Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (483) | 25 ноября 2013г.
 

Хотят летать

ОАО «Эйр Самара» готовится приобрести первые самолеты в свой парк

ИА «Центр-Инфо»

22 октября была раскрыта информация о намерении ОАО «Эйр Самара» (Э-С) заключить договоры финансовой аренды с ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Лизингодатель в лице ГТЛК должен обеспечить покупку Э-С трех самолетов VIP-класса суммарной стоимостью порядка 1,4 млрд р. Эти меры вряд ли нацелены на реализацию планов Э-С стать крупным игроком на региональном рынке авиаперевозок. Скорее всего, новыми самолетами будет пользоваться кто-то из политической и бизнес-элиты.

Согласно опубликованному сообщению, Э-С намерено провести общее собрание акционеров путем совместного присутствия с предварительным направлением бюллетеней для голосования до проведения мероприятия. В повестку включен вопрос об одобрении взаимосвязанных сделок, которые являются в совокупности крупной сделкой, а именно: заключении договоров финансовой аренды (лизинга) между ГТЛК и Э-С. Собрание акционеров назначено на 25 ноября.

ОАО «Эйр Самара» было зарегистрировано 10 июля 2010 г. в Самаре по адресу: территория аэропорта «Самара». На налоговый учет компания была поставлена в Инспекции ФНС по Красноглинскому р-ну г. Самары. На момент учреждения уставный капитал Э-С составлял 100 тыс. р. Изначальными учредителями компании были ЗАО «Авиационная компания «Полет» (30%) из г. Воронежа, ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» (19%) и ОАО «Самараоблавтотранс» (51%).

Буквально сразу после своего создания Э-С заявляло о намерении приобрести самолеты Beechcraft King Air 350 и 350L Для определения компании-лизингодателя Э-С проводило конкурс. Из материалов конкурсной документации следовало, что стоимость приобретаемого тринадцатиместного самолета Beechcraft King Air 350 не должна была превышать 460,1 млн р. Максимальная цена двух двухместных Beechcraft King Air 350i должна была уложиться в 920,2 млн р. В итоге выбор в Э-С остановили на ГТЛК, принадлежащем Минтрансу РФ. При этом до конца непонятно, победило ли ГТЛК в конкурсе либо получило право выступить лизингодателем на внеконкурсной основе.

В сентябре 2013 г. Э-С сообщило о проведении 18 октября общего собрания акционеров, в повестке которого речь шла о двух других значимых решениях.

Пока еще нет окончательной ясности, появятся ли такие самолеты в Самаре
Пока еще нет окончательной ясности, появятся ли такие самолеты в Самаре

Так, в повестку был включен вопрос об утверждении устава компании в новой редакции и увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных именных акций посредством закрытой подписки.

Исходя из отчетности компании уставный капитал был увеличен со 100 тыс. р. до 100,1 млн р. Хотя ранее, в 2011 г., речь шла о том, что уставный капитал необходимо увеличить до 600 млн р. При этом изначально намерение увеличить капитал напрямую увязывалось с попытками Э-С заполучить собственный авиапарк. Об этом говорилось в годовом отчете компании за 2011 г. «Перспективные планы, намеченные на 2011 г., по развитию региональных авиаперевозок выполнить не удалось в силу объективных причин. Одной из важнейших причин является недостаток инвестиций для приобретения воздушных судов, -сообщается в документе. — Несмотря на дополнительную эмиссию ценных бумаг в декабре 2011 г. на сумму 100 млн р., приобретение воздушных судов крайне сложно без новых инвестиций, т. к. в соответствии с разработанным бизнес-планом (ООО «НКЦ «Аэропрогресс») объем начальных инвестиций должен составлять не менее 600 млн р. В то же время правительство Самарской обл. планирует увеличить уставный капитал компании до необходимой суммы в 600 млн р. в период до 2013 г. включительно». Напомним, что эти планы были озвучены по итогам работы Э-С в 2011 г. На тот момент губернатором Самарской обл. работал Владимир Артяков, а министерство транспорта Самарской обл. возглавлял Валерий Матвеев. Именно через его ведомство курировалась работа Э-С. Более того, до начала 2012 г. Э-С возглавляла Ольга Романова, которую называли креатурой Матвеева. Причем Минтранс Матвеева полностью контролировал деятельность ОАО «Самараоблавтотранс» и частично ОАО «Международный аэропорт «Курумоч».

Однако планы по созданию и последующему расширению авиапарка Э-С за счет приобретения самолетов Beechcraft King Air теперь носят определенные риски.

По оценкам наблюдателей, приобретение самолетов «королевского» типа сводит на нет возможность попадания Э-С в государственную программу субсидирования лизинговых платежей, вносимых за используемые воздушные судна. Дело в том, что, с одной стороны, госпрограмма предусматривает приоритет в выделении субсидий за взятие в лизинг самолетов отечественного производителя. С другой стороны, субсидии могут идти и на частичное покрытие лизинговых платежей, в случае если приобретаются самолеты иностранного производства. Однако приоритеты здесь смещены в пользу самолетов гораздо большей вместимости, например Boeing или Airbus. Это в конечном счете делается для стимулирования граждан к выбору в пользу авиаперелетов и удешевления данного способа сообщения.

До сих пор остается загадкой, кого именно при министре Матвееве Э-С собиралось простимулировать, озвучивая желание приобрести три самолета VIP-класса. Логично, что занять хоть какую-то значимую нишу на рынке массовых авиаперевозок региона анонсированные покупки не помогут. Скорее всего, самолеты Beechcraft, если они все же будут приобретены, будут задействованы в узком сегменте частных перевозок. Клиентами Э-С в этой связи могут стать представители региональной политической и бизнес-элиты. Вызывает вопросы и то, каким образом будут финансироваться лизинговые платежи. Э-С до настоящего момента, похоже, не перевезло еще ни одного пассажира.

Не менее любопытно, что параллельно с вопросом об увеличении уставного капитала Э-С существенно изменился состав акционеров компании. Так, владельцем доли в размере 99,95% в акционерном капитале в сентябре 2013 г. стало ОАО «Самараоблавтотранс» (COAT). COAT все еще подконтрольно правительству региона. На фоне наращивания участия COAT доля участия ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» в капитале Э-С уменьшилась с 19% до 0,02%. Еще 0,03% акций Э-С стало принадлежать ОАО «Транспортно-логистическая корпорация». Что до ЗАО «Авиационная компания «Полет», то оно вообще вышло из состава акционеров Э-С. Условия, на которых нынешние миноритарии потеряли свое влияние на деятельность Э-С, пока не разглашаются.