заправки ждут новых вывесок

НГС полностью перешел в собственность Ирины Шаровой, а Антон Шаров занял должность директора этой фирмы. Единственным учредителем ДАЛАГТа, по данным ЕГРЮЛ, стал Роман Дементьев. К этой группе компаний можно отнести ООО «ВПС-Регион». В регистрационных документах «ВПС-Региона» также фигурируют Антон и Ирина Шаровы. Судя по всему, эта группа оказалась подготовленной к изменяющейся конъюнктуре рынка.

Прогнозы об увеличении доли присутствия нефтяной компании ЛУКОЙЛ в Самарской обл. подтвердились весной 2013 г. 1 апреля была раскрыта информация о приобретении ЛУКОЙЛом 100% акций ЗАО «Самара-Нафта». Основной упор в оправдание совершения этой покупки делался на значительных запасах нефти, которыми обладает «Самара-Нафта». Однако следует учитывать, что в самарской нефти высокое содержание сернистых соединений. Поэтому самарская нефть напрямую не поставляется на экспорт.

Таким образом, для получения ликвидного товара необходима переработка сырья. При этом, как заявляют в официальном релизе ЛУКОЙЛа: «Наличие нефтеперерабатывающих, нефтехимических, а также транспортных мощностей Группы ЛУКОЙЛ в регионе позволит реализовать существенный синергетический эффект». Не вызывает сомнений, что параллельно ЛУКОЙЛ начнет наращивать объемы сбыта готовой продукции в границах Самарской обл. На территории Самарского региона функции сбытовой организации ЛУКОЙЛа выполняет ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт». При этом нельзя сказать, что розничная сеть ЛУКОЙЛ была широко развита в Самарской обл. По данным официального сайта, в регионе функционирует всего 12 автозаправочных станций «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт».

Что касается Тольятти, то здесь только на 5 станциях «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» реализует топливо группы. Еще 11 автозаправок работают с использованием франшизы ЛУКОЙЛа. Соответственно, перед ЛУКОЙЛом должна возникнуть задача по расширению собственной сбытовой сети, т.е. увеличению количества автозаправочных станций. Скорее всего, наиболее быстрый и экономичный вариант — начать сотрудничество с местной диаспорой торговцев нефтепродуктами, предложив работу по известным брендам.

Стоит обратить внимание, что в свое время в Тольятти был отстроен целый ряд заправок, на которых можно было приобрести дешевое топливо сомнительного качества и происхождения. Нельзя исключать, что и НГС мог успеть поучаствовать в продажах сомнительного бензина. Однако в силу складывающихся обстоятельств подобные розничные точки продажи нефтепродуктов стали закрываться. Вырисовывалась отчетливая картина — в обозримом будущем на рынке могут остаться только крупные сетевики с известными брендами.

В этом плане бенефициары НГС, судя по всему, приняли адекватное решение, выкупив франшизу ЛУКОЙЛа. А сейчас, по всей видимости, в НГС готовы нарастить объем реализуемой продукции. Примерно то же самое можно сказать и про ВСМ, которые торгуют бензином под брендом «Нефть». При этом вывеска федеральной компании обеспечивает некоторую защиту от контролирующих органов. В то же время под прикрытием узнаваемого бренда можно реализовывать и менее качественный продукт. Если это так, то расширение сети заправок ЛУКОЙЛ может и в дальнейшем формировать гарантированный заказ на производство низкокачественного топлива.