Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (484) | 2 декабря 2013г.
 

Чистая формальность

Авиакору не удалось взыскать 26 миллионов рублей с посредника

ИА «Центр-Инфо»

3 декабря ООО «Засамарская сетевая компания» (ЗСК) попытается взыскать с ЗАО «ППСО АО «Авиакор» (Авиакор) судебные расходы в рамках дела, проигранного Авиатором. Ранее все инстанции арбитражных судов отказали Авиакору, первым лицом которого является бизнесмен Владимир КОШЕЛЕВ, во взыскании 26,5 млн р. с ЗСК. В строительной корпорации считали, что ЗСК неосновательно обогатилось, ненадлежащим образом исполнив договор по организации обеспечения электроснабжения мкрн «Крутые ключи» от 4 сентября 2010 г. Однако нельзя исключать версии, что истец в итоге добился того, чего хотел. В частности, с 2013 г. энергоснабжением «Крутых ключей» занимается близкое Авиакору ООО «Авиаспецмонтаж».

Иск к ЗСК Авиакор подал еще в апреле 2012 г. Однако в удовлетворении требований на сумму 26,5 млн р. компании Кошелева отказали последовательно Арбитражный суд Самарской обл., Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ФАС Поволжского округа и ВАС РФ. После этого ЗСК потребовало с Авиакора компенсации судебных расходов в размере 300 тыс. р.

Согласно материалам арбитражного дела, 4 сентября 2010 г. Авиакор и ЗСК заключили договор, по условиям которого ЗСК обязывалось оказать услуги по организации обеспечения электроснабжения до точек установки энергопринимающих устройств жилого комплекса заказчика («Крутых ключей»), расположенного в Красноглинском р-не Самары, в пос. Красный пахарь. В свою очередь Авиакор должен был оплатить оказанные ЗСК услуги.

Дополнительными соглашениями от 2 декабря 2010 г. и З мая 2011 г. ЗСК согласилось выполнить те же действия и для второй очереди мкрн «Крутые ключи».

В период с ноября 2010 г. по июнь 2011 г. Авиакор перечислил в пользу ЗСК оговоренную договором и дополнительными соглашениями сумму в 26 млн р.

В суде представители истца настаивали, что ЗСК напрямую никаких услуг фактически не оказывало и каких-либо документов, подтверждающих оказание услуг, в адрес истца не представило. «По мнению истца, договор на оказание услуг по организации обеспечения электроснабжения объекта от 04.09.2010 и дополнительные соглашения от 02.12.2010, 03.05.2011 являются незаключенными, поскольку сторонами не конкретизирован предмет правоотношения — какие именно услуги должен выполнить исполнитель. Незаключенная сделка не влечет для подписавших ее сторон каких-либо правовых последствий, вследствие чего ответчик на основании ст. 1102,1107 ГК РФ неосновательно обогатился на сумму 26 млн р.», — сообщается в судебном определении. Странно, что такая позиция возникла уже после того, как Авиакор заплатил ЗСК. Спрашивается, за что были отданы деньги?

Согласно актам выполненных работ, представленным ЗСК на обозрение суда, Авиакору все же были оказаны прописанные в договоре от 4 сентября 2010 г. услуги. В частности, ЗСК согласовало с филиалом ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Самарской обл.» и выдало истцу технические условия (ТУ) на электроснабжение мкрн «Крутых ключей» суммарной мощностью 2 МВт. С ОАО «Волжская ТГК» ЗСК согласовало отпуск мощности для энергоснабжения жилого комплекса истца с нагрузкой также 2 МВт. Кроме того, были получены и выполнены в полном объеме ТУ вышестоящей сетевой организации (ОАО «Салют») на электроснабжение жилого комплекса истца.

Наконец, были получены и выполнены в полном объеме ТУ ООО «Самара Мехзавод Центр» (СМЦ) — собственника электрических сетей, через которые планировалось организовать электроснабжение жилого комплекса истца. По сути, ЗСК, имеющее статус сетевой организации, выполнило посреднические функции, договорившись в интересах Кошелева со всеми субъектами, имеющими отношение к электроснабжению данной территории. С 2013 г. транспортировкой электроэнергии в «Крутые ключи», получив сети в пользование у СМЦ, стало заниматься близкое Авиакору ООО «Авиаспецмонтаж».

Почему владелец сетей сам не оказывает услуги по передаче электроэнергии, предпочитая сдавать ЛЭП в аренду, непонятно. Также непонятны мотивы Авиакора, который вдруг решил получить с ЗСК уплаченные деньги. Многое можно объяснить, если предположить, что иск подавался лишь для того, чтобы формально узаконить схему электроснабжения поселка.

Таким образом, вместо профессионального сетевого оператора перспективную территорию развития осваивают схемные операторы. Судя по материалам дела, вместо строительства новых сетей и объектов они успешно обходятся имеющимися на местах ресурсами. Остается непонятным, насколько еще хватит этих ресурсов. Вполне возможно, что данный «резерв» уже исчерпан. При этом вряд ли у кого-то есть сомнения, что застройка территории будет продолжаться.