Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (483) | 25 ноября 2013г.
 

Чужими мерками

Похоже, Сечин предложил Вексельбергу и Ольховику решить вопросы с Газпромом

Сейдамет Абреков

15 ноября состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО «Волжская ТГК» (ТГК-7). Все 11 мест в новом совете директоров компании заняли представители структур, связанных с Группой «Ренова» Виктора ВЕКСЕЛЬБЕРГА и Евгения ОЛЬХОВИКА. И это притом что крупным миноритарием ТГК-7 является офшорная компания американского бизнесмена Леонарда БЛАВАТНИКА, которая, судя по всему, выдвигала 11 кандидатов, представляющих «Интер РАО» Игоря СЕЧИНА (на фото). Монополия в органе управления ТГК-7 в пользу «Реновы» была, очевидно, организована с выгодой для каждой из сторон. Например, «Интер РАО», действуя через третьи руки, может получить дивиденды в борьбе с ОАО «Газпром» за поставки газа на ТЭЦ.

Промежуточный Блаватник

Внеочередное собрание было созвано по просьбе нового акционера ТГК-7, появившегося 23 августа 2013 г. В этот день офшорная компания американского бизнесмена Леонарда Блаватника стала владельцем пакета акций ТГК-7, ранее принадлежавшего ОАО «Интер РАО ЕЭС». Еще накануне появления информации о созыве внеочередного собрания акционеров высказывались опасения о том, что Леонард Блаватник мог стать лишь промежуточным звеном в переводе ТГК-7 из-под нынешнего контроля ЗАО «КЭС» (входит в Группу «Ренова» Виктора Вексельберга) в пользу структур ОАО НК «Роснефть», президентом-председателем правления которого является Игорь Сечин.

Доказательством этой версии служит тот факт, что среди 30 кандидатов на 11 мест в совете директоров ТГК-7 11 человек представляли структуры «Интер РАО», которые, как и «Роснефть», подконтрольны Игорю Сечину. В ОАО «Интер РАО ЕЭС» Сечин — председатель совета директоров. Поэтому, если бы Леонард Блаватник действительно в этом вопросе был самостоятельной фигурой, то следовало бы ожидать, что 11 кандидатов представляли бы его офшорную компанию, а не «Интер РАО». Таким образом, становится понятным, что Леонард Блаватник действует именно в интересах «Интер РАО», а если быть еще точнее, то Игоря Сечина. При этом 19 кандидатов в новый совет директоров ТГК-7 представляли структуры КЭСа.

Привет «Волгопромгазу»

Сложно вспомнить, когда еще столько кандидатов — 30 человек -претендовали на избрание в совет директоров ТГК-7. Подобное позволяет сделать вывод о том, что вплоть до проведения общего собрания у миноритариев не имелось ясности относительно окончательного расклада. Скорее всего, шел торг. И пожалуй, наиболее важным вопросом накануне проведения собрания было то, в какой пропорции в новый совет директоров войдут представители «Интер РАО» и КЭСа.

Если брать предыдущий состав, то расклад был такой — 6 человек представляли структуры КЭС, 4 были связаны с «Интер РАО» и еще один — с ОАО И К «Роснефть», которое, как уже было отмечено, контролируется Игорем Сечиным.

С другой стороны, единственным действующим членом совета директоров ТГК-7, который не попал в обширный список кандидатов, оказался директор департамента энергетики ОАО «НК «Роснефть» Василий Никонов. У подобного хода событий имеется объяснение, если вспомнить карьерный путь Никонова. Несмотря на то что он в последнее время оказался трудоустроен в «Роснефть», его былая деятельность во многом была связана с холдингом «Волгопромгаз». Отдельные эксперты даже называют Никонова «воспитанником Владимира Аветисяна» — одного из бенефициаров «Волгопромгаза». Таким образом, невключение Василия Никонова в список кандидатов говорит о продолжающемся процессе снижения влияния Аветисяна на деятельность ТГК-7.

Следующим шагом на пути вытеснения «Волгопромгаза» с ТГК-7 следует ожидать отказ от закупки газа у ООО «Газпром межрегионгаз Самара» — дочерней структуры ОАО «Газпром». Не секрет, что генеральный директор «Газпром межрегионгаз Самара» Андрей Кислов считается менеджером, крайне зависимым от мнения бенефициаров холдинга «Волгопромгаз». После того, как ТНК-ВР стало составной частью «Роснефти», последняя получила в распоряжение газовые активы, на основе которых можно, в т. ч., снабжать газом ТЭЦ, принадлежащие ТГК-7. Если это произойдет, то ТГК-7 больше не будет нуждаться в услугах «Газпром межрегионгаз Самара» Андрея Кислова. Но, очевидно, чтобы значительно перестроить систему управления в самой ТГК-7 и приступить к изменению взаимоотношений с газовиками, необходимо было по максимуму внедрить в совет директоров компании лиц, не только формально, но и неформально не связанных с «Волгопромгазом».

КЭС пошел на передовую

Окончательный состав совета директоров ТГК-7, избранный 15 ноября, позволил сделать очень любопытные выводы о том, какими методами Игорь Сечин мог начать решать вопросы относительно фундаментальных перемен в компании.

15 ноября в совет директоров ТГК-7 были избраны (в порядке убывания количества голосов): Марат Галимов (заместитель генерального директора ООО «Учетно-финансовый сервис», связанного со структурами КЭСа), Виталий Аникин (директор по развитию ЗАО «КЭС»), Василий Белый (технический директор ЗАО «КЭС»), Михаил Еременко (директор по правовым вопросам ЗАО «КЭС»), Эдуард Бобрицкий (директор по управлению персоналом и организационному развитию ЗАО «КЭС»), Андрей Бондаренков (директор по безопасности и режиму ЗАО «КЭС»), Дмитрий Куликов (руководитель департамента трейдинга и диспетчеризации ЗАО «КЭС»), Сергей Редькин (директор по тепловому бизнесу ЗАО «КЭС»), Юлия Пономарева (начальник отдела внутреннего учета и отчетности ООО «Ренова Актив»), Карина Дашко (директор по корпоративным вопросам ЗАО «КЭС), Евгений Харьков (заместитель руководителя департамента по взаимодействию с органами власти ЗАО «КЭС»). Т. е. все 11 новых членов совета директоров ТГК-7 представляют структуры «Реновы».

У подобного расклада должна быть выгода для каждой из сторон. У Группы «Ренова» Виктора Вексельберга и Евгения Ольховика она лежит на поверхности — КЭС продолжит управлять ТГК-7 с функциями, напоминающими управляющую организацию. Но раз «Интер РАО» выдвинуло 11 кандидатов, но все-таки не избрало и одного, хотя и могло, значит, в обмен на это «Интер РАО» должно получить иной профит. Скорее всего, теперь именно КЭС будет ответственным за принятие нужных для Игоря Сечина решений. Среди таких просматривается отказ от услуг дочерней компании «Газпрома», в которой к тому же присутствуют люди, ориентирующиеся на «Волгопромгаз». При таком положении дел КЭСу очень сложно будет ссылаться на какие бы то ни было проблемы в принятии этих решений по той простой причине, что теперь совет директоров ТГК-7 на 100% подконтролен КЭСу. При этом в недавнем прошлом ТГК-7 уже были эпизоды, когда не было кворума при принятии важных решений. Таким образом, сегодня ситуация в ТГК-7 хорошо подходит под определение «загребать жар чужими руками». Кто будет класть руки в пекло, а кто извлекать выгоду -ответ очевиден.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.