Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (471) | 2 сентября 2013г.
 

По совету Новичкова

Больные покупали дорогостоящие протезы, хотя могли получать их бесплатно

Екатерина Чернышева

На данный момент сразу несколько бывших пациентов доктора Сергея НОВИЧКОВА вынуждены искать защиты своих интересов в суде. Новичков их оперировал, но перед этим предлагал приобрести эндопротезы по немалой цене. Однако известно, что медицинская помощь по эндопротезированию предоставляется бесплатно и регулируется различными программами. Но пришедшие на прием к Новичкову больные об этом не знали. Новичков успел поработать в двух тольяттинских больницах, но был вынужден их покинуть сразу после того, как у руководства медучреждений возникали вопросы к его «коммерческой» деятельности.

Существует две программы обеспечения протезами инвалидов — по линии министерства социального развития и демографии (МинСоц) и по линии министерства здравоохранения в рамках т.н. программы «Дорогостоящие виды медицинской помощи» (ДВМП). В Тольятти данные программы реализуются в ГБУЗ «Тольяттинская городская клиническая больница № 5» (ТГКБ №5, медгородок), которая является местным центром эндопротезирования. Здесь ведется учет людей, нуждающихся в таких операциях, услуга предоставляется бесплатно. Именно в ТГКБ № 5 ранее работал Сергей Новичков. Как прокомментировал главврач ТГКБ № 5 Николай Ренц, в ходе одной из проверок в 2008 г. было выявлено, что Новичков поставил пациентке эндопротез — «бедренный компонент» американского производства. При этом в истории болезни пациентки указано, что Новичков списал два эндопротеза: один по линии МинСоц, другой — по линии ДВМП. Один из актов составлен на американский протез, другой — на французский. По данному факту была создана комиссия. Она провела экспертизу семидесяти карт стационарных больных, которые получали лечение в рамках ДВМП в 2008 г. с переходом на 2009 г. В ходе проверки было выявлено, что у 17 пациентов для одного случая госпитализации имеется по два акта о проведенной имплантации эндопротезов одноименного сустава — по линии ДВМП и одновременно по линии МинСоц. По окончании проверки Новичкову пришлось вернуть все протезы в товарном виде. «Мною был подготовлен приказ об его увольнении по статье «ненадлежащие исполнение должностных обязанностей».

Основанием для этого послужило то, что Новичков выписал больную пациентку, при этом «списав» протез и не проведя операцию», — пояснил Ренц. Правда, пока профком больницы утверждал приказ об увольнении Новичкова, он успел написать заявление по собственному желанию.

Можно предположить, что такие «списанные» суставы Новичкову нужны были не для личного пользования. Медгородок — настолько большое учреждение, что далеко не сразу здесь можно выявить, чем именно занимается конкретный сотрудник. К тому же пациенты зачастую не спешат жаловаться, возможно, опасаясь того, что сами шли на поводу у доктора и вносили деньги через постороннюю фирму. Однако в конечном итоге руководством ТГКБ № 5 была выявлена сомнительная схема работы Новичкова.

После этого Новичков вдруг оказался трудоустроен в МБУЗ «Тольяттинская городская больница № 2 им. Баныкина» (ТГБ №2), с 2013 г. — ГМБУЗ. При приеме Новичкова главврачом ТГБ № 2 был Михаил Русак. Остается загадкой, пытался ли Русак поинтересоваться у руководства ТГКБ №5 о причинах ухода оттуда Новичкова или нет. Хотя Русак — управленец опытный, а потому, скорее всего, ситуация по Новичкову ему могла быть известна. Вопрос лишь в том, что возглавляемое им медучреждение не специализировалось на подобного рода услугах. Об этом в открытую заявил новый главврач ТГБ №2 Виктор Шпилевой.

Сергей Новичков в ТГКБ № 2 в бытность Михаила Русака реализовал новый план работы с пациентами. К тому времени вышло постановление правительства РФ № 240 от 7 апреля 2008 г. «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категории граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». В п. 7 этого постановления говорится следующее: «В случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел техническое средство за счет собственных средств,

инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением)». При этом в правилах не была указана стоимость, по которой пациент должен приобрести эндопротез. При определенной заинтересованности можно было прийти к выводу, что стоимость может быть любая. Учитывая данный факт, Сергей Новичков мог использовать возможности, которые создавались этим постановлением.

После того как человек на основании решения медико-социальной экспертной комиссии получал группу инвалидности, ему назначалась программа реабилитации. К инвалидам приезжали третьи лица и говорили о том, что государство им выделило эндопротез. При этом инвалиду предоставлялся пакет документов, в который входят договор купли-продажи, квитанция, чек. Сделано все было таким образом, как будто пациент сам купил эндопротез. После чего он обращался в МинСоц с заявлением на возврат денежных средств. К примеру, некий пациент якобы купил эндопротез стоимостью 148 тыс. р., хотя самые дорогие протезы суставов, которые реализуются через программы реабилитации инвалидов, стоят в пределах 50-70 тыс. р. Получается, что вместо двух-трех нуждающихся реальную помощь от государства получал только один человек. И таких случаев несколько сотен.

После того как Михаил Русак покинул должность главврача, вскоре пришлось покинуть больницу и Сергею Новичкову. Вот только ТГКБ № 2 продолжает испытывать на себе последствия его работы: бывшие пациенты Новичкова вынуждены подавать иски в т.ч. и на больницу, в стенах которой им делали операцию по установке эндопротезов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.