Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (484) | 2 декабря 2013г.
 

Корпоративный человек

ВПГ может контролировать крупные логистические проекты и влиять на иные процессы

ИА «Центр-Инфо»

18 ноября ОАО «Транспортно-логистическая корпорация» (ТЛК) (Самара) раскрыло информацию о внесении изменений в устав общества. Изменения затрагивают размер уставного капитала, который планируется увеличить со 120 млн р. до 570 млн р. Единственным акционером ТЛК пока является министерство имущественных отношений Самарской обл. На данный момент корпорацию возглавляет Артем ШУХОРОВ, сын бывшего зам. начальника ГУ МВД по Самарской обл. по экономической безопасности, генерал-майора Андрея ШУХОРОВА (на фото). По неофициальным данным, последний после увольнения в 2012 г. из органов МВД оказался востребован в структурах холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ).

Правительство платит

ТЛК создано 16 декабря 2010 г. Единственным акционером является правительство Самарской обл. Как сказано в официальных документах: «Общество создано в целях реализации государственной политики в области развития транспортно-логистических комплексов на территории Самарской обл.». Компания зарегистрирована в Самаре по ул. Ново-Садовой, 106, корп. 106. Это место известно как площадка бывшего Завода им. Масленникова. Сегодня это место контролируется структурами ВПГ.

В 2012 г. ТЛК были выполнены предпроектные проработки: «Строительство и реконструкция грузовых причалов Самарского речного порта» на сумму 5,62 млн р. В этот же период разрабатывался бизнес-план создания региональной транспортно-логистической системы как механизма реализации стратегии развития региональной транспортно-логистической системы Самарской обл. на сумму 9,9 млн р. Согласно годовому отчету за 2012 г. текущая краткосрочная дебиторская задолженность составила 383 тыс. р. Кредиторская задолженность оказалась на уровне 1,2 млн р.

На данный момент в состав директоров ТЛК входят министры Александр Кобенко, Юлия Степнова, Иван Пивкин, а также их заместители Марат Санников, Сергей Калинин. 16 декабря 2010 г. на должность генерального директора ТЛК был назначен Артем Шухоров — сын Андрея Шухорова. На тот момент Андрей Шухоров занимал должность заместителя начальника ГУ МВД по Самарской обл. по экономической безопасности. Создание ТЛК и назначение Артема Шухорова гендиректором произошло в период, когда губернатором Самарской обл. был Владимир Артяков. В его окружении было немало людей, которые могли прислушиваться к мнению лиц из ВПГ.

ТЛК принимало участие в реализации проекта «Реконструкция и модернизация международного аэропорта Курумоч». Для этой цели были приобретены земельные участки сельхозназначения в районе аэропорта «Курумоч» общей площадью 1090 га за 103 млн р., а также арендовано 51,9 га. В настоящее время земельные участки переведены в категорию земель промышленности. Согласно документам общества потенциальным приобретателем земельных участков является администрация гражданских аэропортов (аэродромов) — г. Москва.

ТЛК планирует принять участие в строительстве транспортно-логистического центра (ТЛЦ) по обработке грузов в Самаре в створе мостового перехода «Кировский», а также в строительстве мультимодального логистического центра в пос. Смышляевка Самарской обл. В планах — строительство альтернативного топливно-заправочного комплекса на территории аэропорта «Курумоч», строительство логистического терминала, в т.ч. склада-холодильника в районе международного аэропорта «Курумоч». Примечательно, что реализация проектов будет проходить под руководством Артема Шухорова, который также возглавляет подконтрольное правительству области ОАО «Волгатранстерминал» (ВТТ), которое сегодня уже почти дошло до грани ликвидации.

Шухоров управляет

В 2010 г. Счетная палата Самарской обл. проверила деятельность ВТТ. Как сказано в отчете: «Деятельность не была направлена на развитие производственно-коммерческого потенциала, поскольку была сориентирована на получение бюджетных средств. Финансовые результаты полностью зависели от областных государственных заказов». Основной объем доходов получен в 2008-2009 гг., когда ВТТ работало в рамках исполнения госконтрактов. Все работы и услуги по заключенным контрактам исполнялись исключительно силами субподрядных организаций, что фактически являлось вторым этапом размещения государственных заказов без проведения конкурсного отбора. Прибыльной деятельность ВТТ была только в 2008 г. Размер чистой прибыли составил 12, 7 млн р. В 2007 г. и 2009 г. ОАО «ВТТ» получены убытки в размере 2,3 млн р. и 4,7 млн р. соответственно. За 9 месяцев 2010 г. чистый убыток составил 3,7 млн р. Доходность финансовых вложений в уставный капитал составила всего 0,04%. Стоимость чистых активов с 2008 г. уменьшилась более чем в два раза и на 1 октября 2010 г. составила 8,7 млн р., что ниже размера уставного капитала на 33,8%. В условиях нехватки собственных средств в 2008 г. ОАО «ВТТ» приобрело 66,2% голосующих акций ОАО «Самарский речной порт» на сумму 680 млн р. При этом сделка не была согласована с ФАС. Финансовые вложения в акции с привлечением заемных средств повлекли за собой убытки за счет возникших обязательств по уплате основного долга и начисленных процентов. В качестве источника финансовых вложений были привлечены заемные средства в размере 680 млн р. по договорам, заключенным с государственным казенным предприятием (ГКП) Самарской обл. «АСАДО». Обязательства по погашению основной суммы долга исполнены ВТТ в 2009 г. Задолженность перед ГКП Самарской обл. «АСАДО» составила 874 тыс. р.

Предшествовавшая получению займов сделка по поставке 4 млн т песка на общую сумму 1 000 млн р. между теми же юридическими лицами заключена без одобрения собрания акционеров. В 2009 г. находившийся в управлении у ВТТ пакет акций ОАО «Самарский речной порт» был продан ОАО «Самараоблавтотранс» за 700 млн р.

Вот что по этому поводу сказано в отчете Счетной палаты Самарской обл. о проверке ВТТ: «В результате совершения крупных сделок с заинтересованностью, связанных с куплей-продажей акций ОАО «Самарский речной порт», ОАО «ВТТ» получена прибыль в размере 18 млн р., источником которой стали средства областного бюджета, выделенные ОАО «Самараоблавтотранс» на развитие на территории области транспортного обслуживания населения внутренним водным транспортом».

Итогом проверки стала рекомендация Министерству имущественных отношений Самарской обл., которая звучит так: «Рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего участия Самарской обл. в ОАО «ВТТ» и возможности проведения приватизации акций Общества, принадлежащих области, в связи с неэффективностью финансово-хозяйственной деятельности и отсутствием ее направленности на развитие региональной транспортно-логистической системы». Наверное, понимал это и гендиректор ВТТ Артем Шухоров.

Согласно годовому отчету ВТТ кредиторская задолженность на 1 января 2013 г. составила 22,7 млн р. По итогам отчетного года производственная деятельность на предприятии не осуществлялась.

В 2012 г. уставный капитал ВТТ составлял 9,17 млн р. Крупнейшие акционеры ВТТ: минимущество Самарской обл. — 84,7%; ОАО «АВТОВАЗ» — 11,1%. Как сказано в годовом отчете ВТТ: «Каких-либо улучшений в финансово-хозяйственной деятельности общества за 2011 -2012 гг. не произошло. Кроме того, в кон-це 2010 г. была создана практически дублирующая компания — ТЛК, 100% акций принадлежат Самарской обл. в лице министерства имущественных отношений».

Прочитайте вывеску

Несмотря на выявленные нарушения, директор ВТТ сумел занять пост в ТЛК. Вероятно, это произошло благодаря тому, что Артем Шухоров — человек не из простой семьи. По неофициальным данным, сегодня его отец Андрей Шухоров является консультантом в структурах ВПГ. Его знаний и опыта достаточно для консультаций финансово-промышленных групп любого уровня. Бывший оперативник, всегда специализировавшийся на раскрытии преступлений экономической направленности. Шухоров дважды -в 2003 и в 2005 г. — претендовал на должность замначальника ГУВД по экономическому блоку, руководителя службы по борьбе с экономической и налоговой преступностью (СБЭНП). Однако его кандидатура не проходила согласование в Москве. Можно предположить, что до настоящего момента у Шухорова сохранилось достаточно возможностей для контакта с действующими сотрудниками полиции, курирующими экономический блок. Отметим, что депутат Госдумы Александр Хинштейн, который добивался отставки Андрея Шухорова, заявлял: «Говоря о подчиненных, я имею в виду целый ряд сотрудников из числа бывших сотрудников УБЭП и УНП, по инициативе и по рекомендации Шухорова назначенных на ключевые должности в оперативном блоке главка».

Примечательно, что еще в конце 90-х годов активно обсуждался вопрос близости Андрея Шухорова к структурам, подконтрольным Владимиру Аветисяну — одному из ключевых бенефициаров и создателей ВПГ. Высказывались предположения, что у Шухорова могли быть полномочия, для того чтобы повлиять на ход расследования уголовного дела по ООО «Протон». Эта фирма участвовала в зачете, при котором векселя трех нефтехимических предприятий — АО «Синтезкаучук», АО «Новокуйбышевский неф-техимкомбинат» и АО «Самарский завод синтетического спирта» — передавались в региональные структуры ОАО «Газпром». При этом ООО «Протон», подлинные руководители которого никому до сих пор неизвестны, получило вследствие этой операции более $ 10 млн. Кому они достались — до настоящего момента неизвестно. Три названных химических предприятия в тот период находились под управлением ВПГ. В итоге дело по ООО «Протон» было закрыто. Позже Шухоров стал одним из самых влиятельных в главке заместителей начальника. После ухода предыдущего начальника ГУВД по Самарской обл. Александра Реймера в Москву на повышение Андрею Шухорову даже прочили назначение на должность нового начальника главка. Но этого так и не случилось. Должность досталась Юрию Стерликову.

В своем недавнем интервью ОАО «Телерадиокомпания «ТЕРРА» Владимир Аветисян поделился опытом, как можно распознать модераторов тех или иных процессов. В качестве примера он привел случай из банковской сферы, где возможны случаи недобросовестной борьбы за клиентов: «На вопрос, кто это организовал. Все очень просто. Если вы забрали свои деньги со вклада, вы куда с ними пошли? Вот вы когда пришли туда, вывеску прочитайте, куда вы пришли, которая рядом с дверью. Дальше вклад вы открыли там. Вот ответ на ваш вопрос — кто это организовал и кто это поддерживает». В случае с трудоустройством Андрея Шухорова после его увольнения из главка можно было провести те же самые аналогии: достаточно просто прочитать вывеску на двери, куда он пришел, и многое станет понятно.