Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (467) | 8 июля 2013г.
 

Место для выживания

АВТОВАЗ может получить прибыль только за счет экономии на сотрудниках

Екатерина Чернышева

С 1 июля был запланирован переход ОАО «АВТОВАЗ» на шестидневную рабочую неделю, однако работать в таком режиме предприятие будет только в одну смену. Это означает, что производство пойдет в усеченном режиме, а значит, АВТОВАЗ, очевидно, не сможет получать выручку, достаточную для покрытия расходов. На этом фоне президент АВТОВАЗа Игорь КОМАРОВ не нашел ничего лучше, как заявить в СМИ о том, что ГК «Внешэкономбанк» (ВЭБ) через один-два месяц якобы выдаст АВТОВАЗу кредит на 10-12 млрд р. Видимо, Комаров понимает: без денег ВЭБа платить зарплату будет нечем. В ВЭБе эти заявления предпочитают не комментировать.

«На прошлой неделе ВЭБ принял решение о финансировании нашей инвестпрограммы, и через один-два месяца мы предполагаем получить первые 10-12 млрд р.», -сообщил президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров изданию «Ведомости» в конце июня. Стоит напомнить, что еще 17 декабря 2012 г. состоялось заседание наблюдательного совета ВЭБа, где был рассмотрен вопрос о финансировании банком программы развития ОАО «АВТОВАЗ» до 2020 г. «Общая стоимость программы — 177 млрд р., вклад ВЭБа- около 60 млрд р.»,-отметил тогда премьер-министр России Дмитрий Медведев (см. «Хронограф» №45 (444) от 24.12.12). При этом необходимость кредитовать АВТОВАЗ, который и без того уже серьезно закредитован, явно не обрадовала председателя госкорпорации (ГК) «ВЭБ» Владимира Дмитриева. Вполне возможно, что такой кредит в итоге может стать безвозвратным.

Тем временем АВТОВАЗ продолжал работать в режиме трехдневной рабочей недели при сборке практически всех основных моделей. С 1 июля планируется переход на шестидневную рабочую неделю, однако работать в таком режиме будет только одна смена. Можно предположить, что если кредит от ВЭБа все же не придет, то т. н. кризис на АВТОВАЗе может затянуться на неопределенное время.

Похожая ситуация на АВТОВАЗе уже происходила в 2009-2010 гг. Те события привели к масштабным высвобождениям персонала с предприятия. По разным оценкам, было высвобождено около 30 тыс. работников, причем этот процесс продолжился.

Работникам АВТОВАЗа опять остается только уповать на помощь государства
Работникам АВТОВАЗа опять остается только уповать на помощь государства

О нюансах работы на предприятии в тот период в личной беседе с корреспондентом «Хронографа» рассказала одна из сотрудниц АВТОВАЗа. Так, в 2010 г. при трудоустройстве на АВТОВАЗ с работником заключался срочный трудовой договор. Со слов сотрудницы завода, пожелавшей остаться неназванной, по условиям срочного договора временной период, который необходимо было отработать, составлял четыре месяца. Якобы временному сотруднику не предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск, а также не предусматривались премиальные выплаты. К тому же не предоставлялось одно место работы, т. е. сотрудников направляли на разноплановые работы. Помимо этого, сотрудник, работающий по договору, не мог вступить в профком АВТОВАЗа. Работница АВТОВАЗа, которая была оформлена по срочному трудовому договору, отметила, что число сотрудников, трудоустроенных по договорам, росло. Это является косвенным доказательством того, что положение дел на предприятии не улучшалось, раз оно продолжало набирать людей на непостоянной основе.

«При временном расширении производства прием в ОАО «АВТОВАЗ» велся в т. ч. и по срочным трудовым договорам», — сообщил председатель первичной профсоюзной организации ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Зайцев. По его версии, якобы всем работникам предоставлялись социальные льготы, гарантии. При этом причины, по которым руководство АВТОВАЗа устраивало сотрудников по договорам, могут быть понятны. Вполне возможно, руководство предприятия таким образом пыталось сэкономить на выплате заработной платы, для того чтобы не снижать уровень доходов, к примеру, топ-менеджеров, директоров производств и т. д. В то же время на волне т. н. кризиса АВТОВАЗ получал различные субсидии на создание новых рабочих мест. Таким образом, заводу удалось получить выручку от выпускаемой продукции и субсидии за создание рабочих мест, при этом экономив на рабочей силе.

В прошлый период от т. н. кризиса АВТОВАЗ от банкротства, судя по всему, спасли беспроцентные займы в 75 млрд р., полученные от ГК «Ростехнологии». Они активно расходовались АВТОВАЗом на фоне проведения разнообразных выборов, например, в Государственную думу и Самарскую губернскую думу (2011 г.), президента России и мэра г. о. Тольятти (2012 г.). В ближайшее время никаких масштабных предвыборных кампаний не намечается, разве что в Думу г. о. Тольятти. Соответственно, вряд ли государство захочет еще раз вкачивать в АВТОВАЗ все новые миллиарды бюджетных средств. При этом без дотаций АВТОВАЗ, скорее всего, не избежит банкротства. Что касается надвигающейся волны нового кризиса, то необходимо отметить, что, по данным пресс-центра АВТОВАЗа, с начала 2013 г. продано всего 189,5 тыс. автомобилей, что на 7,9% меньше, чем за аналогичный период 2012 г. Игорь Комаров, как президент и акционер компании, не может не понимать, какие перспективы ждут АВТОВАЗ. Возможно, с пониманием этого Комаров и делает заявления о том, что в ближайшее время должны прийти 10-12 млрд р. от ВЭБа. Вполне возможно, что, говоря о том, что деньги от ВЭБа должны прийти в ближайшее время, Игорь Комаров попросту выдает желаемое за действительное. «Хронограф» обратился к Дмитриеву с запросом с целью разобраться, действительно ли ВЭБ готов предоставить кредит АВТОВАЗу. Пресс-служба ВЭБа ответила просто: «Воздержимся от комментариев». Таким образом, в ВЭБе решили дипломатично уклониться от темы о выделении денег для АВТОВАЗа.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- В настоящее время кредит ВЭБа проходит установленную процедуру согласования. Об объектах инвестирования мы предоставляли информацию в предыдущих ответах... В частности, в прошлом году АВТОВАЗ направил на инвестиции в обновление производства и постановку новых моделей около 14 млрд р.